Ситуационные задачи. Задача №1. 2. Объясните физиологический смысл данной манипуляции помимо анестезии?. 2. Объясните физиологический смысл данной манипуляции помимо анестезии?
Ситуационные задачи Для оценки сформированности компетенций (ОК-1, ОК-5, ОПК-9) предлагаются следующие ситуационные задачи. Задача №1. В клинику поступил пациент А. для проведения тонзилэктомии (удаление глоточных миндалин). Перед операцией ему провели анестезию корня языка и задней стенки глотки. Вопросы: 1. Для чего это было сделано? 2. Объясните физиологический смысл данной манипуляции помимо анестезии? Задача №2. Студент В. сдает экзамен. Через некоторое время он почувствовал учащение пульса и пересыхание слизистой полости рта. Вопросы: 1. Почему это произошло? 2. Как в этих условиях происходит регуляция слюноотделения? Задача №3 В клинике пациенту Б. проводили зондирование желудка с целью взятия пробы желудочного сока. Однако во время данной манипуляции у пациента возник рвотный рефлекс и проведение данного исследования стало невозможным. Вопросы: 1. Почему возник рвотный рефлекс? 2. Какую необходимую процедуру нужно провести для устранения рвотного рефлекса? Задача №4. На приеме у врача пациент К. пожаловался на постоянную слабость и головокружения. Анализ крови показал наличие В12-дефицитной анемии. Из анамнеза стало известно, что больной перенес операцию по удалению желудка. Врач предположил, что возможной причиной развившейся анемии стала перенесенная операция. Вопросы: 1. Верно ли предположение врача? 2. Объясните причину развития В12-дефицитной анемии? Задача №5. В приемный покой на скорой помощи был доставлен мужчина М. с приступом печеночной колики. Для снятия приступа ему ввели препарат, блокирующий М-холинорецепторы? Вопросы:
1. Как называется эта группа препаратов? 2. Объясните механизм действия этих препаратов? Задача №6. Как известно, высокая кислотность желудочного сока является важным условием эффективного пищеварения в желудке. У больного Р. был удален пилорический отдел желудка, после чего у него снизилась кислотность желудочного сока. Вопросы: 1. Объясните, почему это произошло? 2. Почему в желудке кислая среда? Задача №7. При проведении опыта в одну пробирку с фибрином налили желудочный сок, а в другую пробирку с фибрином прилили 0, 5% раствор соляной кислоты. Затем обе пробирки на 30 минут поставили в термостат. Вопросы: 1. Что произойдет с фибрином в пробирке с желудочным соком? 2. Что произойдет с фибрином в пробирке с соляной кислотой?
Задача №8. В клинике для уточнения диагноза и выявления причин стеноза (сужения) привратника желудка пациенту Д. ввели раствор атропина, который является блокатором М-холинорецепторов. Стеноз может быть вызван гипертонусом мышц, либо рубцовыми изменениями стенки привратника. Вопросы: 1. Какой эффект будет наблюдаться после введения атропина в случае гипертонуса мышц? 2. Какой эффект будет наблюдаться после введения атропина в случае рубцовых изменений стенки привратника? Задача №9. Подопытному животному в эксперименте в 12-перстную кишку ввели дополнительную порцию соляной кислоты. Вопросы: 1. Как изменится секреция панкреатического сока? 2. Объясните механизм полученных изменений? Задача №10. У пациента В. в области головки поджелудочной железы обнаружена гастринома – опухоль, вырабатывающая гастрин. Вопросы: 1. Что такое гастрин и где в норме он образуется? 2. Какое характерное изменение желудочного содержимого будет сопровождать это заболевание?
Эталоны ответов к тестовым заданиям
Эталоны ответов к ситуационным задачам Задача № 1. 1. Чтобы избежать непроизвольного глотания. 2. Корень языка и задняя стенка глотки являются рефлексогенной зоной глоточной (непроизвольной) фазы глотания. Механическое раздражение этой области вызывает непроизвольное глотание. Анестезия данной области тормозит эту реакцию. Задача № 2. 1. Студент разволновался. В результате сильного эмоционального переживания возбуждается симпатический отдел вегетативной нервной системы, а также происходит выброс в кровь большого количества гормона адреналина из мозгового вещества надпочечников. В результате изменяется не только деятельность сердца, но и процесс слюноотделения. 2. Симпатический отдел ВНС и симпатоадреналовая регуляция оказывают тормозящее влияние на слюноотделение, что сопровождается выделением малого количества густой и вязкой слюны. Задача № 3. 1. Рвотный рефлекс возникает при раздражении корня языка, мягкого неба и задней стенки глотки, так как данные области являются рефлексогенной зоной рвотного рефлекса. 2. Чтобы временно заблокировать данный рефлекс достаточно воздействовать на рецептивное поле рефлекса любым местным анестетиком, например, дикаином. Задача № 4. 1. Да, врач прав, что причиной развития анемии стала операция по удалению желудка. 2 Париетальные клетки желудка, наряду с соляной кислотой, вырабатывают фактор Кастла. Данный гликопротеид является антианемическим фактором, который необходим для всасывания витамина В12 в дистальном отделе подвздошной кишки. При дефиците данного витамина нарушается формирование нормальных эритроцитов. Поэтому после удаления желудка отсутствие фактора Кастла может привести к развитию В12- дефицитной анемии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|