1.3 Формы, методы и принципы полового воспитания старшеклассников
В современном мире уроки полового воспитания в школьных учебных заведениях приобретают все более значимую роль. Половое воспитание нацелено на знакомство учащихся разных возрастных групп с особенностями построения взаимоотношений между полами Проведение занятий по половому воспитанию необходимо потому, что оно дает детям правильные представления о сексуальной жизни, имеющие научную направленность. Для организации таких занятий используются методические материалы, познавательные видеоролики, позволяющие сформировать в сознании учащихся адекватное и положительное представление о сексе. Содержание полового воспитания учащихся должно включать такие компоненты: 1) информационные данные об изменениях, происходящих в организме людей разных полов в период полового созревания; 2) информацию о формах сексуального поведения; 3) сведения об опасностях ранних и беспорядочных половых контактов, связанных с серьезными инфекционными заболеваниями; 4) информацию о средствах контрацепции, ее необходимости и значимости применения; 5) взаимосвязь сексуальных контактов с беременностью и основные признаки ее наступления. Половое воспитание в школе должно носить целенаправленный характер и быть ориентированным на правовые нормы сексуального поведения в обществе, воспитывать сдержанность в проявлении половых чувств, умение подчинить их нравственным принципам. Ниже рассмотрим половое воспитание в старших классах. В этот период, детям прививают необходимость гармоничного развития личности, этические принципы и нравственные нормы поведения в половой сфере. С учащимися проводятся специальные беседы о специфике моральных и социальных половых аспектов развития, построении дружеских и любовных взаимоотношений между парнем и девушкой, мужчиной и женщиной.
Половое воспитание старшеклассников предполагает формирование понятий о: 1) человеческих инстинктах; 2) связи между инстинктами человека и его разумом; 3) положительных и отрицательных эмоциях; 4) скромном и развязном поведении; 5) душевной чистоте и целомудрии; 6) девичьей гордости; 7) мужском достоинстве; 8) благородстве и ответственности. Девушки и юноши должны узнать о биологическим и социальном созревании, его особенностях и последствиях, о том, что собой представляет и как проявляется симпатия, увлеченность, более высокие чувства влюбленности и формирование привязанности. Детям следует разъяснить, что, не смотря на развитие половых признаков, не стоит спешить начинать половую жизнь до наступления физического созревания. Подростки должны узнать о том, что представляет собой сексуальная жизнь, особенностях строения организмов противоположных полов, иметь понятие о зачатии, беременности, вреде аборта и необходимости контрацепции для предотвращения нежелательных беременностей и инфекционных заболеваний. Старших школьников готовят к дальнейшей семейной жизни, знакомя с ее особенностями, моральными принципами построения. Половое воспитание в старшем школьном возрасте носит более расширенный и всеобъемлющий характер, поскольку дети уже прошли стадию полового созревания, либо находятся на ее завершении и должны получить максимум полезной и необходимой информации, которая поможет им избежать ошибок в половом поведении и предотвратить отрицательных последствий установления половых контактов. Целенаправленное воспитательное воздействие представляет собой некоторую относительно устойчивую схему действий, имеющих определенную цель. Сформулированные цели и принципы полового воспитания облегчают упорядочить систему методов и приемов полового воспитания.
Методы ориентирующего общения. Любая деятельность, поведение в процессе формирования проходит через стадию ориентировки, которую можно считать подготовительной фазой. Человек формируется в общении. Средство общения – речь. Среди методов ориентирующего общения можно выделить: беседы; разъяснения в процессе общения, в виде ответа на вопрос; при обсуждении различных ситуаций; лекции. Методы воспитывающего общения. Человек испытывает чувства, взаимодействуя с другими в общении. Эти чувства могут сформировать желательные или нежелательные психические новообразования. На первых этапах половое воспитание – это только социализация личности, т. е. усвоение норм и стандартов. Нельзя сводить половое воспитание только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитывающего общения можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения и приемы одобрения и неодобрения, но они опосредованы и действуют лишь только потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому так важен индивидуальный подход, правильный выбор средств воздействия, одобрения или порицания. При работе с детьми старшего школьного возраста, современными педагогами применяются следующие формы полового воспитания: 1. Ситуационно-ролевая игра − это спланированное состязание в решении задач совместной деятельности и в неестественных продуктов действий участников, выполняющих точно распределенные роли в условиях разыгранной сценке, и распределенными правилами игры. 2. Продуктивная (инновационная) игра – объединенная и продуктивная деятельность по организации сообщенного продукта (по выполнению какой-либо практической проблемы), распределяющая переход мнениями, в том числе и спланированное их спор, показ определенных результатов. Так же авторы при создании продуктивных игр наделяют их рядом черт [23]: 1. Появление определенной задачи, созданное новой для членов группы в игре. 2. Распределение участников на небольшие (8-12 человек) группы, которые планируют, распределяют план решения поставленной конкретной задачи.
3. Переход каждыми группами всех процедур (распознаванье задачи, распознание ситуации, распределение и постановка проблем, создание целей, разработка решений, раскрытие проекта, планирование программы решения) во время игры идет обсуждения результатов проведенной работы группы на объединенной дискуссии впоследствии каждой процедуры. 4. Наличие в каждой группе наставника, определенным образом разделяет работу группы с выполнением точных логико-технических, социально-технических и психологических средств. В таком случае, планирование продуктивной игры предполагает соответствующие процедуры: объединенный сбор-начало (предположение проблемы, растолкование правил), находится в действии по группам, общий сбор-конец (подведение итогов). В следствии продуктивная игра может быть достаточно сложной формой, так как она включает в себя характеристику промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов». Сплочение всех форм статично-динамичного типа то, что они раскрываются на одной территории без зрителей, способы распределения создаются жестко или не жестко заданы. Спектакль − демонстрирование, предполагающее отображение выступающими для зрителей полного театрального действия. Спектакль распределяет и осуществляет исполнителям таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) образует распределение сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует рассматривать созданной пьесой эмоционально-содержательный план [9]. Спектакль может проходить не только в зрительном зале, но и на открытой площадке. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) − отображение, рассчитывают демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Лекция (публичное выступление) − показ, демонстрирующее в виде монолога распределение взглядов по какому-либо вопросу. Линейка (торжественная церемония) – церемония демонстрации, строить план распределение участников в линию на какой-либо платформе. Распределение на линейку стоит не ставить на самую первичную суть.
Функции субъектов содействия, такие как: Во-первых, ведущий линейки (располагается в центре внимания). Во-вторых, выступающие (с монологами или короткими сценками находятся в центр внимания). В-третьих, зрители. В-четвертых, исполнители действий в сценарии. Содержанием содействия является создание эмоционально-ценностного отношения и принятие какой-либо информации. Концерт − «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами». Говоря иными словами, концерт − это, отображает, намеривает демонстрацию исполнителями для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др. ). Просмотр кино, видео, телефильма, спектакля − изображение, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, созданное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов содействия − зритель и организатор просмотра. Фронтальная беседа («Встреча с привлекательным собеседником») – спланированный, организованный диалог, в действие которого ведущий направляет обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть направлен в использование для игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок этики», «Урок фантазии» и т. п. ), подражающий школьное аудиторное занятие. Ведущий определяет роль учителя, остальные участники − обучающихся, а правила такой игры согласовывается правилам школьного урока. Митинг − сбор для дискутирование каких-либо значимых вопросов, распределяющую демонстрацию мнений в виде устных монологических высказывание отдельных ораторов. Диспут – осознанно произведенное показ в следствии которого получается специальное противостояние мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Дискуссия (так же спор, обсуждение, собрание компетентными лицами) − осознанно разделенный переход мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для предоставления взаимоприемлемого решения. Педагогам необходимо выдвигать на первый план для обучающихся на положительные примеры отношения людей разного пола друг к другу, на взаимные проявления любви, внимания и заботы взрослых мужчин и женщин, сопровождая их соответствующими комментариями. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания – воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т. д. Информирование старшеклассников не четким образом нормировать информацию как в ответ на их вопросы, так и по личной предприимчивости, индивидуально или в виде определенно спланированной дискуссии, споре и т. д., а также информации, подключенной в сущности определенных учебных материалов. Вся информация может быть передана как по отдельности в половой принадлежности, так и объединённо для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Принципиальное значение получают наблюдение за информированной литературой, ее разъяснение, предложение.
Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений педагога позволяющих ему решать поставленные задачи. К этим знаниям можно отнести знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Так же можно отнести знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек; знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку; знание принципов полового воспитания: - принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых; - принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня; - принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей); - принцип индивидуального подхода, проявляющийся в " адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания; - принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им). Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей. Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях. Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что у старшеклассников необходимо сформировать понятие о гармоническом развитии личности, о нравственности и этике. С ними надо беседовать о моральных и социальных аспектах пола, о дружбе и любви в искусстве и литературе, о дружбе и любви девушки и юноши, женщины и мужчины. Старшеклассникам нужно дать понятие об инстинктах, о связи инстинкта и разума, о положительных и отрицательных эмоциях. Им следует разъяснять, что такое скромность и развязность, душевная чистота и целомудрие, мужское достоинство и благородство, девичья гордость. У школьников необходимо воспитывать критическое отношение к своим и чужим поступкам, товарищеские взаимоотношения девушек и юношей, основанные на уважение личности, бережном отношении друг к другу: развивать самообладание, предупреждающее неправильные поступки. Им надо дать понятие о биологическом и социальном созревании, о симпатии, увлечении, влюбленности и любви, о дисциплине чувств, о счастье, о том, что основа семьи – единство интересов и жизненной цели, о роли семьи в обществе и государстве. Воспитанников надо научить отвлекать свое внимание от половых проблем посредством различных и многообразных видов деятельности (труд, спорт, кружки и т. д. ), влияющей на развитие личности человека в целом. Подросткам, как девушкам, так и юношам, необходимо сообщить краткие данные о наследственности, дать понятие о врожденных болезнях, об их влиянии на потомство, рассказать о влиянии на потомство употребления алкоголя, наркотиков, курения, об отрицательном влиянии аборта на женский организм и последующую детородную функцию. Подростки должны иметь некоторое представление о венерических болезнях, их профилактике и лечении, иметь представление о противозачаточных средствах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|