Формирование и развитие тела бессмертия 7 глава
Подавляющее количество тантрических практик осуществляется с использованием мантр. В основе слова “мантра” лежат слова: “манас” – “ум”, или “обусловленное сознание”, и “трайяти” – “освобождать”. Мантры – это звуки или слова, которые обладают силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. С помощью мантр очищают внутреннее пространство для того, чтобы в него вошёл Бог. Многие мантры обладают способностью общего воздействия, одновременно влияя на тело, энергию и сознание человека. Например, такое свойство имеет главная мантра шайвов “Ом намаа Шивайя”. Перевести её можно так: “Я весь – телом, энергией и всеми состояниями сознания – соединяюсь с Богом”.
Помимо мантр в тантре используется большое количество разнообразных пудж (практик преданности), также наполненных глубоким внутренним смыслом. В пудже божество, которому поклоняются, олицетворяет собой океан Божественного Сознания или Его творящую энергию, а сам ритуал поклонения подразумевает слияние поклоняющегося и объекта поклонения – отказ от своего “я” и вручение его Высшей Силе. Совершая поклонение Шиве или Ганеше, Кали или Дурге, практикующий соединяется с тем, что находится за пределами форм. Существует метафора, которая гласит, что “божество является вратами, через которые тантрист шагает в вечность”.
В тантризме известна и другая возможность пережить опыт внутреннего Света, а именно во время майтхуны, т. е. во время ритуального соединения с девушкой, олицетворяющей Шакти. Тут важно помнить, что речь идёт не о мирском поступке, а о церемониале, имитирующем божественную “игру”, ибо он связан с объединением и преобразованием энергий пары и не должен заканчиваться извержением семени. В даосизме и в буддистской традиции Дзогчен подобная практика получила название Дао Любви и Двойное Совершенствование.
Для лучшего понимания смысла этой практики следует пояснить, что, согласно взглядам тантры, вся Вселенная состоит из непроявленной и проявленной частей или проявленной и непроявленной энергий. Подобно тому, как апостол Павел говорит: “Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно” (2 Кор. 4:18), подобно этому тантрист воссоединяет соответствующие (проявленные) элементы своего тела, энергии и сознания с Изначальным (непроявленным) Источником Божественного, тем самым очищая их.
При этом с самого начала непроявленная часть Вселенной отождествляется с океаном вечного бесконечного Высшего Божественного Сознания, называемого Шивой; что же касается проявленной части Вселенной, то считается, что она создана и поддерживается вечной бесконечной Божественной энергией, или Силой, называемой Шакти. Об этом можно сказать так, что Шива – это статический (неподвижный) аспект Бога, Его Сознание, а Шакти – динамический (активный) аспект, Его творящая, исполнительная Сила. При этом Шива имеет силу созидать только в соединении с Шакти, и, более того, Шива без Шакти становится подобным покинутому сознанием телу. Может быть и другая интерпретация этих двух аспектов: Шива – это Замысел, а Шакти – его Реализация. Шива находится в непрерывном соединении с Шакти. “Всюду пребывает Божественная Форма, всюду Шакти-Шива” (Тирумулар. “Тиру-Мандирам”, 2722). В следующем за этим сексуальном соединении партнёр и партнёрша полностью отождествляют себя с этими двумя божествами. Данное представление становится настолько прочувствованным и сильным, что практикующие реально видят и чувствуют друг друга как Шакти с Шивой. В этот момент используя всё возрастающее состояние возбуждения, они, сливаясь в единое сознание, проникают в такие его глубины, которые кажутся недоступными для привычного восприятия. Поэтому секс, в понимании тантристов, – это “внутренняя майтхуна”, т. е. соединение энергии кундалини с сознанием в чакре сахасраре, приводящее к слиянию индивидуального сознания с Божественным. При этом сексуальная энергия, отделённая от обычно сопутствующих ей эмоций и желаний, пополняет оджас– тонкую энергетическую эссенцию, живительно действующую на весь организм. Поднимаясь вверх, в сахасрару, оджас разжигает теджас – огонь сознания, который усиливает медхагни– огонь ума и восприятия; теджас и медхагни сжигают все затемнения в сознании. С помощью силы теджаса и медхагни осуществляется “внутренняя майтхуна” – внутренняя Шакти (энергия кундалини) сливается с внутренним Шивой (сознанием). Сознание, освобождённое силой Шакти из плена материального мира, устремляется к Несравненному, Вечному Центру, океану единственной Реальности, Изначальному Божественному Свету.
В связи с этим Гухьясамаджа-тантра, Чандракирти и Цзонхава подчёркивают такую деталь: “во время майтхуны происходит союз мистического порядка, в результате которого чета обретает нирваническое сознание. Нирваническое сознание есть опыт переживания Абсолютного Света, когда оно способно проникнуть в самые глубины органической жизни”1.
Высшая ступень этой практики называется адхидайвика(запредельная) и связана с полным очищением пяти элементов тела, энергии и сознания. В итоге все они проясняют своё состояние до изначального состояния Сияющего Света, из которого были когда-то сотворены. Предварительная стадия этого процесса выглядит как переход физического тела к состоянию идеальной юности. Дальнейшее преобразование приводит к реализации Тела Золотого Света — высшему состоянию Божественного бессмертия и полному слиянию с Изначальным Светом Вселенной, растворению в этом Свете с сохранением полного осознавания...
Чтобы не быть голословными, приведём фактические свидетельства реализации Тела Золотого Света тантрийскими святыми, обратившись к Энциклопедии “Религии мира”.
Вот как описывают свой опыт реализации Тела Золотого Света тантрийские святые: “Было время, когда я презирал тело, но затем я увидел Бога внутри его. И тогда я осознал, что тело – храм Господа, и стал относиться к нему с огромной заботой”. “Всевышний Господь, наделивший меня Знанием, вошёл в меня и, проявив Себя в плоти моего тела, навечно поселился во мне”. “Посредством воспламенения солнца и луны, находящихся в муладхаре, даже волосы стали мягкими, нежными, сияющими и излучающими свет”. “Если человек достигает прочного единства с прекрасной Божественной Шакти, то... морщины на его коже и седина в его волосах исчезают, и он снова становится молодым”. “Тот, кто обладает знанием... может достичь бессмертия, обрести преображённое тело, вечно молодое, свободное от старения и дряхлости, являющееся прекрасным воплощением Божественного...” (Тирумулар). “Я молился о лучезарном теле, которое было бы вечно... Он исполнил то, о чём я молился, и теперь у меня такое тело... О люди, ищите убежища в моём Отце – властителе Неописуемого Великолепия, делающего даже материальное тело бессмертным!.. Господи! Вечная Вселенская Любовь наделила меня золотым телом и слилась с моим сердцем. Растворившись во мне, Ты Светом Милости алхимически преобразила моё тело”. Последние слова принадлежат Рамалинге Свамигалу, святому из Вадалура (юг Индии), который 30 января 1874 г. в присутствии учеников исчез во вспышке фиолетового света. Мастеров, достигших состояния Шивы и состояния Солнечного Тела (Бессмертного Золотого Света), в тантрийской йоге именуют “разбившие скипетр смерти и странствующие во Вселенной”. Все они внесли значительный вклад в формирование тантрийской йоги, являющейся живой и непрерывно обновляющейся системой, постоянно совершенствующей свои методы. В древнем трактате “Каши Кханла” Шива говорит: “Я – Властитель Вселенной Каши, Я есть Свет Освобождения. Волны Реки Небес (Ганги) – напиток бессмертия...”
“Им досталась победа в схватке со смертью, и теперь они странствуют в бесконечности Вселенной – навсегда свободные и не ограниченные ничем – ни пространством, ни даже временем” (Сватмарама “Хатха-йога-прадипика” (1:9).
Аналогичное встречается и в даосской йоге, где практика подобная этой называется “Тайна Золотого Цветка”. Постигший тайну “Цветка” реализует состояние Бриллиантового Тела – Тела Света.
Зороастризм (Иран, Ирак) Заратуштра жил в азиатских степях, к востоку от Волги. Греки считали Заратуштру мудрецом-астрологом и переименовали его в Зороастра (от греч. “астрон” – звезда), а его вероучение назвали зороастризмом.
Согласно теологической концепции зороастризма, чистый разум, или Бытие, отождествляется с Вечным Светом. Под Вечным Светом в зороастризме и исмаилитском гностицизме понимали не только доброго Бога-творца – Ахура-Мазда, но и суть творения и жизни, а главное – Дух и духовную энергию. Как и в Индии, мудрость, святость, короче говоря, – чистая духовность символизируется в зороастризме более сильным сиянием. И подобно тому как доктрина Упанишад уподобляла Атман внутреннему Свету, в одной из глав “Большого Бундахишна” душа отождествляется с “хварно”, со Светом Славы, чистым излучением, которое лежит в основе Творения.
Приверженцы этой религии признавали наличие двух разных богов, равных по своему могуществу и оспаривающих друг у друга мир. Боги эти – Ормазд (Ахура-Мазда) и Ахриман (Анхра-Майнью), Свет и Мрак. Помимо этого, Ормазда называли Мудростью, а Ахримана – Неведением. Приверженцы зороастризма называли себя парси, т. е. “чистые”, и дали это же имя своей стране Персии (с 1935 г. - Иран). Главным культом адептов зороастризма был культ огня.
В Энциклопедии “Религии мира” рассказывается о том, как незадолго до начала Первой мировой войны русский писатель Юрий Терапиано, находившийся в Персии, познакомился со старцем, одним из зороастрийских священников. Они вели долгие беседы о сокровенном содержании этой древнейшей и удивительнейшей религии. Собеседникам не раз приходилось обращаться к весьма своеобразной стороне зороастризма – учению о Фраваши. Старец, в частности, говорил о том, что физический организм человека и даже его душевное тело (зороастризм признаёт тройственную природу человека: материальную, душевную, или энергетическую, и духовную) являются только орудиями для “Истинного Человека – Фраваши”. Фраваши – образ и подобие Божие, Вечное и Бессмертное Начало. В самой глубине своего существа человек есть это Бессмертное Начало, Сияющее и Неразрушимое. Фраваши не связан ничем из того, что ограничивает тело и душу человека. Таким образом, Фраваши в зороастризме олицетворяет собой сияющее Светом Бессмертное Начало, или наш Первообраз.
”Фраваши был безгранично свободен в бесконечно возникающем Божьем мире до тех пор, пока составлял с Богом единое целое. Небесный Человек Фраваши жил вселенской жизнью, настолько же широкой и полной, насколько неполна и несвободна его теперешняя жизнь, ограниченная земным существованием. ...Каким образом зло зародилось в Небесном Человеке? В его распоряжении были все возможности, и среди них – возможность противопоставить себя Целому. “Небесный Человек” мог обратить внимание и на себя, поставить себя в центр, что и было началом соблазна. ...Бог, точнее образ Божий, Небесный Человек, был растерзан центробежной силой самости. Так на языке мистерий раскрывается миф о падении человека”1. И теперь задача человека – вновь воссоединиться с Целым, избавить себя от самости и восстановить прежнее Единство.
Существует красивое предание с описанием небесной страны Ахура-Мазды, передающее мудрый дух и внутреннюю поэтику зороастризма. Трудно удержаться от того, чтобы не ознакомить и вас с этой легендой. ”Внутри Горы царит сонная тишина, множество странных вещей хранится там, как в царской сокровищнице. В день сотворения мира Ахура-Мазда, Бог-Творец, поместил там свои чудеса: образы всего, что было создано им на Земле и во всей вселенной. Каждый образ имеет там свою форму. Зороастрийцы рассказывают, что в древние времена люди знали дорогу к Великой Горе. В древности мудрые люди хранили особый ритуал и умели изготавливать из трав чудесный напиток, освобождавший человека от телесных уз и позволявший странствовать среди звёзд. Преодолев тысячи опасностей, сопротивление Земли, воздуха, огня и воды, пройдя через все элементы, те, кто хотел своими глазами видеть судьбы мира, достигали ворот Рая, который охраняли вооружённые огненными мечами ангелы. ...Удивлялись ангелы настойчивости вопрошавших, но отвечали, и тогда начиналось долгое восхождение. Иногда оно занимало тысячи лет, иногда и больше. Времени Ахура-Мазда не считает... Рано или поздно странники достигали вершины Горы. Льды, снега, резкий холодный ветер, а вокруг – одиночество и безмолвие бесконечных пространств... Вот что находили они там. Тогда вспоминали они слова молитвы: Бог великий, Бог наших отцов, Бог всей вселенной, Вечный Друг искателей света! Научи нас, как проникнуть в средоточие Горы, яви нам свою милость, помощь и просветление! И вот среди вечных снегов и льдов появлялось сияющее пламя. Огненный столп вёл странников к входу, и там встречали посланников Ахура-Мазды духи Горы. Первое, что представало глазам странников, вступивших в подземные галереи, была звезда, подобная тысяче разнообразных лучей, слитых воедино. Что это? – спрашивали странники духов. И духи отвечали им: Видите сияние в центре звезды? Здесь – источник энергии, которая даёт вам существование. Подобно птице Феникс, Мировая Человеческая Душа вечно умирает и вечно возрождается в Неугасимом Пламени. Каждый миг она разделяется на мириады отдельных звёзд – подобных вашей, и каждый миг воссоединяется, не уменьшаясь ни в содержании своём, ни в объёме. Форму звезды мы придали ей потому, что, подобно звезде, во мраке дух Духа духов всегда освещает материю. Вы знали доселе лишь осколки своей звезды, теперь вы видите Целое. Поймите и вразумитесь. Прежде чем Земля стала быть, вы уже пребывали у Творца и знали друг друга до начала мира. Мириадами подобных звёзд, целою цепью “звёзд-душ” движется по мирам славы Единое и Множественное. Помните, как осенней ночью вспыхивают падающие звёзды? Подобно тому в мире Творца ежесекундно рассыпаются и падают звенья одной цепи – “души-звёзды”. Они рассыпаются на осколки, как порванная жемчужная нить, как капли дождя, осколки-звёзды падают в миры творения. Каждую секунду на внутреннем небе появляется новая звезда: это, воссоединившись, “душа-звезда” поднимается к Богу из миров смерти. Видите два потока из этих звёзд – нисходящий и восходящий? Вот истинный дождь над нивой Великого Сеятеля. Тогда, пав на колени, странники начинали прославлять Творца. Ахура-Мазде было угодно создать, – объясняли духи Земли, – условия странствования для небесных странников. Упав на Землю, как дождь, рассыпается звезда, но те, кто составлял её, связаны невидимой нитью. Судьба их – идти вместе, расходиться и встречаться в веках, терять друг друга на время и вновь находить в вечности. Части каждой звезды сердцем умеют узнавать, когда встречают на Земле своих сестёр и братьев. Любовь, ненависть, дружба, вражда и предназначенные в жизни каждого встречи происходят оттуда. Каждый рождающийся окружён цепью связанных с ним душ – тех, с которыми он встретился в жизни, которые станут ему родными, друзьями или врагами на время... Странники молчали. Ни один из них больше не хотел спрашивать ни о чём, и духи отступили от них. А странники, подобно падающим звёздам, сквозь невыразимое, бесконечное, тёмное мировое пространство, неся в себе тёплый свет, возвращались на землю”.
Заратуштра покинул этот мир в Теле Света. Марк Л. Профет в книге “Серапис Бей. Досье на Вознесение. Повесть об ускорении восхождения души в Высшее Сознание” называет его так: “вознёсшийся к Единому в пламени великом”.
Манихейство (Иран, Сирия, Египет, Северная Африка, Китай, Римская империя, Балканы: Болгария, Югославия)
Это учение реформировало зороастризм. Данное учение получило название по имени своего основателя Мани. Мани был парсом из секты мандеев, чьё название означает “чистые”. Членов этой секты называли “хале хевари”, т. е. “одетые в белые одежды”. Облачение в белое одеяние символизировало собой чистоту нематериальной души. Ученики Мани выводили его имя из санскритского слова mani, что означает “драгоценный камень”, или из сирийского слова mana, означающего “сосуд”, “вместилище”. В сочетании этих слов имя Мани звучит как “сосуд драгоценности”.
Принимая во внимание, что возрастание воздействия со стороны внешней среды или окружения на человека приводит к необходимости задействовать бóльшие силы и бóльшее количество энергии, что в свою очередь приводит к развитию навыков и способностей, которыми подвергнутый такому воздействию прежде не обладал, учение манихейцев говорит о том, что вся история мира развивается через конфликты, ввиду чего проявляемое в мире зло уже само по себе может стать двигателем прогресса, а спасение рода человеческого зависит не от слепой веры, а от веры основанной на познании (гносисе), которое, в конце концов, и сделает из человека, по выражению самого Мани, “спасённого спасителя”.
Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия. По мысли манихейцев, наш материальный мир является творением Князя Тьмы, но в груди у него, словно узница или заноза, живёт драгоценная искорка Света, частица Отца Величия. Помните – “Царство Света внутрь вас есть”? Таким образом, наш мир – “смешанный”. Задачей, поставленной перед человеком Отцом Света, является стремление освободить эту искорку посредством нескольких очищений, в конце которых дух и материя вновь должны разделится, как в изначальные времена, Свет будет отделён от Тьмы, но уже окончательно. Поэтому цель манихейства – победа духа над материей и торжество Отца Света.
Таким образом, в основе космогонии, манихейцев лежит идея о поединке двух Царств и постоянно меняющемся соотношении сил в их взаимодействии. Согласно манихейской космогонии некогда эти два Царства находились в полном равновесии, поскольку оба представляют собой обязательные, необходимые и абсолютно равноправные элементы Мироздания. Но однажды равновесие было нарушено – Тьма вторглась в Царство Света, и началось долгое противостояние, которое, естественно, отразилось и в человеческих душах. Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Правитель Царства Света вызвал своего единородного сына, Первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с мировым злом. По другой версии, были посланы два духовных начала, фактически воплощения самого Отца Величия – Мать Жизни и Первочеловек. Первочеловек вооружился пятью священными силами, или чудесными элементами: светом, ветром, огнём, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах Первочеловек вызывает себе на подмогу пять светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых соответствует одному из элементов Света. Но Первочеловек не учёл коварства и подлости, на которые способен Князь Тьмы, и он был усыплён, а пять священных элементов поглощены Тьмой. Окончательной победы над злом достичь не удалось: пять священных элементов остались в плену Царства Тьмы, и теперь они – в ожидании освобождения... Вокруг “запертых” частиц Света и строилась вся космогония манихеев.
Эти пять светлых элементов отождествляются с пятью элементами, из которых состоит физическое тело. Человек как таковой – существо противоречивое, дуальное, по мнению манихеев: ведь его душа (светлое начало) заперта в оковах плоти (тёмного начала). Задача человека – освободить своё тело от тёмных элементов. Окончательное спасение людей должно произойти через отделение от Тьмы частиц Света.
В продолжение этого Алексей Маслов в очерке “Манихейство: учение о Царстве Света” пишет: “Истории о спасении Первочеловека лишь благодаря полному осознанию того, что он находится во Тьме, суждено бесконечно повторяться на этой земле. И здесь важно не само падение человека в бездну Тьмы, не его сон, а то осознание своей затерянности в Царстве Тьмы и желание выйти на Свет, которое, в конце концов, должно проявиться. Именно в сочетании призыва Духа Живого и ответного клича Первочеловека – этих двух священных актов – и заключается, по манихейскому учению, основа спасения человека. А это означает, что человек должен воззвать о спасении. Дух Живой ответно воззовёт к нему, но сам человек должен правильно, искренне ответить на призыв, поверить в спасительную силу посланца. Таким образом, человек, посвящённый в учение Мани, рассматривается как сын, прямой наследник божества-Отца. Под воздействием злых чар он впал в сон, забыл о своём священном, божественном истоке, о том, что он рождён в Царстве Света, о своей миссии на этой земле – спасении мира от Тьмы. Но под влиянием проповеди манихеев человек способен осознать своё падение, воззвать о помощи со всей чистотой и искренностью, на которые способен, и в конце концов услышать ответный клич от Духа Живого. И тогда посланец подаст ему свою правую руку и отведёт человека в Царство Света, как это случилось с Первочеловеком”1.
Это можно было бы выразить так: Царство Света подобно зеркалу, каждый последующий шаг к нему вызывает встречное отражение.
Начиная с X века надёжными защитниками манихейства становятся южные славяне, жившие между Чёрным морем и Адриатикой. Его адепты, числом в 10 000, называли себя богомилами, т. е. друзьями Божьими; в Болгарии и Югославии ими оставлено множество монументальных памятников. Продолжателями этой традиции стали христиане-катары (“чистые”), о которых мы уже говорили выше.
Интегральная йога Шри Ауробиндо (Индия)
“О Огонь, ты Посланник между землей и небом” (Риг Веда, 3.3.2). “О Огонь, когда ты хорошо разожжен нами, ты становишься всевышним, ростом и расширением нашего существа” (Риг Веда, 2.1.12).
“Всё ваше тело – от кончика одного крыла до кончика другого – есть собственно мысль, воплощённая в форме, доступной вашему зрению. Разорвав путы, сковывающие вашу мысль, вы разорвёте и путы, сковывающие ваши тела... Вам следует понять, что чайка есть ничем не ограниченная идея свободы, воплощение образа Великой Чайки, и всё ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это только мысль” (Бах Р. “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”).
“Нет ничего более неизведанного, чем тело, – зачем лететь на Марс и Луну, когда вся вселенная тут? И все тайны всех вселенных кроятся в единственной маленькой клеточке вашего существа”, – говорит ученик Шри Ауробиндо – Сатпрем.
“Сила полностью становится Сознанием, она полностью вспоминает себя. Вспомнить себя – значит вспомнить всё, потому что это Дух в нас вспоминает Дух, находящийся повсюду. Всё вокруг – это Сознание, ибо всё – есть Бытие, или Дух”, – так объяснял это основатель интегральной йоги Шри Ауробиндо.
“Мир – это лишь игра его бытия, знания и блаженства”, – продолжает он в своей книге “Час бога. Йога и её цели”. – ”Сама материя, как вы поймёте однажды, нематериальна, это не субстанция, а форма сознания, воспринимаемая чувственным познанием”.
Подобно многим другим, Индия сейчас говорит о пралайе, конце света, но это тот конец, за которым следует новое начало. Уже было пять пралай до нашей сегодняшней Земли. Шестая попытка – наша Земля. Шесть эволюций творения. Творение не стоит на месте, оно постоянно обновляется, как уже сейчас, в наши дни, наряду со старым человечеством нарождается новое, грядущее ему на смену.
Ученик и продолжатель дела Шри Ауробиндо – Сатпрем, так описывает новое человечество: “Это Сила йоги, это Сознание-Сила, о которой говорил Шри Ауробиндо. Это именно она выковывает сверхчеловека, и она выкует супраментальное существо, и в этом самоотречении она выкует самую себя”.
“Следуй светящейся нити, протянутой через срединный мир. И она выведет тебя” (Риг Веда, 10.53.5). “Ведь если следовать за нитью, если терпеливо восходить и восходить с помощью хорошо известных методов йоги, то попадаешь в великие царства, очень освежающие человека, в пространство покоя и света, во внезапность спонтанного знания, в океан свободы, где над пеной скользит смеющаяся чайка, попадаешь в глубокую прозрачность, где улыбается такая древняя нежность, а иногда попадаешь в высочайшие бездны, где все растворяется, как в вечной любви. Там ничего не нужно знать: всё попросту ЕСТЬ. И это всё, что есть. И всё охвачено и утешено навсегда. Если люди хотя бы чуть-чуть вдохнули этого воздуха, они, несомненно, стали бы жить лучше. Это в пределах достижимого, и не так уж высоко, как мы думаем”, – пишет Сатпрем в книге “Кто будет после Человека? Но главное: Как будет после Человека?”.
Далее он приводит пример описания этого опыта, данного самим Шри Ауробиндо: “Золотой Свет спустился в мой мозг. И засияли в солнечном свете серые отделы ментала... Твой Золотой Свет спустился в моё горло. И все мои слова отныне стали божественной песней... Слова опьянены бессмертия вином”.
Давайте, оставаясь в рамках темы, немножко отвлечёмся и, скажем ещё несколько слов о вине Божественной Мудрости. Ведь как тут не вспомнить Омара Хайяма, одного из известнейших суфиев, посвятившего столько бессмертных строк как этому небесному напитку, так и самому опьянению Божественным Светом и слиянию с Ним. Это и явилось поводом к тому, что их называли “опьянённые суфии”, свидетели Истины. Основателем школы “опьянённых суфиев” был известный шейх из Хорасана Абу Йазиду ал-Бистами. Вино Божественной мудрости являлось четвёртой формой познания Божественного, а экстатические высказывания представителей этой школы получили название Шатхийат. Вино Божественной Мудрости – именно это вино воспевали суфии. Опьянение любовью к Единому.
День каждый услаждай вином – нет, каждый час: Ведь может лишь оно одно мудрее сделать нас. Когда бы некогда Иблис вина напился, Перед Адамом он склонился б двести раз.
Приход наш и уход – загадочны их цели. Все мудрецы земли осмыслить не сумели, Где круга этого начало, где конец, Откуда мы пришли, куда уйдём отселе?1
Сейчас, когда вы знаете, что речь шла о вине Божественной Мудрости и любви суфиев к Единому, вы уже по-другому станете воспринимать эти стихи.
А теперь мы вернёмся к интегральной йоге. Нижеприведённые цитаты выстроены в такой последовательности, чтобы у вас сложилось наиболее полное представление о том преобразовании человеческого тела в Тело Света, как его описывал и как о нём говорил Шри Ауробиндо.
“Твой Золотой Свет опустился в моё сердце, выковывая вечностью Твоею мою жизнь... Твой Золотой Свет спустился к моим ногам, Моя Земля отныне стала твоей игровой площадкой и твоим жилищем”.
“Потом появляется этот огонь. И это тоже не миф: Его пылающая масса видима, – говорит Веда, – Агни (Огонь) ширится светом и конкретным телом. Но вначале это тело является только маленькой искоркой; его пылающая масса, его колеблющееся пламя иногда вспыхивает и часто гаснет, и его нужно зажигать вновь и вновь. Это удушливый крик в ночи мира, потребность неизвестно в чём, которая всегда с нами... Это внутренняя память, которая зовёт золотой луч, это Великое Вечное Солнце, которое порождает этот солнечный призыв. И этот огонь, этот крик разрастается. И тогда это маленькое белое пламя начинает загораться в сердце: оно хочет любить, лечить, спасать, и оно движется ощупью сюда, туда, помогает ближнему, спасает, отдаёт себя и поёт что-то; которое хотело бы всё обнять, всё охватить и вместить целую жизнь в своём сердце”.
“Тогда исследователь хочет ввести этот огонь, эту пылающую истину в каждый миг и в каждое движение, в свой сон и в свой день, в свою боль и свою радость, во всю свою жизнь, и чтобы всё было очищено, охвачено этим пламенем, чтобы наконец родилось что-то ДРУГОЕ, жизнь более истинная, более истинное существо. Он становится на путь сверхчеловека. Теперь исследователь хочет ввести этот огонь в свою субстанцию и в своё сердце, он хочет, чтобы его материя отражала Истину, воплощала Истину, он хочет, чтобы это сияло как снаружи, так и внутри, – он становится на путь супраментального существа. Поскольку в действительности это разрастающееся огненное Я, это пылающее тело, которое всё более и более становится похожим на наш божественный прототип, на нашего светового брата на высотах, который, кажется, переполняет нас со всех сторон и даже сверкает лучами вокруг вибрации уже оранжевой – это и есть то самое тело, которое сформирует супраментальное существо. Это будущая земная субстанция: более плотная, чем алмаз, и, однако, более флюидная, чем газ, – говорил Шри Ауробиндо, – Это духовная конденсация великой Энергии, прежде чем она превратится в материю. Нам предстоит соединить этот огонь с материей и осуществить переход или трансформацию этого мрачного и смертного тела в это пылающее и бессмертное существо”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|