1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников
Старший школьный возраст имеет свои специфические особенности, выраженные в основных детерминантах развития. Старший школьный возраст в соответствии с различными подходами к периодизации, приходится от 14-15 лет и до 17-18 лет. В соответствии с отечественным подходом – Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина – можно выделить ряд специфических особенностей. Чувство взрослости, занимающее одно из самых значительных мест во внутренней позиции старшеклассников, проявляется в том, что он больше не хочет, чтобы его считали ребенком, а претендует на роль взрослого. Но, как правило, школьники не в состоянии удовлетворить эту потребность в серьезной деятельности. Это приводит к тому, что они стремятся к " внешней взрослости", что проявляется в изменении внешности в соответствии со " взрослой модой", в преувеличенном интересе к сексу, курению, употреблению алкоголя и т. д. Следует учитывать, что повышенное внимание подростков к собственной внешности связано с установившимися свойствами формирования психики в этот период, с изменением ориентации подростков от взрослых к сверстникам. Поэтому очень важно, чтобы подростки соответствовали установленным нормам в своем окружении [18]. Школьники старшего школьного возраста склонны быть более самосознательными, отражая свои собственные чувства, взгляды, настроения и отношения. Их жизнь должна быть наполнена значимыми отношениями, переживаниями и интересами. Именно в подростковом возрасте круг интересов начинает формироваться и постепенно достигает определенной стабильности. Круг интересов считается психологической основой ценностных ориентаций подростка. Формируется интерес к психологическому опыту других людей, а также к своему собственному [11].
Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных сетях и социализации, поскольку доминирующее влияние семьи постепенно сменяется доминированием группы сверстников как источника эталонных норм поведения и статуса. Принадлежность к группе сверстников требует установления определенных межличностных отношений. Межличностное общение старшеклассника происходит как в общении со взрослыми, так и в общении со сверстниками. Группа сверстников, с которой общается ребенок, влияет на его личностное развитие. Именно в контексте общения со сверстниками подросток постоянно сталкивается с необходимостью применять усвоенные нормы поведения на практике. Даже если общение происходит на высоком уровне, позже в жизни все равно возникнут проблемы, поэтому подростки часто избегают этого процесса в жизни из-за отсутствия навыков общения [14]. Потребность в межличностном общении выходит на первый план в подростковом возрасте. Примерно в возрасте 13-14 лет происходит полный переход от взрослых к сверстникам, подростки отдаляются от семьи и стараются проводить больше времени в собственной компании. Общение со сверстниками становится основным видом деятельности подростка. Каждый подросток стремится занять определенное место в своей группе сверстников. Вот почему для них так важно развивать межличностные отношения, находить настоящих друзей и учиться межличностному поведению. Л. С. Выготский отмечал, что для этого возраста характерно наличие кризиса, который связан со становлением личности как субъекта собственного развития. Основным процессом на данном возрастном этапе является развитие самосознания. [1, c. 254]. А. Н. Леонтьев считал, что первое развитие самосознания происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я, что связано с прохождением кризисного состояния. Вторым этапом развития самосознания является подростковый возраст и связан он с развитием рефлексии. В данный период происходит двустороннее развитие – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие. Выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию самосознания [3, c. 125].
В соответствии с подходами указанных авторов данный возраст характеризуется включением в профессионально-учебную деятельности, что обуславливает направление активности на познание основ профессиональной деятельности. Среди основного новообразования Д. Б. Эльконин выделяет следующие: формирование мировоззрения, формирование профессиональных интересов и склонностей, формирование самосознания [4, c. 554]. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте характеризуется противоречивостью, неустойчивостью, именно формирование устойчивой самооценки является основой формирования саморегуляции. В 15-17 лет представления о себе охватывают уже все стороны собственной личности, во всей их многогранности и единстве, суждения о себе совершенствуются, подвергаются самокритике, самооценка становится наиболее точной [5, c. 147]. По мнению ряда авторов – С. Р. Аллахвердян, Р. Берне, Л. И. Божович, И. С. Липкина, Ю. Н. Максимова, М. А. Резниченко – в подростковом возрасте самооценка переходит на внутренний план, оценка себя происходит не в разрезе сравнения с внешними объектами, а в соответствии с внутренними сформированными образами. Это является специфическим признаком развития саморегуляции, основой ее развития. Это важный момент в становлении самосознания, так как он указывает на завершение перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования Я образа). Одним из важнейших следствий развития самосознания является наличие у него ощущения возможности выбора содержания, направление собственного существования. В контексте теории Р. Мэя это формирует осознание существования в настоящее время. При этом обратной стороной свободы выступает ответственность человека перед самим собой за выбор направления своего развития. М. Е. Кадомцева провела исследование децентраций и самоотношений учащихся 10-х–11-х классов, в которых показано, что учащиеся ориентированы на настоящее и будущее. При этом выраженность ориентации на прошлое отрицательно влияет на самоотношение старшеклассников, как уверенность в себе, ожидание позитивного отношения к себе, самоценность[6, c. 55].
Ориентация на будущее в старшем школьном возрасте связано с саморегуляцией, представленность образов себя как субъекта деятельности формирует образ себя в будущем. Это формирует локус-контроль и формирует ощущение возможности самостоятельного управления своей жизнью. Г. А. Селезнева раскрыла в работах, что отношение к будущему и Я-концепция выступают как два системообразующих фактора в структуре личности старшеклассника. Это является основой процесса эмансипации, который характеризуется возможностью оценивания будущего и подчинении собственных действий. Л. И. Божович, В. А. Иванников, В. К. Калин, Т. Н. Шульга в особенностях развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников выделили следующие компоненты: становление нравственных основ воли, развитие мотивов свойственных учебной деятельности, обеспечение готовности к преодолению трудностей, выработку конструктивных способов поведения в сложных ситуациях, тренировку волевого усилия. Подростковый возраст характеризуется чрезвычайно быстрыми изменениями как в психическом, так и в физическом развитии. Активнее становится работа потовых и сальных желёз, появляются угри и прыщи. Быстрый рост и изменение форм тела может приводить к временной заметной асимметричности [7, c. 175]. В этот период подросткам свойственна некоторая неуклюжесть, связанная с привыканием к своему новому телу. Для подросткового периода характерно изменение Я-концепции, и оценка своей внешней привлекательности оказывает одно из решающих воздействий. Однако подростки склонны чересчур строго оценивать свою внешность, поэтому если изменения не соответствуют ожиданиям, то у них возникает чувство разочарования и неполноценности.
Причинами озабоченности могут также стать иные особенности, не относящиеся к физическому облику, которые принято считать крайне неприятными для окружающих: боязнь неприятного запаха изо рта или от гениталий, запах пота – всё это может спровоцировать негативное отношение к подростку. Физическая привлекательность влияет на самооценку, популярность в кругу сверстников, развитие личности, отношения подростка, его поведение и социальное положение. Уязвимой подростковой группе приходится сталкиваться с негативными социальными переживаниями и психосоциальными стрессами. Дразнения, нападки или оскорбления со стороны сверстников способствуют развитию низкой самооценки. Исследования доказывают, что есть тесная связь между низкой самооценкой и депрессией, между низкой самооценкой и суицидальным поведением. Подростки с низкой самооценкой застенчивы и остро, а порой неадекватно, реагируют на критику. Они испытывают тревогу и беспокойство по поводу того, что над ними смеются, и чувствуют себя уязвимыми. Положение подростков осложняется тем, что в этот период своего развития они эмоционально неустойчивы, податливы влиянию как среды, так и окружающих людей. Важным фактором для адаптации подростков является также реакция родителей и других значимых респондентов на изменения физического облика подростка. Порой родители позволяют себе критические высказывания в адрес внешности своего ребенка, что является недопустимым. Известно, что на восприятие девочками своей внешности большое влияние оказывают взаимоотношения с матерью, а также отношение матери к своей собственной внешности. Подростки с поздним развитием выглядят как маленькие девочки и мальчики, поэтому сверстники, да порой и взрослые, часто относятся к ним как к детям, что сильно огорчает юношей и девушек. В отличие от своих сверстников, подростки с ускоренным или замедленным темпом развития испытывают трудности при общении с другими ребятами как своего, так и противоположного пола, переживают чувства одиночества и зависти к своим друзьям, чувствуют себя изгоями. Кроме того, подростки оказываются в более невыгодном социальном положении, нежели их сверстники: их не приглашают на вечеринки, не берут в спортивные секции по причине недостаточного роста. К физически привлекательным подросткам относятся лучше, у них развивается более позитивная самооценка, они более популярны и лучше приспособлены в обществе. Дисморфофобические переживания данного типа присущи многим подросткам и являются нормой, так как не определяют всего поведения подростка, не связаны с утратой критики, проходят с возрастом и хорошо поддаются терапии. Однако подростковый возраст может выступить как провоцирующий, патогенетический или преципитирующий, то есть ускоряющий развитие психических нарушений, фактор. «Запускается» развитие патологии, которая медленно, но верно превращается в хроническое заболевание. Кроме транзиторной реактивной дисморфофобии А. Е. Личко использовал понятие «эндореактивная подростковая дисморфомания», которая, в отличие от первой, характеризуется психотическим уровнем. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств.
Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Э. Чудновский особенности развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников связывают с включением подростка в новый вид ведущей деятельности – общение, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых референтных групп. Можно сделать вывод на основании теоретического анализа о том, что период старшего школьного возраста является периодом завершения формирования представлений о самом себе. Важным новообразованием является ориентация на будущее, представленное в понимании зависимости будущего от личностных особенностей. Формирование ориентации на будущее связано с формированием необходимости профессионального самоопределения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|