Субъект речи и носитель точки зрения
Субъект речи и носитель точки зрения Говорящего субъекта в произведении называют также автором высказывания. В текста зачастую складывается такая ситуация, когда говорящий высказывает не собственную точку зрения. То есть, субъект речи, или автор высказывания, не совпадает с тем, чьими глазами «видится» изображенный предмет, с носителем «точки зрения». Чаще всего такое несовпадение наблюдается в «двуголосом» слове – в несобственно-прямой речи. Проблема различения субъекта речи и носителя точки зрения – одна из наиболее интересных и актуальных в современном литературоведении. К ее решению причастны зарубежные и русские литературоведы, в частности, Ж. Женетт («Повествовательный дискурс»), Ф. Штанцель («Теория повествования»), Б. О. Корман («Изучение текста художественного произведения»), Б. А. Успенский («Поэтика композиции»). Ученые пытаются дифференцировать понятия рассказывания – сообщение о чем-то в виде речевого потока, и восприятие того, что происходит в «мире героя». Осмысление этих понятий поможет разграничить два важнейших понятия нарратологии – повествования и композиции.
Понятие композиции и компонента Композиция в произведении напрямую связана с «точкой зрения», но чтобы осознать их соотнесенность, необходимо сначала разобраться с самим понятием композиции. В первую очередь следует зафиксировать внимание на том, что понятие композиции будет соотноситься только с событием рассказывания. То есть, ни к сюжету, ни к системе персонажей как составляющим «мира героя» (события рассказанного) композиция не имеет отношения. Также не следует соотносить композицию с построением и структурой всего произведения.
Исходя из семантики термина, композиция – это некий порядок, «соотношение или расположение каких-то «частей» или «элементов» [58, с. 210]. Если применить понятие к художественному произведению, то за упорядоченность его элементов ответственно авторское сознание, через него автор реализует свой замысел. Здесь важно определиться, об упорядочении каких частей произведения пойдет речь. Напомним, что событие рассказывания реализуется в тексте. Текст представляет собой речевые потоки, имеющие адресантов и адресатов. Именно с текстом и делением его на некие части и связано понятие композиции. Такой подход обоснован в работах В. М. Жирмунского («Композиция лирических стихотворений»), а также М. М. Бахтина и П. А. Флоренского, которые различали понятия «композиции» и «конструкции» (или «архитектоники»), «структуру эстетического объекта» и «организацию материала». Важным аспектом понятия композиции является осознание того, на какие части, или компоненты, делится текст, поскольку из таких «компонентов» и сформируется композиция текста. Текст может быть визуально поделен автором на главы, могут быть им введены эпиграфы и посвящения, вставные тексты; в лирике – деление на строфы, в драме – акты и др. Кроме того, текст поделен на высказывания, которые совмещают разные точки зрения. Как правило, формальное членение текста и его деление по субъектам речи демонстрируют читателю «со-бытие» разных точек зрения субъектов высказывания на одно и то же изображенное событие. Формируется его различное восприятие и оценка. Таким образом, в современной теории литературы сформировалось определение «компонента» композиции как «фрагмента текста литературного произведения, в котором взаимодействуют как минимум две точки зрения изображающих субъектов на одно из сюжетных событий, т. е. возникает одно из многих возможных в этом произведении (или характерных для него) «микрособытий» рассказывания, образующих в совокупности единое событие рассказывания всего произведения» [58, с. 211-212]. Как видим, понятие компонента композиции вырастает из «со-бытия» субъекта речи и точки зрения.
Точка зрения Понятие «точка зрения» возникло в литературоведении сравнительно недавно (Г. Флобер, «Объективный метод»; Г. Джеймс, «Искусство прозы»). В литературе неклассического периода эпохи модальности оно становится одним из ведущих нарратологических понятий. Наиболее полно в русском литературоведении «точка зрения» рассмотрена в работах Б. А. Успенского («Поэтика композиции», 1970) и Б. О. Кормана («Изучение текста художественного произведения», 1972). Ученые предлагают свои классификации точки зрения, но не дают его определения. Б. А. Успенский лишь соотносит понятие «точки зрения» с «авторскими позициями, с которых ведется повествование (описание)» [66, c. 14], Б. О. Корман использует уточняющие слова – «положение», «отношение», «позиция» [30, с. 20, 24, 27, 32]. Для классификации «точек зрения» Б. А. Успенский выделяет такие критерии: «идеологическая оценка» (мировоззренческая), «фразеологическая характеристика» (на речевом уровне), «перспектива» (пространственно-временная позиция субъекта высказывания) и «субъективность/объективность описания» (точка зрения в плане психологии). Б. О. Корман также акцентирует фразеологическую точку зрения, но, в отличие от Б. А. Успенского, выделяет два варианта перспективы, дифференцируя точку зрения пространственную («физической») и временную («положение во времени»). Идеологическая точка зрения в интерпретации Б. О. Кормана («идейно-эмоциональная») представляется в двух вариантах: «прямо-оценочная» (принадлежащая субъекту сознания, в кормановской трактовке – непосредственно автору) и «косвенно-оценочная» (оценки даны через соотношение с окружающим миром). Термин «точка зрения» в литературоведении ХХ века зачастую отождествлялся с термином «перспектива», что было обусловлено сближением словесных и изобразительных форм искусства (кино, роман-монтаж), а также культурологическим интересом к архаике и искусству Средневековья (П. Лаббок, «Искусство романа» (The Craft of Fiction, 1921; X. Ортеги-и-Гассет «О точке зрения в искусстве» (1924); П. А. Флоренского «Обратная перспектива» (1919); М. М. Бахтин «Автор и герой в эстетической деятельности» (1920-1924), раздел о «теории кругозора и окружения»). Основная идея названных работ состояла в том, что каждый художник формирует свою «оптическую картину мира» – «все дело в ракурсе» (А. Кушнер).
Б. А. Успенский связывает понятие точки зрения с границами художественного произведения, дифференцирует внешнюю и внутреннюю точки зрения по отношению к этим границам. Извне виден текст произведения, на этой точке зрения находятся автор и читатель. Чтобы увидеть произведение изнутри, нужно стать на точку зрения одного из персонажей. При том, что автор имеет непосредственное отношение к герою – создает его, – он находится «вне жизни» героя. Во-первых, в ином пространстве и времени, во-вторых, у автора и героя как субъектов имеется разная активность: автор занимается эстетической деятельностью и создает художественное (виртуальное) произведение, а герой имеет жизненные цели и достигает реальных результатов. На основании имеющихся определений точки зрения, Н. Д. Тамарченко предлагает такие варианты определения: «Позиция, с которой рассказывается история или с которой воспринимается событие истории героем повествования» (Под «историей», несомненно, понимается совокупность и последовательность событий жизни персонажа. ) [58, с. 217-218], а также: «положение «наблюдателя» (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, в пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор – как в отношении «объема» (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой – выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора» [58, с. 221]. Осмысление понятия точки зрения позволяет увидеть в тексте субъектные «пласты», дифференцировать «сферы» повествователя и персонажей, а также учитывать адресованность текста в целом и отдельных его фрагментов. Забегая вперед, следует отметить, что понятие точки зрения напрямую связано с композиционными формами речи (повествование, диалог и т. п. ). В каждой из них преобладает точка зрения определенного типа. Так, в описаниях будет доминировать пространственная точка зрения, в повествовании – временная; в характеристике – психологическая точка зрения. Таким образом, рассмотренные понятия субъектов изображающих и изображенных, точки зрения и компонента напрямую связаны с композицией произведения, которую Н. Д. Тамарченко трактует как «систему фрагментов текста произведения, соотнесенных с точками зрения субъектов речи и изображения, эта система организует, в свою очередь, изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображенный мир» [58, с. 223].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|