Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников




 

Старший школьный возраст имеет свои специфические особенности, выраженные в основных детерминантах развития. Старший школьный возраст в соответствии с различными подходами к периодизации, приходится от 14-15 лет и до 17-18 лет. В соответствии с отечественным подходом – Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина – можно выделить ряд специфических особенностей.

Чувство взрослости, занимающее одно из самых значительных мест во внутренней позиции старшеклассников, проявляется в том, что он больше не хочет, чтобы его считали ребенком, а претендует на роль взрослого. Но, как правило, школьники не в состоянии удовлетворить эту потребность в серьезной деятельности. Это приводит к тому, что они стремятся к " внешней взрослости", что проявляется в изменении внешности в соответствии со " взрослой модой", в преувеличенном интересе к сексу, курению, употреблению алкоголя и т. д. Следует учитывать, что повышенное внимание подростков к собственной внешности связано с установившимися свойствами формирования психики в этот период, с изменением ориентации подростков от взрослых к сверстникам. Поэтому очень важно, чтобы подростки соответствовали установленным нормам в своем окружении [18].

Школьники старшего школьного возраста склонны быть более самосознательными, отражая свои собственные чувства, взгляды, настроения и отношения. Их жизнь должна быть наполнена значимыми отношениями, переживаниями и интересами. Именно в подростковом возрасте круг интересов начинает формироваться и постепенно достигает определенной стабильности. Круг интересов считается психологической основой ценностных ориентаций подростка. Формируется интерес к психологическому опыту других людей, а также к своему собственному [11].

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных сетях и социализации, поскольку доминирующее влияние семьи постепенно сменяется доминированием группы сверстников как источника эталонных норм поведения и статуса. Принадлежность к группе сверстников требует установления определенных межличностных отношений.

Межличностное общение старшеклассника происходит как в общении со взрослыми, так и в общении со сверстниками.

Группа сверстников, с которой общается ребенок, влияет на его личностное развитие. Именно в контексте общения со сверстниками подросток постоянно сталкивается с необходимостью применять усвоенные нормы поведения на практике. Даже если общение происходит на высоком уровне, позже в жизни все равно возникнут проблемы, поэтому подростки часто избегают этого процесса в жизни из-за отсутствия навыков общения [14].

Потребность в межличностном общении выходит на первый план в подростковом возрасте. Примерно в возрасте 13-14 лет происходит полный переход от взрослых к сверстникам, подростки отдаляются от семьи и стараются проводить больше времени в собственной компании. Общение со сверстниками становится основным видом деятельности подростка. Каждый подросток стремится занять определенное место в своей группе сверстников. Вот почему для них так важно развивать межличностные отношения, находить настоящих друзей и учиться межличностному поведению.

Л. С. Выготский отмечал, что для этого возраста характерно наличие кризиса, который­ связан со становлением личности как субъекта собственного развития. Основным процессом на данном возрастном этапе является развитие самосознания. [1, c. 254].

А. Н. Леонтьев считал, что первое развитие самосознания происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я, что связано с прохождением кризисного состояния. Вторым этапом развития самосознания является подростковый возраст и связан он с развитием рефлексии. В данный период происходит двустороннее развитие – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие. Выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию самосознания [3, c. 125].

В соответствии с подходами указанных авторов данный возраст характеризуется включением в профессионально-учебную деятельности, что обуславливает направление активности на познание основ профессиональной деятельности.

Среди основного новообразования Д. Б. Эльконин выделяет следующие: формирование мировоззрения, формирование профессиональных интересов и склонностей, формирование самосознания [4, c. 554].

Формирование Я-концепции в подростковом возрасте характеризуется противоречивостью, неустойчивостью, именно формирование устойчивой самооценки является основой формирования саморегуляции. В 15-17 лет представления о себе охватывают уже все стороны собственной личности, во всей их многогранности и единстве, суждения о себе совершенствуются, подвергаются самокритике, самооценка становится наиболее точной [5, c. 147].

По мнению ряда авторов – С. Р. Аллахвердян, Р. Берне, Л. И. Божович, И. С. Липкина, Ю. Н. Максимова, М. А. Резниченко – в подростковом возрасте самооценка переходит на внутренний план, оценка себя происходит не в разрезе сравнения с внешними объектами, а в соответствии с внутренними сформированными образами. Это является специфическим признаком развития саморегуляции, основой ее развития. Это важный момент в становлении самосознания, так как он указывает на завершение перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования Я образа).

Одним из важнейших следствий развития самосознания является наличие у него ощущения возможности выбора содержания, направление собственного существования. В контексте теории Р. Мэя это формирует осознание­ существования в настоящее время. При этом обратной стороной свободы выступает ответственность человека перед самим собой за выбор направления своего развития.

М. Е. Кадомцева провела исследование децентраций и самоотношений учащихся 10-х–11-х классов, в которых показано, что учащиеся ориентированы на настоящее и будущее. При этом выраженность ориентации на прошлое отрицательно влияет на самоотношение старшеклассников, как уверенность в себе, ожидание позитивного отношения к себе, самоценность[6, c. 55].

Ориентация на будущее в старшем школьном возрасте связано с саморегуляцией, представленность образов себя как субъекта деятельности формирует образ себя в будущем. Это формирует локус-контроль и формирует ощущение возможности самостоятельного управления своей жизнью.

Г. А. Селезнева раскрыла в работах, что отношение к будущему и Я-концепция выступают как два системообразующих фактора в структуре личности старшеклассника.

Это является основой процесса эмансипации, который характеризуется возможностью оценивания будущего и подчинении собственных действий.

Л. И. Божович, В. А. Иванников, В. К. Калин, Т. Н. Шульга в особенностях развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников выделили следующие компоненты: становление нравственных основ воли, развитие мотивов свойственных учебной деятельности, обеспечение готовности к преодолению трудностей, выработку конструктивных способов поведения в сложных ситуациях, тренировку волевого усилия.

Подростковый возраст характеризуется чрезвычайно быстрыми изменениями как в психическом, так и в физическом развитии. Активнее становится работа потовых и сальных желёз, появляются угри и прыщи. Быстрый рост и изменение форм тела может приводить к временной заметной асимметричности [7, c. 175]. В этот период подросткам свойственна некоторая неуклюжесть, связанная с привыканием к своему новому телу.

Для подросткового периода характерно изменение Я-концепции, и оценка своей внешней привлекательности оказывает одно из решающих воздействий. Однако подростки склонны чересчур строго оценивать свою внешность, поэтому если изменения не соответствуют ожиданиям, то у них возникает чувство разочарования и неполноценности.

Причинами озабоченности могут также стать иные особенности, не относящиеся к физическому облику, которые принято считать крайне неприятными для окружающих: боязнь неприятного запаха изо рта или от гениталий, запах пота – всё это может спровоцировать негативное отношение к подростку.

Физическая­ привлекательность влияет на самооценку, популярность в кругу сверстников, развитие личности, отношения подростка, его поведение и социальное положение. Уязвимой подростковой группе приходится сталкиваться с негативными социальными переживаниями и психосоциальными стрессами.

Дразнения, нападки или оскорбления со стороны сверстников способствуют развитию низкой самооценки. Исследования доказывают, что есть тесная связь между низкой самооценкой и депрессией, между низкой самооценкой и суицидальным поведением.

Подростки с низкой самооценкой застенчивы и остро, а порой неадекватно, реагируют на критику. Они испытывают тревогу и беспокойство по поводу того, что над ними смеются, и чувствуют себя уязвимыми. Положение подростков осложняется тем, что в этот период своего развития они эмоционально неустойчивы, податливы влиянию как среды, так и окружающих людей. Важным фактором для адаптации подростков является также реакция родителей и других значимых респондентов на изменения физического облика подростка. Порой родители позволяют себе критические высказывания в адрес внешности своего ребенка, что является недопустимым. Известно, что на восприятие девочками своей внешности­ большое влияние оказывают взаимоотношения с матерью, а также отношение матери к своей собственной внешности.

Подростки с поздним развитием выглядят как маленькие девочки и мальчики, поэтому сверстники, да порой и взрослые, часто относятся к ним как к детям, что сильно огорчает юношей и девушек. В отличие от своих сверстников, подростки с ускоренным или замедленным темпом развития испытывают трудности при общении с другими ребятами как своего, так и противоположного пола, переживают чувства одиночества и зависти к своим друзьям, чувствуют себя изгоями. Кроме того, подростки оказываются в более невыгодном социальном положении, нежели их сверстники: их не приглашают на вечеринки, не берут в спортивные секции по причине недостаточного роста. К физически привлекательным подросткам относятся лучше, у них развивается более позитивная самооценка, они более популярны и лучше приспособлены в обществе.

Дисморфофобические переживания данного типа присущи многим подросткам и являются нормой, так как не определяют всего поведения подростка, не связаны с утратой критики, проходят с возрастом и хорошо поддаются терапии. Однако подростковый возраст может выступить как провоцирующий, патогенетический или преципитирующий, то есть ускоряющий развитие психических нарушений, фактор. «Запускается» развитие патологии, которая медленно, но верно превращается в хроническое заболевание. Кроме транзиторной реактивной дисморфофобии А. Е. Личко использовал понятие «эндореактивная подростковая дисморфомания», которая, в отличие от первой, характеризуется психотическим уровнем. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств.

Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Э. Чудновский особенности развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников связывают с включением подростка в новый вид ведущей деятельности – общение, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых референтных групп.

Можно сделать вывод на основании теоретического анализа о том, что период старшего школьного возраста является периодом завершения формирования представлений о самом себе. Важным новообразованием является ориентация на будущее, представленное в понимании зависимости будущего от личностных особенностей. Формирование ориентации на будущее связано с формированием необходимости профессионального самоопределения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...