Формирование и развитие тела бессмертия 9 глава
Рамалинга учил, что следует расширять и второй аспект принципа Света – страстную преданность и любовь к Единому. Он говорит, что человек должен непрерывно созерцать Единое, пока не ощутит любовь к Нему и не начнёт таять от её жара. В таком состоянии у него начинают течь слёзы, и он воспевает хвалу Единому, наполняясь несущим покой теплом. Когда человек разовьёт в себе Вселенскую Любовь и Священное тепло, его тело и душа станут готовыми к нисхождению Милости в виде Божественного Света. Когда это происходит, материальное тело, состоящее из нечистых элементов, преобразуется в Тело Чистого Света, излучающее золотое свечение. Согласно описанию, которое даёт Рамалинга, это Золотое Тело выглядит двенадцатилетним. Физиологические процессы в нём прекращаются, больше нет никаких проблем с едой, пищеварением, ростом, старением и т. д. Тело выглядит очень изящным и красивым и совершенно не отбрасывает тени. Кожа становится необычайно мягкой, все нервы, мышцы и сухожилия постепенно расслабляются. Мозг и все его части становятся подобными раскрывающемуся цветку. По всему телу циркулирует эликсир, лицо озаряется Светом. Дыхание мягко и прохладно, от него веет тишиной, нежностью и гармонией. Внутренние слёзные железы щедро изливаются, в ушах звучат прекрасные мелодии. Тело становится прохладным. Все видимые части тела расцветают в божественном экстазе. Сердце переполняется любовью; “я” исчезает, равно как и все эмоциональные и ментальные пороки. Воцаряется исполненный нежности, любви и сострадания покой. Страстное желание обрести Божественную Милость льётся через край. Высшая Любовь заполняет тело, заключающее в себе божественную жизнь.
Рамалинга говорит, что человек, наделённый таким телом (также называемое в крийя-йоге – Шуддха-дэхам), больше не подвержен влиянию пяти элементов – земли, воды, огня, воздуха и эфира. Его чувства обретают способность воспринимать на расстоянии, и это делает человека поистине всеведущим и всезнающим. Он не ограничен более временем, пространством и другими законами природы, у него исчезает потребность в еде, сне, сексе. Его тело не стареет, и никакое оружие не страшно ему. Его воля способна созидать и разрушать. Он может воскрешать мёртвых, возвращать молодость старикам. Он всемогущ, всеведущ и вездесущ. Затем это тело (Шуддха-дэхам) посредством продолжающейся практики крийя-йоги трансформируется в Пранава-дэхам, т. е. в тело, которое можно только видеть, но невозможно осязать. Овладение сиддхами (сверхобычными силами) достигается на этом этапе простым усилием воли. На следующем этапе, при продолжающемся развитии сознания, тело вновь трансформируется, и Высшая Милость проявляет себя в нём в виде Абсолютного Блаженства – Тела Мудрости. Это высшая и последняя ступень трансформации человеческой природы – трансмутация в Бога. Что проявляется как полное слияние Тела Высшей Мудрости (Джняна-дэхам) с Телом Высшего. После чего сознание, полностью слившись с Единой Мировой Душой, о которой мы ещё будет говорить в одноимённой главе этой книги, живёт теперь “во всех телах Его творения”. Оно становится вездесущим, однако органами чувств это не воспринимается. Это состояние непередаваемой радости, вечности и бесконечности сознания. Сознания, одновременно играющего во всех мирах.
Герметизм (учение Гермеса Трисмегиста) (Египет) Гермес Трисмегист появился в Египте в то время, когда страна переживала наибольший упадок. Его считают родоначальником всех знаний и наук Древнего Египта. Являясь великим Посвящённым, постигшим тайны разума, он, используя свои тайные знания, помог Египту превратиться в страну, которая стала источником многих достижений мировой культуры и подлинного знания мироустройства. Именно Гермес открыл людям существование Пресвятой Троицы и Единого Бога.
Считается, что он был одним из немногих спасшихся после гибели Атлантиды. Посвятивший себя исследованию и анализу неопубликованных трудов Трисмегиста американский учёный Дж. Рихтер в результате прочтения записей пришёл к выводу, что, помимо изложенных тем и подтверждённых современной наукой открытий, Гермес открыл людям будущих поколений, что, пройдя через борьбу и страдания, через падение империй и постижение истин, содержащихся в Новом Завете и множестве других учений, возродится новая земля и “Новое Небо над ней будет распахнуто Единым Богом, Творцом Вселенной” и тьма будет побеждена Светом.
Наиболее полно учение Гермеса Трисмегиста изложено в Герметическом Корпусе, состоящем из нескольких трактатов. Каждый из них содержит в себе наиболее полное описание процессов, протекающих во Вселенной, и то, каким образом наша жизнь связана с ними и в какой мере подвержена воздействию их.
Сейчас мы подошли к тому, чтобы внести некоторую ясность относительно знаменитых надписей Аберция. Надписи говорят о Пастыре (Поймандре): “Пасущий на равнинах Свои стада овец и имеющий всевидящие очи, пристально смотрящие повсюду. Тогда Он учил меня [как понимать и] писанию, достойному того, чтобы верить”. Пастырь, чьи всевидящие глаза смотрят во всех направлениях, есть не кто иной, как Гермес, воспринимаемый как символ Христа.
Поймандр – Космическое Первоначало, пребывающее в природе всего сущего как Внутренний Пастырь или Учитель. В силу двойственности своей природы человек либо приближается к нему, обретая внутреннюю гармонию и сливается с ним в своём сознании, либо отдаляется от него.
Именно такое название дано одному из трактатов в Герметическом Корпусе. Произведение “Поймандр” не только принадлежит к важнейшему типу герметической литературы, но и является также одним из основных текстов подобного рода. Он представляет базовое Евангелие Обществ Поймандра в форме откровения, или апокалипсиса, полученного основоположником традиции, являвшегося персонификацией обучающей силы, или степени духовной иллюминации – иными словами, одним из тех, кто благодаря состоянию сознания или просветлению достиг вершины Гермеса, или, вернее, Трижды Величайшего.
Это стадия Просветлённости характеризовалась возвышением духовной интуиции, появившейся благодаря мистической способности воспринимать первое соприкосновение с Космическим Сознанием и удерживания его в своей физической памяти после возвращения в естественное состояние. В нижеприводимом отрывке из данного произведения рассказывается о том, как в глубокой медитации ученик достигает завершения своих усилий и принимает посвящение от Учителя учителей, который явился даровать ему власть учить, т. е. быть Учителем, или Гермесом. Этот явившийся ему в видéнии Великий Учитель Внутренних Мистерий был Человеком и Пастырем людей, Истинным “Я” людей – Великий Человек, Сущность, более чем огромная, говорящий впервые познавшему своё Высшее “Я”, что теперь это “Я” “будет вечно с тобой везде”, – описание этого образа лучше всего передано прекрасным священным Логосом Евангелия от Евы, или Египетского Евангелия, в котором говорится: “Я стоял на возвышающейся горе и видел огромного Человека и рядом с ним другого – карлика; и я слышал голос, как будто голос грома, и я подкрался ближе, чтобы слышать; и Он, обратясь ко мне, сказал: Я – это ты и ты – это Я, и где бы ты ни оказался, Я буду с тобой. Я распространен во всём, откуда бы ты ни призвал Меня –– ты обнаружишь Меня, и, воссоздавая Меня, ты воссоздаёшь себя самого”. Сравните с высказыванием Христа: “Я – свет, который на всех. Я – всё: всё вышло из меня, и всё вернулось ко мне. Разруби дерево – я там, подними камень, и ты найдёшь меня там” (Евангелие от Фомы, 81).
Говоря о сущности своей природы, Пастырь объясняет ученику, что природа его есть Свет и что этот Свет в действительности является Умом (Полной Осознанностью), а Ум (Полная Осознанность) – это Бог, при этом Бог предшествует Природе, но не предшествует Тьме. Единство Света и Тьмы всё еще является высшим таинством. Свет и Ум – вот самая высокая идея, полученная учеником в момент откровения от Бога. Свет-Слово, или Эманация Высшего Разума, является Сыном Великого Ума, Сыном Бога.
Ученик сначала просто увидел, а затем и понял увиденное, перейдя в соответствующее состояние. Сейчас он должен был соединить со Светом своё первоначальное видение, являющееся его отображением, Логос, находящийся в нём. Не то чтобы этот Логос и Свет (или Ум – Осознанность) были разделены. Они в действительности едины: Сын един со своим Отцом, в состоянии, преодолевающем противоположности. Логос явно выдвигается, одновременно продолжая пребывать в Отце; и этим движением и одновременным пребыванием в том же месте утверждает свою Жизнь, или, другими словами, свою эманацию. Таким образом, Гермесу позволено понять Свет как Жизнь, пребывающую в его собственной природе, и сдружиться с ним. Затем рассматривается Путь Бессмертия. Ученик повторяет свой урок, а Учитель направляет его. Подъём – это Путь Самопознания, путь развития сознания до состояния Изначальной Осознанности. Ученик ещё не может поверить, что это уготовано ему. Он не может понять, что Ум (Осознанность) уже в нём, или, вернее, является им самим, причём настолько, насколько Ум как Учитель кажется существующим без него. Это игра Ума “большого” и ума “малого”, игра макрокосмоса в микрокосмосе, игра образа в своём подобии. Один даёт уверенность в бессмертии, другой всё ещё связан иллюзией смерти. Ученик всё ещё не уверен, и он ещё не обладает Умом (Осознанностью). Учитель продолжает объяснять это таинство. Гносису должно предшествовать моральное очищение. Вся натура должна быть изменена. И кажется, что каждое ничтожное усилие, совершённое в борьбе с собой человеком малым, пробуждает энергию Человека Великого. После того как ученик уяснил для себя различие двух умов, или сознаний, и то, что, поднимаясь по ступеням познания Ума, он сам становится Им, предметом наставления теперь становится Путь ввысь, или вознесение души.
И вот изложение Учения закончено и происходит возврат на землю сознания провидца. С этого момента трактат рассыпается на живые представления о том, как этот гносис должен быть теперь использован в жизни. Мудрость не является собственностью человека; получивший её становится ответственным за благо народов мира.
С этой поры все вещи для него новы, теперь каждая из них содержит в себе новое для него значение. Он становится человеком вместо “процессии судьбы”, он достигает “Плана Истины”. По христианской терминологии, Христос был рождён в его сердце сознательно.
Corpus Hermeticum I ПОЙМАНДР, ПАСТЫРЬ МУЖЕЙ (Текст: R. 328-338; Р. 1-18; Pat. 5b-8)
Однажды размышлял я о сущем; мысль моя реяла в высотах, и все телесные чувства застыли, словно в тяжёлом сне, наступающем впоследствии насыщения, излишеств или утомления. Мне почудилось, будто огромное существо, без определённых очертаний, по имени звало меня и говорило мне: “Что хочешь ты услышать или увидеть, чему хочешь ты научиться и что узнать?” Я сказал ему: “Кто же ты?” Он отвечал: “Я Поймандр, Ум-Демиург. Я знаю, чего ты хочешь, и я с тобою повсюду”. И я сказал: “Хочу быть сведущим в вещах, постигнуть их природу и познать Бога”. “Прими в свой ум всё, что ты хочешь знать, я научу тебя”, – сказал он. При этих словах он изменил свой облик, и тотчас всё открылось мне в одно мгновение, и увидел я зрелище необъяснимое: всё претворилось в нежный и приятный Свет, чарующий взоры. Вслед за тем опустилась, колыхаясь, страшная, ужасающая Тьма. Мне привиделось, будто Тьма превращается в какое-то неведомое естество, влажное, трепетное, издающее, дымясь, как от огня, какой-то зловещий шум. И раздался оттуда бессвязный вопль, как будто голос Огня, Святое Слово (Логос) снизошло из Света... в Природу, и чистый Огонь взметнулся из Влажной Природы к высотам; он был лёгкий, проникновенный и в то же время деятельный. Земля-и-Вода пребывали в смешении, и нельзя было различить Землю с Водою, и поколеблены были они дыханием Духа-Слова (Логоса). И сказал мне Поймандр: “Ты понял, что означает это видение?” “Я узнаю”, – отвечал я. “Этот Свет, – сказал он, – Я, Ум, Бог, предтеча Влажной Природы, изошедшей из Тьмы. Лучезарное же Слово (Логос), исходящее от Ума [Изначальной, Полной Осознанности], – сын Бога”. “И что же?” – молвил я. “Узнай: то, что видит и слышит в тебе, есть Божественное Слово (Логос) [живое проявление, реализация Божественного потенциала безграничной Изначальной Осознанности]; Ум же [Полная Осознанность, потенциал, содержащий в себе все возможности] – Бог-Отец. Они неотделимы один от другого, ибо в единстве – их жизнь”. “Благодарю тебя”, – отвечал я. “Постигни же Свет и познай его”. Говоря так, он долго глядел мне в глаза, и я трепетал от взора его; и по знаку его увидал я в уме моём Свет и его неисчислимые Силы, порождение бесконечного Космоса и приведение в равновесие огня, содержимого в рьяной силе. И так как я был в изумлении, он прибавил: “Ты созерцаешь в уме своём Изначальную Форму, предтечу безграничного начала”. “Ты понял, – сказал он, – почему тот, кто познал себя, идёт к Нему, как сказано Божественным Словом (Логосом)? ” Я сказал ему: “Потому что из Жизни и Света состоит Отец всего сущего, от Него же родился Человек”. “Благие слова, – сказал он, – Бог и Отец, от которого родился человек, – Свет и Жизнь. Ум, Отец всего сущего, он же есть Жизнь и Свет, породил Человека [Прототип Космического, Идеального или Совершенного Человека], подобного Себе самому, и возлюбил его, как собственное дитя. Человек получил от Жизни и Света душу и ум; душа явилась к нему от Жизни, от Света же – ум. И все части Чувственного мира [т. е. части того, что Гермес называет Космическим Человеком] пребывали так до завершения периода и до новых начал. Красотою воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину Свой собственный Образ и вручил ему всех тварей. И этот властитель мира и смертных существ, лишённых рассудка, направив свой облик через Гармонию, сломал могучую преграду сфер и явил низшей Природе прекрасный Образ Бога. И вот почему единственный из всех существ, живущих на земле, человек двойственен: смертный телом, бессмертный в сущностном Человеке. Будучи бессмертным и обладающим властью над всем, он претерпевает то, чему подвержены смертные существа, подчиняясь Судьбе. Превосходя Гармонию, он невольник в её пределах; муже-женский, как его Отец; и подвластный сну, поскольку он происходит от неподвластного сну, он пребывает под властью сна. Если же ведомо тебе, что произошёл ты от Жизни и Света и состоишь из них, – возвратишься ты к Жизни”. Таковы были слова Поймандра. “Скажи мне ещё, о Ум, как могу я войти в жизнь”, – сказал я... И ответил мой Бог: “Человек, обладающий Умом [Осознанностью], да познает себя самого в бессмертии сущего.” [Ведь Царство Света внутри вас есть]. Пребывающие там ликуют с Ним, а Он, уподобленный им, внемлет мелодичному голосу Сил, которые превосходят Природу Восьмой сферы и поют хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и примыкают к Силам и, ставши сами Силами, рождаются в Боге. Таково конечное благо для обладающих гносисом – стать Богом. Чего же ты теперь ждёшь? Ты научился всему; надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через тебя род людской. Сказавши так, Поймандр примкнул к Силам. А я, благословляя Отца Вселенной Сил и воздав ему молитву, воспрянул, укреплённый Им, постигнув природу Всего и великое Видение. И начал я проповедовать людям Красоту религиозного Служения и гносиса: “О народы, земнородные люди, погружённые в опьянение, сон и неведение Бога, стряхните свои чувственные оковы, очнитесь от вашего оцепенения”. Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил: “Почему, о земнородные люди, предаётесь вы Смерти, когда дозволено вам обрести Бессмертие? Придите в себя, шествующие в заблуждении, изнывающие в неведении, бегите света Тьмы, причаститесь Бессмертию, отступив от Тлена”. ...И я, воспрянув, наставлял их моими речами на путь спасения. Я засевал в них слова мудрости (логии), и питаемы они были Водою Бессмертия.
Трактат завершается величественным гимном, в котором изложено дальнейшее духовное развития человека. “Прими жертву моего разума, души и сердца, возносящуюся к Тебе, о Неизреченный, Неисповедимый, Кого познать может одно Молчание. Не введи меня в заблуждение, дай Познание нашей сущности, дай Силу Твою, озари Милостью Твоею непосвященных, моих братьев, Твоих детей. Верую в Тебя и свидетельствую о Тебе, шествую в Жизни и Свете. О Отец, будь благословен; Человек, принадлежащий Тебе, причастится святости Твоей, ибо Ты дал ему в этом полную власть”.
С этих пор все его усилия будут направлены на достижение полной идентичности с Самим Отцом, чтобы до конца пройти путь от Сыновства к Совершенству совершенства.
Герметический Корпус содержит в себе и другие тексты и, если мы хотим обрести ещё более полное представление об этом учении, то ознакомимся ещё с некоторыми из них.
Corpus Hermeticum XII (XIII) О ВСЕОБЩЕМ УМЕ От Гермеса – Тату (Текст: Р. 99-113; Pat. 23b-25b)
Ум, о Тат, – это сама сущность Бога [если существует такая вещь, как сущность Бога, т. е. если мы вообще можем употреблять этот термин в отношении Бога], но что же это есть на самом деле, Он и только Он знает точно. Ум же есть неотделимая от него сущность, более того, он объединён с Ним, как свет с солнцем. Этот Ум в человеке является Богом, и по этой причине часть человечества являемся богами, а их человечность близка к божественности”.
Бог – это Всеобщий Ум, играющий и творящий в Самом Себе. Тот, кто постиг в себе эту первоприроду Ума, становится един с Богом, вновь соединяясь в своём сознании (интуитивной мудрости) с Отцом.
Corpus Hermeticum IV (V) ЧАША ИЛИ МОНАДА [ЕДИНСТВО] От Гермеса – Тату (Текст: Р. 34-40; Pat. 26b-27)
Гермес. Разумом (Логосом), не руками Мир-Созидающий сотворил вселенский Мир. Итак, надлежит думать о Нём как о вездесущем и вечносущем, как о Создателе всех вещей, Единственном и только, чья Воля сотворила всё сущее. Итак, ниспослал Он [на Землю] Космос в этой Божественной Оболочке – человека, жизнь, что не может умереть, но всё же смертна. А над [всеми иными] жизнями и над Космосом [тоже] воцарился человек благодаря разуму Разума (Логоса) и Уму. Ибо человек стал созерцателем Божественных дел; он изумился и устремился к познанию их Творца. В действительности же, о Тат, среди людей распределён был только Разум (Логос) [способность к осмысленному действию], но ещё не Ум [интуитивная осознанность]; не из зависти Его, зависть не исходит из Него, а имеет зависть место своё внизу, в душах людей, не имеющих Ума. Тат. Почему же тогда, о отец, не наделил всех Бог частицей Ума? Гермес. Сын мой, Он пожелал, чтобы он был среди душ учреждён и почитался как награда. Тат. А где же учреждал Он его? Гермес. Наполнил Он огромную Чашу и ниспослал её, и сопровождал [её] Вестник, которому повелел сотворить воззвание к сердцам людей: “Очисти себя из этой Чаши [погрузи себя в неё полностью], что только сердце сделать сможет, и возымеешь ты веру и сможешь вознестись к Нему, к Тому, который и ниспослал эту Чашу, и познаешь ты, зачем пришёл в этот мир!” И настолько, насколько поймёшь сказанное Вестником и погрузишь себя в Ум, станешь причастным гносису; и если “получишь Ум”, то сделаешься “совершенным человеком”. Но те, кто не поймёт сказанного, те наделены Разумом [только], но не Умом, и являются невежественными, несведущими, как, для чего и зачем пришли они в этот мир. Чувства таких людей походят на чувства неразумных существ; а поскольку [собственная] их натура проявляется в их чувствах и побуждениях, то неспособны они вовсе оценить те вещи, что действительно достойны созерцания. Ибо центром вращения всех их мыслей являются плотские удовольствия, чревоугодие, и полагают они, что ради них-то и пришёл в этот мир человек. Но те, кто получил некую долю Божественного Дара [т. е. Ума], те, Тат, если станем судить о них по их поступкам, те вырвали из уст Смерти свободу, ибо объяли они своим Умом всё сущее, и на земле, и на небесах, и выше небес, если нечто таковое существует. И возносясь столь далеко, узрят они Благо, и видя Его, посмотрят на своё здешнее пребывание как на несчастие; и в презрении ко всему, и к тленному и к бестленному, они ускорят путь свой к Тому, кто Единственный и Только Один. Смотри же сын, как много тел, через которые надо пройти, как велик сонм демонов и система движения звёзд, через которую пролегает наш Путь, так поспеши к Одному и Единственному. Ибо Благо безбрежно, безгранично; существует Оно без конца, без начала, хотя нам представляется, что начало есть – это гносис. Но для Бога гносис не является началом; скорее всего гносис открыл нам самое первое начало познания Себя... “Единство”, будучи Источником и Корнем всего, предстаёт во всех вещах как Корень и Источник. Без [этого] Источника нет ничего, тогда как источник [Сам] произошёл не из чего иного, как из самого себя; с тех пор Он является Источником для всего остального. Он сам по себе Источник, так как не мог Он иметь иного источника для себя. Значит, Единство, являясь Источником, содержит любую величину, но не содержится никем; передаёт любую величину, но никем не передаваемо. Вот, о Тат, был тебе очерчен, насколько было возможно, Божественный Образ [Универсальный Космос, или Монада]; и если ты хотел внимательно остановиться на этом и понаблюдать за всем этим глазами сердца своего, то верь мне, Сын, найдёшь ты Путь, который поведёт тебя вверх; более того, этот Образ станет твоим Проводником, потому что Взор [Божественный] имеет особое свойство очарования, которое крепко держит и влечёт к себе тех, ко преуспевает в прозрении своём, точно как магнит, говорят, влечёт железо.
В данном случае двойное название трактата “Чаша или Монада” [Единство] представляет собой лишь альтернативные имена, поскольку Чаша – это Единство, Первообраз или “Тело” Бога, который есть Причина всех тел, но сам он бестелесен; другими словами, Монада – это сам постижимый Космос, Божественный Образ, называемый везде Его Саморождённым Сыном. Все вещи созданы Созидающей Энергией Ума. Идеальный Космос, или миропорядок, является Божественным Телом, Гермесом или Космическим Христом. Чаша Посвящения, или Мистической Евхаристии, символически означает ту Чашу Мироздания, к энергии которой приобщается человек в своём познании Бога, до полного погружения в Него своим сознанием и полного слияния, наполнения себя Им. Вспомните, как это было показано на опыте Сергия Радонежского, при описании опыта исихастов и практики исихазма, принятой в православии.
Чаша эта – Океан Божественной Мудрости и Любви. Испивший из неё полностью обретает бессмертие, это то же самое, что Священная Чаша Святого Грааля, имеющая свою проекцию в каждой человеческой груди, в каждом человеческом теле. То, о чём Иисус говорит: “Царство Божие [Чаша, или Космическое Сознание] внутрь вас есть” (Лк 17:21). Поэтому жажда гносиса является самым необходимым желанием. Гносис бесконечен в себе самом; это лишь только начало Истинного Познания Бога. Те, кто принял Крещение Ума, сделались “совершенными людьми”, но несовершенными до той поры, пока не получат они прикосновение сознания Христа, которое позволит им достигнуть состояния истинного человека. Принявшие Крещение знают, зачем они пришли в этот мир, знают цель, смысл жизни. Они становятся бессмертными по сознанию; они знают, что они бессмертны, и не только верят в это, но бессмертие не является больше просто верой (или верованием), а стало фактом их знания. Они отвоевали у смерти и судьбы свою свободу и знают истинное устройство Вселенной. Они ещё не стали едины с Логосом, они лишь узрели Видение Его. Но Видение это является залогом того, чем они могут быть. Они уже стали богами, это так, или, другими словами, наслаждаются той же свободой и осознанностью, что и боги или ангелы, но если они соединятся с Самим Божеством, они узнают, что существуют ещё более высокие состояния сознания.
Corpus Hermeticum V (VI) БОГ НЕПРОЯВЛЕННЫЙ [НЕВИДИМЫЙ, НЕЯВНЫЙ] – В НАИВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЕН [ВИДЕН] От Гермеса – Тату (Текст: Р. 41-48; Pat. 126-136)
Тот, кто не был сотворён, Тот превыше и всей силы явления помыслом, Он – непроявлен. И поскольку Он сотворил вокруг всё проявленным, то Он проявляется через все окружающие предметы, во всём, и Его желание проявится во всём, что когда-либо было создано. Итак, если ты осмелишься спросить меня, то скажу, что сама Его сущность зачинает все предметы и создаёт их. И поскольку без творца невозможно чему-либо быть, то кто же, если не Он, создал всё и на небе, и в воздухе, и на земле, и в глубинах, и во всём космосе, и во всём, что существует. Ибо не существует ничего во всём мире, что не было бы Им. Он – Бог вне и превыше всех имён. Он – непроявленный, Он – в наивысшей степени проявлен. Он Тот, кого [лишь] ум может созерцать. Он открывается [также] и глазам. У него нет тела, и у него множество тел, более того, он в каждом теле. [Вспомните слова Христа: “Царство Божие [или Царство Отца] внутри вас”]. Не существует ничего, что не являлось бы Им. Ибо всё – это Он, и Он – это всё. По этой причине Он обладает всеми именами, в которых заключена суть Отца. И по этой же причине Сам Он не имеет никакого имени, поскольку Он – Отец [им] всем [т. е. всем именам].
Corpus Hermeticum VII (VIII) ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗЛО ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ НЕВЕДЕНИЕ БОГА (Текст: Р. 54-55; Pat. 18a)
Выдержку из этого текста можно предварить словами Христа: “Иисус сказал: Я стоял посреди мира и во плоти я явился им: Я нашёл всех людей пьяными и никого не нашёл Я трезвого среди них; и опечалилась душа моя над душами людей, потому что они слепы в сердцах своих и не видят ничего...” (Евангелие от Фомы). Не дайте же свирепому потоку унести вас прочь, но, используя несущее к берегу течение, вы, избранные, направляйтесь в гавань Спасения и, укрывшись в ней, ищите того единственного, который взял бы вас за руку и повёл бы вас к вратам Знания. И сияет там чистый Свет, от всякой тьмы очищенный; нет там ни единой опьянённой души, но все трезвые они и всматриваются глазами своего сердца в Него, но [только] ум и сердце. Нет ни уха, услышавшего Его, ни глаза, могущего Его увидеть, ни языка, чтобы говорить о Нём, но [только] ум и сердце.
Corpus Hermeticum VIII (IX) НИ ОДНО ИЗ СУЩЕСТВ НЕ ПОГИБАЕТ, НО ЛЮДИ В ЗАБЛУЖДЕНИИ НАЗЫВАЮТ ПЕРЕМЕНЫ РАЗРУШЕНИЕМ И СМЕРТЬЮ (Текст: Р. 56-59; Pat. 48a, 48b)
“Ибо, воистину, первый из сущего, вечный и стоящий за всеми рождениями есть Бог Создатель Вселенной. Вторым является, по его образу, Космос, порождённый Им, поддерживаемый и питаемый Им, созданный бессмертным из Бессмертного, поскольку его Господин, живущий вечно, вечно свободен от смерти. Но тот, кто бессмертен, отличается от Вечного; поскольку Он не был произведён на свет кем-то иным, но даже если Он и был порождён, то Он не был порождён самим Собою, а порождает себя вечно. Для Вечного вся суть заключена в его вечности. Отец вечен Сам по Себе, а Космос [Сын] стал вечным и бессмертным из-за Отца”.
“Возможность познания Бога присутствует в нас потому, что мы есть часть Космоса, микрокосм в макрокосме, но Космос не отделён от Бога и даже не существует в Боге; Бог не обладает Космосом как собственностью, но сам является Космосом и всем, что в нём. Космос - это Сын Бога, Он Сам”.
Что же таким образом узнал Гермес, долго размышлявший над происхождением вещей, когда впал в забытьё и дух его поднялся в пространство, когда ему показалось, что Существо, необъятное по размерам, без определённой формы, звало его по имени. “Узнай же, что видела твоя душа. Ты видел пребывающее в Вечности. Свет, виденный тобою вначале, есть Божественный Разум, который всё содержит своим могуществом и заключает в себе прообразы всех существ. Мрак, в который ты вслед за этим был погружён, есть тот материальный мир, в котором живут обитатели Земли. Огонь же, устремившийся из тёмных глубин, есть Божественный глагол. Бог – Отец, Глагол – Сын, соединение есть Вечная Жизнь...” Глагол – это Слово (Логос) – Я Есмь Присутствие в каждой человеческой груди, частица Единой Божественной Сущности. Цель герметизма: соединение частицы с Первоначалом, переход в состояние “Я и Отец – одно”.
Возможно, ваш опыт будет таким же, а может быть, несколько отличен от описанного выше. И поэтому не удивляйтесь, если вы однажды увидите себя парящими в пространстве Вселенной среди мириадов звёзд, и мягкий, но сильный голос, обращаясь к вам, скажет: “Ты хотел знать, что такое Абсолютное Знание, смотри – вот Оно...” Не волнуйтесь оттого, что вы никогда и никому не задавали подобного вопроса и, более того, никогда ничем подобным вообще не интересовались. Посвящение всегда необычно и неожиданно...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|