Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности энергетического обмена




Возрастные особенности энергетического обмена

Энергия в организме ребёнка расходуется несколько иначе, чем в организме взрослого. Энергетические потребности плода обеспечиваются материнским организмом, поэтому ос­новной обмен у беременных повышен. У плодов относительно много энергии расходуется внутренними органами в связи с их от­носительно большой массой.

Виды энергозатрат у детей отражены в таблице 3:

 Таблица 3

Виды энергозатрат в детском возрасте

Виды энергозатрат Затраты (в %)
На основной обмен
На рост
На СДДП
На двигательную активность
Потери с экскрементами 5-10

 

Основной обмен у маленьких детей увеличивается с возрастом, с наибольшей скоростью - в первый год после рождения (приблизительно от 120 до 600 ккал в сутки). После этого прирост замедляется и вновь ускоряется в период полового созревания. Высокая интенсивность основного обмена у детей 1-2 лет говорит о высоком уровне окислительных процессов.

Со второго полугодия до 12 лет основной обмен у мальчиков выше, чем у девочек. В 12-13 лет основной обмен девочек становится выше (в связи с половым созревани­ем). В последующие годы основной обмен у мальчиков вновь преобладает над основным обменом у девочек (таб. 4).

 

Таблица 4.

 

Показатели основного обмена на 1 кг веса у детей.

 

Возраст   ккал кДж
Новорождённые 38-40 160-170
1, 5-2 года 
3 года
6-7 лет
10-11 лет
12-15 лет
Взрослые 96-100

Основной обмен зависит от конституции ребенка. У худых и подвижных детей он более высокий, по сравнению с малоподвижными и упитанными. Весной и летом основной обмен обычно выше, чем осе­нью и зимой.

Энергозатраты в возрасте от 3 лет до пе­риода полового созревания гораздо меньше (около 30 ккал в сутки), по сравнению с периодом полового созревания, при котором энергети­ческие затраты возрастают до 110 ккал.

Рабочая прибавка. По мере взросления ребенка увеличиваются затраты энергии на движение и поддержание позы. Рабочая прибавка продолжает увеличиваться в абсолютном и относи­тельном выражении в течение всего детства. У маленьких детей при плаче и крике расход энергии возрастает на 100-200%. Максимальные энергозатраты в детском возрасте не превышают 300-385% от основного обмена.

Специфически-динамическое действие пищи (СДДП). Чем больше ребёнок, тем существеннее наблюдается прирост расхода энергии после приёма пищи в расчёте на 1кг массы те­ла. У грудничков СДДП на 30% слабее, чем у взрослых.

В таблицах 5 и 6 приводятся проценты покрытия потребностей в калориях у детей и возрастные особенности суточных энергозатрат.

Таблица 5

Проценты покрытия потребностей в калориях у детей:

Покрытие потребностей У грудных детей У взрослых  
За счет белков 15%         13-15%
За счет жиров 50%                                    30% 
За счет углеводов                35%                                   50% 

 


 

Таблица 6

Возрастные изменения общего суточного расхода энергии.

Возраст             Расход энергии в ккал
1 год                                                   
3 года                                                
4-5 лет                                               
9-10 лет                                             
13-14лет                                            
Взрослые 2800-3200

 


 


Методы определения расхода энергии

I. Прямая калориметрия.

П. Непрямая калориметрия:

1. Метод полного газового анализа.

2. Метод неполного газового анализа.

3. Расчет должного основного обмена по таблицам и формулам.

I. Прямая калориметрия.

Данный метод базируется на определении количества тепла, которое выделяется организмом и улавливается специальными биокалориметрами.

Цель работы: познакомиться с методикой точного определения основного обмена.

Биокалориметр - это полностью герметичная и теплоизолированная камера (рис. 1), в которую из специальных баллонов подают кислород и удаляют избытки углекислого газа и паров воды. Внутри камеры располагаются трубы, заполненные водой. В процессе движения воды по трубам, она постепенно нагревается за счет тепла, вырабатываемого испытуемым, находящимся в камере.

Рис. 1 Биокалориметр Этуотера-Бенедикта (схема).

1, 2 – термометры для измерения температуры воды, протекающей по трубам; 3 – бак для воды;  4 - окно для подачи пищи; 5 – насос для удаления воздуха из камеры; 6, 8 – баки с серной кислотой для поглощения воды; 7 – бак с натронной известью для поглощения СО2;  9 – сосуд для поддержания постоянного давлении в камере; 10 – баллон для подачи кислорода в камеру через газовые часы (11). (http: //anfiz. ru/books/item/f00/s00/z0000000/pic/000079.jpg)

 

Учитывая количество воды, протекающей по трубам и накапливающейся в специальном баке, а также измеряя ее температуру, специальным термометром, рассчитывают количество тепла, которое было выделено за определенный промежуток времени (за час, сутки).  Пища и продукты жизнедеятельности подаются и удаляются через специальное окошечко. Насос позволяет удалять воздух и прогонять его через натронную известь, для удаления избытков СО2, а также через серную кислоту для поглощения избытков воды.

Данный способ  является наиболее точным, поскольку напрямую учитывает количество тепла, выделенного организмом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...