Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Учебное пособие

 

 

Уфа 2021


Рецензенты:

Профессор, д. м. н., ректор ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России, заведующий кафедрой нормальной физиологии И. В. Мирошниченко

 

Профессор, д. м. н., зав. кафедрой нормальной физиологии ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России, С. Б. Назаров

 

Физиология энергетического обмена / Сост.: А. Ф. Каюмова, О. С. Киселева, Л. Н. Шафиева, Г. Е. Инсарова– Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2021. – 74с.

 

Учебное пособие составлено на основании рабочей программы (2018), действующего учебного плана (2018) и в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 31. 05. 01 – Лечебное дело и 31. 05. 02 Педиатрия.

В учебном пособии изложены современные представления о физиологии обмена веществ и энергии, рассматриваются способы вычисления величины и скорости обмена веществ. Пособие содержит приложения и таблицы для определения энергетических затрат организма и принципов расчета пищевого рациона. Данное руководство предназначено для самостоятельной аудиторной работы обучающихся по специальностям 31. 05. 01 Лечебное дело и 31. 05. 02 Педиатрия.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. ……4

Обмен белков……………………………………………………………. …. …7

Обмен жиров……………………………………………………………. ……11

Обмен углеводов…………………………………………………………….. 14

Обмен воды…………………………………………………………………... 16

Обмен минеральных солей………………………………………………. …. 17

Преобразование энергии в организме.. ……………………………………. 17

Возрастные особенности энергетического обмена…………………. …….. 21

Методы определения расхода энергии……….. ………………………. …... 25

I Прямая калориметрия……………………………………………….. ……. 25

II Непрямая калориметрия…………………………………………………... 25

1. Метод полного газового анализа……………………………………... 27

Работа 1. Определение расхода энергии в состоянии относительного покоя по способу Дугласа-Холдена……………………………………………….. ….. 27

2. Метод неполного газового анализа……………………………….. …. 31

Работа 2. Определение расхода энергии методом неполного газового анализа в состоянии мышечного покоя…………………………………. ……….. …. 31

3. Расчет должного основного обмена по формулам и таблицам……. 33

Работа 3. Расчет должного основного обмена по формулам Гарриса-Бенедикта………………………………………………………………………33

Работа 4. Расчет должного основного обмена по таблицам………………... 33

Работа 5. Вычисление отклонения основного обмена по формуле Рида. …. 35

Работа 6. Определение величины основного обмена по данным площади поверхности тела…………………………………………………………. …. 37

Работа 7. Расчет общего обмена………………………………………. ……38

Работа 8. Определение энергозатрат при различных видах нагрузки…. 38

Основы рационального питания……………………………. ………. …….. 40

Основы голода и насыщения……………………………………………. …. 41

Работа 9. Расчет калорийности пищевого рациона…………………. ………42

Должные величины обмена веществ и энергии у человека…………….. …. 44

Тестовые задания для определения исходного уровня знаний……. ……. 46

Ситуационные задачи для проверки конечного уровня знаний….. …….. 49

Эталоны ответов к тестовым заданиям и ситуационным задачам…. ……51

Рекомендуемая литература……………………………………………. ……54

Приложения…………………………………………………………. ……….. 56

 

Введение.

Обмен веществ – это многоступенчатый процесс, включающий в себя поступление в организм разнообразных питательных веществ, их дальнейшее использование в процессах метаболизма, в результате чего происходит выделение энергии, обновление структур клетки, образование новых веществ, а также удаление метаболитов посредством органов выделения в окружающую среду.

Для возмещения энерготрат организма, поддержания массы тела и обеспечения роста необходимо постоянное восполнение количества расходуемых белков, жиров и углеводов, а также, воды, минеральных солей и витаминов. Поступление данных веществ в количественном и качественном соотношении должно соответствовать потребностям организма и условиям его пребывания в окружающей среде.

В организме постоянно наблюдается взаимодействие  2 противоположных процессов – анаболизма (ассимиляции) и катаболизма (диссимиляции).

Ассимиляция – это процесс поступления и последующего синтеза органических веществ, являющихся структурными компонентами клеток организма, происходящий с затратой энергии.

Процесс ассимиляции начинается в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ). Поступающие с пищей белки в результате переваривания подвергаются ферментному гидролизу, в результате чего образуются аминокислоты. Жиры расщепляются до моноглицеридов и жирных кислот, а углеводы - до моносахаров (глюкозы, фруктозы и т. д. ). Таким образом, в желудочно-кишечном тракте образуются мономеры, не теряющие своей энергетической ценности, которая используется в дальнейшем в процессах анаболизма. Анаболические процессы являются конечным этапом ассимиляции.

 Итак, анаболизм – это совокупность внутриклеточных процессов, благодаря которым обеспечивается обновление структурных компонентов клетки, восстановление энергетических запасов, рост и развитие организма.

Диссимиляция – это процесс деградации сложных молекул и разрушения компонентов клеток, исходными продуктами которого являются собственные белки, жиры и углеводы. Конечными продуктами диссимиляции являются мономеры, содержащие запасы энергии. С током крови данные вещества разносятся по организму, смешиваясь  с мономерами, поступившими из кишечника, и формируют фонд питательных веществ, циркулирующих в крови, используемых для анаболизма.

Таким образом, диссимиляция – это процесс распада клеточных структур до мономеров без высвобождения энергии.

В отличие от диссимиляции катаболизм – это процесс распада (сгорания) мономеров и других соединений, попадающих в клетку из крови, до конечных продуктов – (воды, углекислого газа и аммиака) с высвобождением энергии.

Преобладание катаболических процессов приводит к постепенному разрушению компонентов клеток и тканей, снижению массы тела. Энергия, освобождаемая при их расщеплении, трансформируется в тепловую и механическую.

У здорового человека наблюдается равновесие между процессами анаболизма и катаболизма.

Изучение данной темы направлено на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:

- ОК-1 — способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

- ОК-5 — готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;

- ОПК-9 — способность к оценке морфо-функциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач;

- ПК-1 — способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

В связи с развивающимся реабилитационным направлением в медицине, знания, изложенные в пособии, необходимы врачам любого профиля.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...