Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и развитие тела бессмертия 4 глава




“Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Мф 13:43).

“И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном,

ибо Господь Бог освещает их...” (Откр. 22:5).

 

Практика удивительно проста. И если практиковать её, как написано выше, наступит момент, когда ваше сердце откликнется на неё и окажется преисполненным любовью ко всему миру, и с этого момента вы начнёте во всём ощущать живое проявление Единого, начнёте воспринимать весь мир как Одно Целое, а вслед за этим навсегда изменится ваше к нему отношение.

Эти перемены есть не что-то внешнее, а появляющееся в вас ваше новое осознание, которое есть не что иное, как дух, или, как говорит апостол Павел, Светлый Дух, который проницает всё и находится как вовне, так и у вас внутри. Отсюда и высказывание, что “нет ничего тайного, что не стало бы явным” (Мф 6:6). Отец, Духом пребывая в вас, следит за каждым вашим движением. Подобно тому как мать вынашивает в себе ребёнка.

Воссоединение же с Отцом – это такая преданность ребёнка Отцу, когда сознание обоих становится как одно, сливается воедино. “Я и Отец – одно”, “...да станут и они совершены во едино, чтобы там, где Я, и они были”.

В этот период наше сердце действительно начинает чувствовать и осознавать присутствие Христа, присутствие Его сладкой и тёплой Любви... И даже на окружающий мир мы начинаем смотреть Его глазами...

 

Что при этом происходит? Мы сонастраиваемся с той Силой, которая нас всех создала, и если мы, сонастраиваясь, входим с ней в резонанс, она способна начать вести нас по жизни, а мы способны начать за ней идти. Здесь даже вопрос не веры, а доверия к ней. И тогда вы поймёте, что означают слова: “...ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой...” (Ин 8:28).

 

Интересно, что в исихазме имела место попытка совмещения практики Иисусовой молитвы с дыхательными упражнениями. Так, Никифор Исихаст советует одновременно со вдохом через ноздри перевести “дух” (т. е. сознание) из головы вниз, как бы по “дороге, которую избирает дыхание, чтобы достичь сердца. Когда дух будет там, то почувствует, радость пришедшую следом... Знай, что при этом... ты не должен допускать никакого размышления, ни занятия, кроме молитвы “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!”.

Предлагалась также такая техника: на вдохе “поток” молитвы “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...” опускается в “сердце”, а на выдохе“...помилуй мя!” ощущается как излучающийся по всему телу Свет.

Но хотя сочетание Иисусовой молитвы с дыханием не обязательно, всё же какой-то один из этих двух вариантов или оба могут явиться импульсом, ведущим к тому, что результаты практики станут проявляться значительно быстрее.

 

А чтобы человеку сохранить достигнутое состояние, которое могло тускнеть и теряться в результате ослабления духовных усилий, Симеон Новый Богослов предлагал практикующему исихазм подвижнику поступать так: посредством Иисусовой молитвы“...отвлеки свою мысль от всего земного... и отыщи... то место сердца, где сосредоточены все способности души,...тогда – о чудо! –...увидишь, что вокруг сердца распространяется божественный свет”1.

 

Практика на этом не заканчивалась и продолжалась на ещё более тонком уровне.

Теперь, после очищения “духовного сердца”, с помощью специальных приёмов постепенно очищается и высветляется весь организм: он должен стать настолько чистым, чтобы выглядеть как прозрачный для духовного видения. И “когда он [человек; в данном контексте речь идёт о теле] станет [как бы] пустым – он наполнится светом... ” (Евангелие от Фомы, 65).

Очистивший себя подобным образом духовный подвижник становится способен видеть Божественное Сознание, но не телесными глазами, а зрением своего осознания, духовным зрением. Он начинает видеть духом.

“Светильник [же] тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло” (Лк 11:34).

“Если же все тело твое светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием” (Лк 11:36). В этот момент происходило то, о чём говорил выше апостол Павел, – слияние с Духом Света, Светлым Духом.

Святой Дух – и несотворённая энергия: исихазм рассматривает оба эти явления как одно, полностью их отождествляя. Именно через него передаётся благодать, переживаемая как соприкосновение со Светом.

 

Пройдёт ещё немного времени, и станет ясно, что высказывание основателя православной церкви апостола Павла, обращённое к коринфянам, – это не пустые слова: “...Храм Божий свят [светел]; а этот храм – вы” (1 Кор. 3:17).

 

И тогда вам раскроют свой смысл слова, означающие этап начавшегося воссоединения со своей подлинной природой, с тем, что апостол Павел называет “внутренним человеком”, со своим Высшим “Я”, в котором вы и Отец снова соединяетесь воедино. Время, когда начинается ваш путь возвращения к Отцу: “Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону... когда вы сделаете образ вместо [другого] образа [образ человеческий смените на Я Есмь Присутствие Единого], – тогда вы войдете в Царствие” (Евангелие от Фомы, 22). В тот день, когда ваше осознание сольётся с Осознанием Отца, произойдёт встреча там, где Он давно ожидает вас. “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Ин 14:20). Ученики Христа, следующие по его стопам на этом пути, говорили: “Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека...” (Еф. 2:14-15). Новый человек – это человек, воссоединившийся в своём сознании с Отцом, достигший этого. О нём говорит Христос как о победившем, как о превзошедшем всё мирское, вознёсшемся над всем мирским.

Как мы только что говорили выше, осознание обоих, Отца и сына, становится как одно, сливается воедино.

Мы ещё встретимся на страницах этой книги с тем, насколько хорошо этот опыт удавался многим людям.

 

Ведь обращаясь к людям, Иисус просил их воссоединиться, став Едино с Отцом, как Он:

“...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах” (Еф. 1:18, 20); “Я победил мир” (Ин 16:33); “Побеждающему [как и я] дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его” (Откр. 3:21); “Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир” (1 Ин 5:4).

 

Разве не об этом говорит ученик Иисуса Иоанн? “...Еще не откры­лось, чтó будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему” (1 Ин 3:2).

Вспомните, как часто вам приходилось слышать про указанный в Евангелии знак того, что исчезла преграда, граница между внутренним и внешним, между Богом (Единым) и человеком – разорвавшийся в Храме занавес (см. Мф 27:51). После чего человечеству было дано время это осознать. Путь открыт. “Станьте, как Я”.

Кто следующий? Кто пойдёт следом? Кто вернётся к Источнику всего сущего и нырнёт в него, слившись с Ним?

 

Наиболее ярко в России этот опыт был реализован Сергием Радонежским, Амвросием Оптинским, Серафимом Саровским и многими другими подвижниками, тела которых от воздействия практики духовно преображались и начинали интенсивно изливать вокруг себя этот несотворённый Свет.

 

Если вы внимательно читали Новый Завет, то не могли не обратить внимания на слова Христа, обращённые к человеку, занятому собиранием земных богатств и благ, которые станут совершенно бесполезными, когда он, покинув тело, отойдёт в мир Духа: “Советую тебе купить у Меня... белую одежду, чтобы одеться...” (Откр. 3:18).

Какую одежду имел в виду Христос? Как мы увидим, этой одеждой является Свет, и Он говорит об одежде, сотканной из Световой Энергии!

И Новый Завет содержит неоднократные упоминания об этом, например: “Одежды же его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить” (Мк 9:3).

Тканые одежды от воздействия на них Духа стали столь блистающими, что ученики Иисуса не могли на него больше смотреть, но также они, наблюдавшие это со стороны, видели теперь не только одежды Христа, но и всё его преобразившееся в Свет тело.

 

Когда мы снова открываем и перечитываем Новый Завет, то видим, что именно о необходимости повторения этого опыта каждым христианином пишут идущие вослед за Христом ученики. О становлении Светом, о преображении человека в Свет!

“В усердии не ослабевайте; духом пламенейте...” (Рим. 12:11).

“Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного...” (1 Пет. 4:12).

“...Тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все” (Флп 3:21).

“Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное на­ше жилище... потому что не хотим совлечься, но облечься [в небесное жилище]...” (2 Кор. 5:1, 2).

“...Чтобы смертное поглощено было жизнью“ (2 Кор. 5:2, 4).

“На это самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 5:5; 1:22).

 

“Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека” (Евангелие от Фомы, 17).

 

“Я и Отец – одно” (Ин 10:30); “...как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да станут совершены во едино... чтобы там, где Я, и они были...” (Ин 17:21, 23-24).

 

И слышавшие это ученики восприняли Его слова совершенно буквально. “Мы все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3:18).

Заметьте это: “Как в зеркале... преображаемся в тот же образ...”

 

“И когда молился, вид лица Его изменился...” (Лк 9:29).

“И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:2).

 

“Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же не смотрите на меня?

Я отвечал:

– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!

Отец Серафим сказал:

– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И, приклонив ко мне голову, тихонько на ухо сказал:

– Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его! Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моём мысленно помолился Господу Богу и сказал внутри себя: “Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего Святаго, Которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться им во свете великолепной славы Твоей”, и вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же нам не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим? Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь милость Свою, это уж благодать Божия благоволила утешить сокрушаемое сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией. Что же, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, не убойтесь – Господь с нами!

Я взглянул после этих слов, и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите – не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающуюся, сверху, и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?” 2

 

Что удивительней всего в этом переживании? То, что его апогеем становится чудесная метаморфоза: созерцающий Свет сам становится Светом. Симеон Новый Богослов об этой чаемой трансформации говорит так: “...да живут богоугодно все христиане, да приближаются к огню божества и возгораются от него, или каждый особо, или все вместе, если возможно, и сияют посреди, как боги”.

 

Давайте обратим внимание на слова отца Серафима, обращённые к застывшему перед ним в изумлении Мотовилову: “...никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно этому! Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: “Теплотою Духа Святого согрей мя!” Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза, будучи одеваемы, как в тёплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем...”

”...Господь ищет сердца, преисполненные любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. Сыне, даждь Ми сердце твоё! – говорит Он. – А всё прочее Я сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам”3.

“Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим. 14:17).

 

“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф 5:3).

Нищие материально просят милостыни и возрастают в материальном, а не имущие в себе силы духа просят Отца, чтобы Он дал им его, и возрастают в богопознании, или, иначе, в познании своего Высшего “Я”, в познании своей Изначальной Природы: “И будете сынами Всевышнего” (Лк 6:35); “...не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?” (Ин 10:34); “Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего – все вы” (Пс. 81:6).

Потому что извечно Единое Высшее “Я” присутствует в нас самих: “Царство Отца внутри вас”, и все прилагающие усилие входят в него (Лк 16:16).

 

“И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него” (Лк 11:9-13).

 

Как проявляется нисхождение Духа Святого в жизни христиан?

Григорий Палама, фессалоникийский архиепископ и исихаст, утверждает, что видение несотворённого Света сопровождается объективным свечением святого. “Тот, кто участвует в божественной энергии... сам в некотором роде становится светом; он един со Светом и вместе со Светом видит воочию всё, что остаётся сокрыто от тех, кто лишён этой благодати”4.

Палама, главным образом, основывался на мистическом опыте Симеона Нового Богослова. В “Жизни Симеона”, написанной Никетием Стефатосом, есть несколько исключительно точных указаний, касающихся описания этого опыта.

В первом случае “однажды ночью, когда он был на молитве и его очистившийся разум слился с Изначальным Разумом, он увидел Свет, извергнувший внезапно сверху из выси небес на него свою яркость, Свет чистый и огромный, всё освещающий и такой ясный, что стало светло как днём. Этот Свет озарил и его самого, и ему показалось, что весь дом вместе с кельей, в которой он был, исчез и в мгновение ока обратился в ничто, а сам он оказался увлечён в воздух и совершенно забыл о своём теле”.

При другом случае “сверху словно засверкал Свет утренней зари... он понемногу усиливался, всё больше и больше озарял воздух, и сам он почувствовал, что вместе со своим телом отдалился от земных вещей. Поскольку Свет продолжал блистать всё сильнее и сильнее и превращался над ним в некое подобие солнца в полуденном блеске, он заметил, что сам находится в центре Света и весь исполнен радости и слёз из-за кротости, которая теперь затопляла всё его тело. Он увидал, как Свет небывалым образом соединяется с его плотью и мало-помалу проникает во все его члены... И вот он увидел, что этот Свет мало-помалу затопил полностью всё его тело, и сердце, и внутренности, и превратил его самого в огонь и свет; и как это было только что с домом, так и теперь Свет заставил его потерять чувство формы, положения в пространстве, плотности, внешнего облика его тела”.

Вот как Симеон Новый Богослов говорит об этом Свете: “Свет, духовно созерцаемый в отдалении, Свет, внутри нас внезапно обретающийся...” 5.

Однажды Оптинскому старцу Нектарию показали икону Преображения, где яркость Фаворского Света оттенялась различными затемнениями. Этот приём вызвал возражения старца. Он сказал как свидетель: “Когда загорается этот Свет, каждая трещинка на столе светится”6.

 

“Если тело должно вместе с душою участвовать в неизреченных благах будущего века, несомненно, что оно должно в них участвовать, по мере возможного, уже теперь... Ибо тело тоже имеет опыт вещей Божественных, когда страстные силы души оказываются не умерщвлёнными, но преображёнными и освящёнными”7.

 

“Будучи светом, являющим Божество, благодать не может не восприниматься нами. Мы не можем не чувствовать Бога, если наша природа находится в состоянии духовного здоровья. Бесчувственность внутренней жизни есть состояние ненормальное. Нужно научиться распознавать состояния своей души, а также судить о явлениях жизни мистической. Поэтому преподобный Серафим Саровский начинает свои духовные наставления следующими словами: “Бог есть огнь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовём Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника”. Благодать даёт знать себя как радость, мир, внутреннее тепло, свет”8.

 

“Что же чувствуете вы теперь?” – спросил меня отец Серафим. Сказал я: “Необыкновенно хорошо”. “Да как же хорошо-то? – спросил он, – что же именно-то?” Я отвечал: “Чувствую такую тишину и мир в моей душе, что никаким словом то выразить не могу”. “Это, ваше Боголюбие, тот мир, – сказал отец Серафим, – про который Господь сказал ученикам Своим: “Мир Мой даю вам, не яко же мир дает...» “Мир”, по слову апостольскому, “всяк ум преимущий”... Что же ещё чувствуете? – спросил меня отец Серафим. Я сказал: “Необыкновенную радость во всём моём сердце”. И батюшка отец Серафим продолжал: “Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченною радостью; ибо Дух Божий радостотворит всё, к чему бы Он ни прикоснулся... Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле. Вот и вы, батюшка, довольно поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь ещё в здешней жизни! Теперь нами, батюшка, дело, чтобы, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова... Вот тогда-то теперешняя наша радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей и никтоже возьмет её от нас, преисполняемых неизъяснимых пренебесных наслаждений”.

Этот рассказ об одном опыте содержит в своей простоте всё учение восточных отцов о “гносисе”– познании благодати, которое достигает своей наивысшей ступени в видении Божественного света. Этот свет наполняет человеческую личность, достигшую единения с Богом. Это уже более не экстаз, не преходящее состояние, которое восхищает, отрывает человеческое существо от его обычного опыта, но сознательная жизнь в свете, в непрестанном общении с Богом.

Преображение тварной природы, начинающееся уже в земной жизни, есть обещание нового неба и новой земли, вхождение твари в вечную жизнь до смерти и воскресения. Немногие, даже среди самых великих святых, достигают этого состояния в земной жизни. Пример преподобного Серафима тем более поразителен, что он воскрешает в довольно близкую к нам эпоху святость отцов пустынников первых веков христианства”9.

 

В “Житии и подвигах преподобного Сергия Радонежского” среди многих чудесных событий из жизни святого есть и рассказ блаженного Симона. “Однажды, когда святой игумен совершал божественную литургию, блаженный Симон видел, как небесный огонь снизошёл на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь ходил по святому престолу, озаряя весь алтарь, обвиваясь около святой трапезы и окружая всего священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься Святых Тайн, божественный огонь свился как бы некая чудная пелена и вошёл внутрь святого потира...

Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал; но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись Святых Христовых Тайн, он отошёл от святого престола и спросил Симона: Чего так устрашился дух твой, чадо моё? – Я видел благодать Святого Духа, действующую с тобою, отче, – отвечал тот. Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовёт меня из этой жизни, – заповедал ему смиренный авва”.

“Иисус сказал: Тот, кто напился из уст моих, станет как я. И также я стану им, и тайное откроется ему” (Евангелие от Фомы, 112).

 

О других духовных дарах, которые приобретает подвижник, практикующий исихазм, мы узнаём из записей, сделанных учеником Сергия Радонежского, иноком Епифанием. Описывая опыт проявления духовной силы, которую обретали подвижники, он пишет о том, как однажды зимой некий селянин, у которого тяжко захворал сын, на руках понёс его к преподобному, но по дороге мальчик скончался. Обессиленный крестьянин, оставив тело у дверей обители, отправился домой, чтобы приготовить всё необходимое к погребению. Когда же он вернулся за телом, то обнаружил сына в келье преподобного живым. Сергий строго запретил крестьянину рассказывать об этом, не видя в сём своей заслуги, но скрыть происшедшее от братии было невозможно. Слава св. Сергия как чудотворца многократно подкреплялась исцелениями недужных и бесноватых (невменяемых, одержимых).

Вы помните подобные действия Христа, а также тот случай, когда Он произнёс: “Не плачьте, она не умерла, но спит” (Лк 8:52); “И возвратился дух ее, она тотчас встала” (Лк 8:55).

 

У вас может возникнуть вопрос: откуда же появляются у людей такие способности? На это ответил апостол Павел: “...возрастая в познании Бога [духом], укрепляюсь всякою силою по могуществу славы Его” (Кол. 1:10-11).

Потому что “соединяющийся с Господом есть один дух с Господом... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” (1 Кор. 6:17-19). Подвижник в своём сознании всё больше воссоединяется с Единой Силой, Единым Духом Вселенной (Светлым Духом, представляющим собой Осознание Бога-Отца). Чем меньше в нём остаётся от собственного человеческого “я”, тем больше в нём проявляется Я Есмь Присутствие Единого. А как мы знаем, Единое Всесильно. Отсюда те возможности, которые покажутся человеку непрактикующему чем-то запредельным. Для подвижника же это часть навыков, приобретённых им вследствие продолжительного опыта духовной практики, практики расширения осознания – раздвижения духовного горизонта... Потому что “чем выше летает чайка, тем дальше она видит...”

 

Когда спросили преподобного Серафима Саровского, нет ли у современных христиан какого-нибудь недостатка препятствующего им приносить те же плоды святости, какие изобиловали раньше, преподобный ответил, что им недостаёт только одного – собственной решимости.

 

Как пишет в книге “Мой исихазм“ Юрий Линник, “Бог есть Свет... В том и тайна старчества, что тут достигается кажущееся недостижимым: живое, без всяких посредников, соработничество человека и Бога – их сотворчество во имя спасения мира....Это Преображение, которое переходит в теозис – обожение человека. Да, да! Человек становится Богом, исполняя первый завет Христа. Ведь он сказал со всей определённостью о нас, людях: как ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они будут в нас едино (Ин 17:21). Или слова Христа надо понимать метафорически? Старцы знали: во всё сказанное Спасителем заложен прямой смысл – тут нет ничего условного или приблизительного. Суть евангельского предсказания они поняли однозначно. И осуществили его: воссоединились со Святой Троицей – напитались её Светом”.

 

На своём опыте Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие подвижники показали, что опыт Иисуса повторим, и, именно стяжание Света являлось подлинно духовной целью первых христиан – обретение Светозарного Тела, преобразующего их земную плоть в Духовный Свет...

 

Раскрывая Православие как учение о Свете, святой Макарий Египетский говорит, что “огонь благодати, возжжённый Святым Духом в сердцах христиан, заставляет их сиять как светильники перед Сыном Божиим. Этот Божественный огонь, соразмерный воле человеческой, то оживляется и сияет ярким светом, то уменьшается и не даёт больше света в сердцах, омрачённых страстями. “Невещественный и божественный огнь освещает души и искушает их... Сей огнь действовал в апостолах, когда возглаголали огненными языками. Сей огнь облистал Павла гласом, и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения, ибо не без плоти видел он силу оного света. Сей огнь видел Моисей в купине. Сей огнь в виде огненной колесницы восхитил Илию с земли... И ангелы, и служебные духи причащаются светлости сего огня... Огнь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил». Это – Божественные энергии, “лучи Божества”, о которых говорит Дионисий Ареопагит, творческие силы, пронизывающие мир и делающие познание о себе вне тварного как свет неприступный, в котором обитает Святая Троица. Энергии, сообщаемые христианам Духом Святым, не представляются уже как внешние причины, но как благодать, внутренний свет, изменяющий природу путём обожения: “Бога называют светом не по Его существу, но по Его энергии”, –говорит святой Григорий Палама. Поскольку Бог проявляется, сообщается, может быть познан, – Он Свет. Если Бога называют Светом, так это не только по аналогии со светом материальным. Божественный свет не имеет аллегорического или абстрактного значения: он – реальность, данная в мистическом опыте. “Это опытное познание Божества даётся каждому по его мере и может быть различным по степени, в зависимости от достоинства тех, которым он дается”10.

“Тело не должно препятствовать мистическому опыту. Презрение к телесной природе чуждо православному подвижничеству. Тело, по выражению апостола Павла, должно стать телом духовным”11.

 

Преподобный Григорий Синаит, практиковавший исихазм, пишет: “Кто очистит свой ум слеза­ми, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным отображением Божественной красоты, – тот почти стано­вится сожителем ангелов... ибо те­лом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но бого­подобной тонкости. Таким образом, каковым оно создано вначале, таковым и воскреснет, чтобы всецелым приобщением Божества быть сообразным обра­зу Сына Человеческого”12.

 

“И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе...” (Мк 9:1).

 

“Говорю вам тайну, [“сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его” (Кол. 1:26)]: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся” (1 Кор. 15:51-52).

 

Но почему? Потому что, говоря о мире, люди говорят о мире духовном и мире плотском. При этом если мы говорим, что материя является чем-то плотным, то, говоря о Духе, мы говорим о том, что Дух бесплотен, т. е. нематериален. Соответственно и тела могут быть как плотские, плотные, материальные, так и духовные, ставшие чистым осознанием, нематериальные, преисполненные Духом, Светом.

Именно об этом апостол Павел писал: “Не всякая плоть одинакова, есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных... сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное [небесное, богоподобной тонкости]” (1 Кор. 15:39-40, 44).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...