Повествователь и рассказчик. Герой, персонаж, характер и тип
Повествователь и рассказчик С категорией повествования напрямую связаны субъекты изображения и речи – повествователь и рассказчик. Они являются посредниками между авторским планом и читательским в художественном произведении и между ними имеются существенные отличия. Первым критерием дифференциации повествователя и рассказчика может быть личное присутствие в освещении изображаемого события – «Он-повествование» («Er-Erzä hlung») и «Я-повествование» («Ich-Erzä hlung»). В первом случае безличный субъект дистанцированно изображает персонажа, именуя его в третьем лице. Во втором – событие освещается субъектом от первого лица, притом он сам принимает участие в изображаемом событии. Но такое разграничение не является обязательным. Иногда повествование от третьего лица может вестись и «всезнающим автором», и «анонимным рассказчиком», равно как и повествование от первого лица. То есть, данный критерий не является достаточным для разграничения повествователя и рассказчика. Понятия «скрытый автор» и «рассказывающий персонаж» отдаленно соотносимы с понятиями «он-повествователь» и «я-повествователь», или повествователь и рассказчик, но они нуждаются в пояснениях. «Скрытый автор» или «недостоверный рассказчик» презентует самого автора в тексте, а персонаж, организующий своей личностью весь текст, получил название «рассказывающего персонажа». Формы повествования – «я» или «он» – не станут здесь критерием дифференциации субъектов высказывания. Кроме того, существуют тексты, которые презентуют взгляд на мир одного сознания – авторского, но есть и другие – где взаимодействуют два разных сознания (авторское и персонажа), притом персонажная позиция может доминировать, даже если она не совпадает с авторской.
Еще один путь дифференциации повествовательных субъектов основывается на способах изображения мира героя – извне или изнутри. Представлен он наиболее полно в исследованиях Ф. К. Штанцеля. Ученый противопоставляет «повествование» как «посредничество» (извне) и как «изображение» (изнутри). Второй способ формирует у читателя впечатление «непосредственности его наблюдения за вымышленным миром». Ф. К. Штанцель использует термины «повествователь» (аукториальный повествователь) и «я-повествователь». Первый тип повествователя – находится «вне вымышленного мира», второй – живет в том же мире, что и персонажи произведения. Такое понимание ученого наиболее соотносимо с понятиями «повествователь» и «рассказчик», принятыми в русском литературоведении. Таким образом, в сферу деятельности повествователя входит сообщение читателю о событиях, произошедших во времени и пространстве с персонажами, изображает действующих лиц, обстановку, анализирует внутреннее состояние героя и др., но при этом не является участником изображаемых событий и сам не является объектом изображения кого-либо из персонажей. Повествователь обладает «всеобъемлющим» кругозором (его границы совпадают с границами изображенного мира), а речь его адресована за границы изображенного мира – читателю. То есть, он находится «на границе» вымышленной действительности, и является не лицом, а функцией (хотя она может быть прикреплена к персонажу, если не будет совпадать с ним как с действующим лицом). Ему присуще «невидимое присутствие». Рассказчик находится целиком внутри изображенной реальности и является личность с определенным лицом. Он может быть связан биографически с персонажами, о которых рассказывает, имеет не «всеобъемлющий кругозор», ограничен рамками виртуальной реальности «мира героя», имеет специфическую речевую манеру, и главное – является «образом», «изображенным», как и любой персонаж произведения. Таким образом, «рассказчик – персонифицированный субъект изображения и/или «объективированный» носитель речи; он связан с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой и ведется изображение других персонажей» [58, с. 241].
Существует еще один тип повествователя – особый персонаж, «двойник» автора в изображенном мире. В сознании читателя он может отождествляться с автором-творцом, и в то же время с персонажем текста. Тогда создается иллюзия непосредственного присутствия автора в художественном мире. Но это лишь иллюзия. Такой повествователь называется «образом автора». Это «вторичный автор» (М. Бахтин), как и другие образы, созданный автором-творцом, но способный к творчеству в пределах изображенной реальности. То есть, он является одним из изображающих субъектов, и в то же время – субъектом изображенным. Субъектом изображенным, но не способным к творчеству является герой, о типологии которого и пойдет речь далее.
Герой, персонаж, характер и тип Героя является ценностным центром художественного мира, форма произведения очерчивает его границы, которые создаются как результат его собственного самоопределения, так и путем его ограничения (завершения) автором. Героем не может быть любой персонаж, он должен обладать целостностью, полнотой и завершенностью. Для называния действующих лиц в произведении используют такие номинации, как герой, персонаж, тип, характер, которые часто взаимозаменяемы. Необходимо четко различать их понятийную сущность. Прежде всего необходимо оговорить одну важное положение. Любое действующее лицо в произведении является образом. Но образную природу имеет не только субъектная сфера. Как уже установлено, художественным образом является любой элемент созданной виртуальной действительности, как и само целое художественного произведения. Поэтому к понятию героя не следует добавлять понятие образ, и так понятно, что он им является. Понятия героя, характера и типа целесообразно соотносить с понятием «персонаж» как действующим лицом, выполняющим определенные сюжетные функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|