Понятие повествования. Повествование, описание и характеристика
Понятие повествования В широком смысле повествование связывают со структурой произведения в целом. Логичнее же его связывать с «событием рассказывания» как одним из аспектов художественного произведения, поскольку именно в нем возможен непосредственный контакт рассказывающего субъекта с читателем. Данная проблема рассматривается в работе Ж. Женетта «Повествовательный дискурс», но приемлемого определения понятия ни данная работа, ни существующие словари и энциклопедии не дают. Н. Д. Тамарченко предлагает трактовать повествование как «материальную (речевую) основу «события рассказывания», т. е. общения повествующего субъекта с адресатом-читателем» [58, с. 226]. Повествование в произведение выполняет «посредническую» функцию – обеспечивает взаимодействие читателя с миром героев. Повествование следует рассматривать в двух аспектах – как особый тип высказывания (речевая форма), и его субъектную принадлежность (виды повествующего субъекта). Осмысление повествования в смысле соотнесенности с «событием рассказывания» в произведении представляет собой в русском литературоведении отдельное научное направление, которое в зарубежном литературоведении получило название нарратологии (наратор-повествователь). Если рассматривать повествование в узком смысле, как элементы речевой структуры, то происходит смешение повествования с описанием и изображением. В классической риторике было разработано учение о формах построения прозаической речи, к ним относили повествование, описание и рассуждение (позже заменено «характеристикой»). Работы М. М. Бахтина резко изменили научный взгляд на данный вопрос. Ученый дифференцирует, как известно, речь изображающую (повествователя и рассказчика) и речь изображенную (прямая речь персонажа). В итоге все высказывания изображающих субъектов М. М. Бахтин трактует как «повествование», а «описание «и «рассуждение» воспринимаются как его составные элементы.
Повествование, описание и характеристика Рассмотрим повествование, описание и характеристику как особые речевые структуры, которые свойственны высказываниям изображающих субъектов, выполняющих «посреднические» функции (повествователь, рассказчик). Одна из точек зрения на повествование как тип высказывания состоит в акцентуации его информативной функции, описание же в данном контексте отличается функцией изобразительной. Традиционно к описанию относили портрет, интерьер, пейзаж. Но если рассмотреть фрагмент текста, который по определенным свойствам считается пейзажем, то в нем можно обнаружить и сообщение, и изображение, и даже характеристику. Традиционно характеристика рассматривается в тексте как образ-рассуждение, целью которого является объяснение читателю характера персонажа. Характером при этом называют «сложившийся и проявляющийся в поведении человека стереотип его внутренней жизни: комплекс привычных реакций на различные обстоятельства, устоявшихся отношений к себе и к другим» [58, с. 228]. «Внутренняя жизнь», как правило, обусловлена определенной системой ценностей. Нравственные ориентиры соотносят «внутреннюю жизнь» персонажа с внешними обстоятельствами. А это, в свою очередь, сближает характеристику с повествованием-сообщением и описанием-изображением. В научной литературе описание как тип речевой структуры связывают с приостановкой действия, представляют его как «статическую картину». Но описание может быть и «динамическим». Кроме того, «картина» может быть воспринята глазами как «посреднического» субъекта, так и глазами субъекта изображенного, тогда динамичность их будет располагаться в различным пространственно-временных измерениях.
Таким образом, возникает необходимость согласования повествовательных форм с субъектом восприятия и речи. Высказывания повествователя и персонажей преследуют «жизненно-практические цели: наблюдения, объяснения, сообщения и оценки» [58, с. 280]. Цель автора-творца, располагающая различные речевые потоки в определенном порядке (месте), состоит «в создании различных образов художественного пространства-времени или персонажа и для перехода от них к изображению событий» [58, с. 280]. Исходя из существующих научных концепций, Н. Д. Тамарченко предлагает определение повествования в узком смысле, т. е. «в соотнесенности с описанием и характеристикой» как «совокупность всех речевых фрагментов произведения, содержащих разнообразные сообщения: о событиях и поступках персонажей; о пространственных и временных условиях, в которых развертывается сюжет; о взаимоотношениях действующих лиц и мотивах их поведения; и т. п. » [58, с. 280] Далее следует выяснить, какую роль выполняет повествование в системе композиционных форм речи. При этом, под «композиционными формами речи» понимают, по В. В. Виноградову, ««композиционно-речевые категории», или, по М. М. Бахтину, «формы речи», «формы передачи речей»; «типические формы высказывания», «речевые жанры». К ним относятся: 1) высказывания «вторичных» субъектов изображения – повествователя, рассказчика, персонажа, выполняющие «изображающие» задачи (повествование-сообщение, описание, характеристика), а также «изображенные» – монологи, диалоги, вставные фрагменты текста, принадлежащие персонажам (рассказы, письма, стихи); 2) высказывания, принадлежащие другим авторам (эпиграфы, цитаты) или никому не приписанные (названия произведений). Таким образом, в осмыслении понятия композиционных формы речи следует учитывать ракурс их восприятия – с точки зрения субъекта высказывания, или с точки зрения авторского замысла относительно такого субъекта. Поскольку композиционные формы речи являются производными от речевых жанров (М. М. Бахтин), то они выражают «общий авторский замысел об изображенном мире» [58, с. 234].
Кроме композиционных форм, имеющих предметное значение (высказывание самого автора (названия) или других авторов (эпиграф), субъектов изображения и субъектов изображенных), есть еще и такие, которые служат для соединения различных речевых форм («он сказал», «между тем как…»). На основании всех имеющихся в литературоведении точек зрения на повествование Н. Д. Тамарченко дает свое итоговое определение понятию: «повествование – совокупность фрагментов текста эпического произведения, приписанных автором-творцом «вторичному» субъекту изображения и речи (повествователю, рассказчику) и выполняющих «посреднические» (связывающие читателя с художественным миром) функции, а именно: во-первых, представляющих собой разнообразные адресованные читателю сообщения этих лиц; во-вторых, специально предназначенных для присоединения друг к другу и соотнесения всех предметно направленных высказываний персонажей и повествователя-рассказчика, т. е. для создания в произведении единой системы различных композиционных форм речи» [58, с. 235].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|