Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный герой как персонаж




Литературный герой как персонаж

Любой герой в литературном произведении является персонажем, но не всякого персонажа признают «героем». Герой – это главное действующее лицо, «носитель основного события» (М. М. Бахтин) в литературном произведении, а также «значимой для автора-творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей» [58, с. 249]. Герой является для автора-творца «Другим», его сознание и поступи отражают сущность создаваемого им мира.

Герой играет в сюжете ведущую роль, без него не могут произойти решающие сюжетные события, его высказывания доминируют в «событии рассказывания». Номинация «герой» сохраняет свою мифологическую семантику – «полубожества», призванного восстановить равновесие между силами Мира и Хаоса. В эпической ситуации герой уже в литературе эпохи модальности также уравновешивает полюса мира «других» в авторском понимании.

В силу своей архаической семантики, героя отличает инициатива (активно-боевая или пассивно-страдательная) и способность преодолевать препятствия (непреодолимые для других), а также совершать выбор и брать на себя ответственность за него.

 

Персонаж, не являющийся героем

У персонажей, которые не являются литературными героями, инициатива или служебная (помощники, ловкие слуги), или имеет отрицательный характер (вредители, злодеи). Кроме того, персонаж может быть лишен личной инициативы, становится персонификацией обстоятельств или частью предметного окружения. Действия таких персонажей не являются результатом их выбора. Это «второстепенные» персонажи.

Такие персонажи отождествляются с устойчивым набором функций («амплуа»): воин-хвастун, плут, инженю, ученый чудак. Иногда функции могут быть взаимопротиворечащими: благородный разбойник, наделенная душевной чистотой проститутка, что как бы обеспечивает возможность выбора.

Таким образом, персонаж – это «действующее лицо произведения, которое выполняет в нем заданные (традицией или автором) функции, т. е. совершает поступки, претерпевает невзгоды, перемещается в пространстве и времени изображенного мира» [58, с. 253].

 

Персонаж-характер

Персонаж-характер – это самоопределяющаяся личность, которая сама выбирает роль и в жизни в целом, и в отдельном сюжетном событии. Самоопределение такого персонажа-характера обусловлено его системой ценностей и демонстрирует определенную жизненную позицию.

 

Персонаж-тип

Понятие «тип» в персонажной сфере – это «готовая форма личности» («маленький человек», «лишние люди»). Следует различать типы, презентующие художественную традицию (фольклорные и литературные), и жизненные типы, относящиеся к исторической действительности (психологические, социальные). Фольклорные типы – плут, шут, дурак; литературные – парвеню (выскочка), «лишние», «маленькие» и «новые» люди, «люди из народа». Жизненные типы – психологические (скупец, ревнивец, ханжа); социальные (бедный рыцарь, монах, разбойник); социально-исторические (чиновники, купцы, промотавшиеся дворяне); национальные (цыгане у романтиков, евреи, французы, поляки).

Персонаж-тип, таком образом, является функцией мироустройства или «среды» (но не сюжета), что позволяет человеку играть определенные роли.

В ходе развития литературного процесса готовые типы постепенно заменяются непредопределенными характерами. Так формируется образ литературного героя. Заданный тип трансформируется в силу самоопределения героя и превращается в характер.

 

Система персонажей и авторская позиция

В конкретном художественном произведении не всегда встречаются все названные виды персонажей, но присутствующие соотнесены друг с другом иерархически. Каждый из персонажей по-своему выражает авторское представление о человеке. Все вместе они формируют «систему персонажей» как «художественно целенаправленную соотнесенность всех " ведущих" героев и всех так называемых " второстепенных" действующих лиц в литературном произведении. Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и историей, а также о типах человека — в связи с различиями рас, национальностей, сословий, профессий, темпераментов, характеров, социальных ролей, психологических установок и идеологических позиций» [58, с. 260]. Осмысляя данное определение, необходимо учитывать, что в системе литературных персонажей может отражаться не только высокая, сакральная традиция, но и изнаночная, карнавальная.

 

Типологии героя в фольклоре и литературе

Системы главных героев: «пары», «треугольники», «четырехугольники». Фольклорная пара «ара» – «культурный герой» и «трикстер». В литературе двойники-аптиподы – Дон Кихот и Санчо (духовность и телесность); художник и филистер (Гофман «Жизнеописание кота Мура»).

«Четырехугольник» чаще складывается из двух пар – основной (серьезной) и дублирующей (комической): любовники-господа и любовники-слуги в классической комедии. «Треугольник» складывается из противостояния одного и пары («Евгений Онегин»).

Соотношения главных и второстепенных персонажей (центростремительная (иерархическая) и центробежная («демократическая» тенденции). Иерархическая – герой занимает центральное место а все остальные персонажи создают фон (средневековые романы, романтические моногеройные романы). Демократическая тенденция формируется, когда главному герою противостоит равноценный оппонент, занимающий, однако, место на втором плане изображения («Цыганы», «Рудин», «Обломов»).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...