Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как специфическая характеристика возраста




 

Самоопределение каждый раз обсуждается как активное конструирование своего будущего места в системе общественных отношений. Так, еще в педологии 30-х годов описано, что юноша должен «наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание». Из современных авторов М.Р. Гинзбург определяет личностное самоопределение как «содержательное конструирование» [14;46].. А так же пишет: «С психологической точки зрения самоопределение - это определение человеком своего собственного жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социального целого» - задача определения своих отношений с обществом, т.е. отношения к общественным ценностям, [14;50]. определение претензий на статус, место в обществе, на профессию. А в современных социальных условиях и на образ жизни - по Л.М. Митиной. Л.И. Божович так же связывает конструирование такого места с построением мировоззрения[6;380]. Таким образом, мы можем говорить о том, что самоопределение понимается не только в смысле выбора, а в смысле конструирования картины мира и своего места в ней. Важность поиска и нахождения своего места в обществе подчеркивают так же зарубежные психологи, причем отмечается важность активного его конструирования, связанного с одной стороны с пересмотром существующих в обществе ценностей и норм, а с другой стороны с принципиально субъектным, самостоятельным отношением.

Таким образом, мы полагаем, что именно профессиональное самоопределение является не только основным психологическим, но и основным деятельностным содержанием возраста - его задачей, за счет решения которой может происходить разрешения противоречия, задающего возраст.

Второй особенностью личностного самоопределения является его принципиальная «двуплановость» или двуаспектность, на которую указывают многие авторы [37, 47, 14, 6, 22, 26 и др.]. Так, Л.И. Божович отмечает особенность профессионального самоопределения, связанную с тем, что оно осуществляется одновременно с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии «деловой выбор профессии» и планирование жизни, а с другой - как неконкретные поиски смысла своего существования - ценностное самоопределение. Причем, по мнению Л.И. Божович, эта двуплановость исчезает к концу юношеского периода и началу зрелости, однако, отмечает она, психологическая сторона этого процесса еще никем не прослежена. М.Р. Гинзбург в своей статье о самоопределении [27]. напрямую указывает, что данная отмечаемая Божович характеристика самоопределения является фундаментальной и связана с двуплановым характером жизненного поля, конструирование которого собственно и есть самоопределение по Гинзбургу. Он считает, что реальное личностное самоопределение всегда разворачивается в двух ортогонально заданных плоскостях - ценностно-смысловой и пространственно-временной, связано с построением человеком «своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования» [14;45]. Рассмотрим их подробнее.

Ценностно-смысловой аспект самоопределения рассматривается как важный для развития юноши многими авторами. Так, Л. Кольберг отмечает, что в 13-16 лет развитие морали достигает уровня «автономной морали», т.е. самостоятельной выработки моральных принципов [по Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Избранные психологический труды. - М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1996, Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995]. Ценностно-смысловое самоопределение связывается Гинзбургом с определением своей позиции по отношению к общественным ценностям - за счет принятия или отвержения ценностей (свои - не свои) выстроить собственную позицию. Эта идея осмысленности тесно связывается в данном возрасте с идеей субъектности. В подростковом возрасте человек должен встретить взрослость и вместе с ней начать лично выбирать собственные привязанности и перспективы, - пишет Э. Эриксон [66;115]. С.Л. Рубинштейн говорит о том, что спецификой осознанной, собственно человеческой жизни является выход на ценностно-смысловое определение жизни. Такие проблемы как определение смысла жизни, построение мировоззрения, впервые всерьез встают именно в юношеском возрасте. Активное их обсуждение свидетельствуют об нормально идущем процессе самоопределения; их отсутствие - о его искажении. Отмечается так же, что «Присвоение социально выработанных ценностей и их осмысление - процесс активный, во многом определяющий успешность самоопределения и включенность подрастающих людей в жизнь общества» [14;48]. Итак, мы опять сталкиваемся в описании самоопределения с таким определением юношеского действия как субъектность.

Что касается пространственно-временного аспекта личностного самоопределения, он описывается в литературе с помощью таких понятий как временная перспектива, жизненная перспектива, личностное время, жизненный план. При этом под перспективой понимается предвидение будущих жизненных событий, которые выстроены или не выстроены в определенную последовательность, под личностным временем - субъективное представление данной «жизненной линии». Относительно всех этих понятий указывается значимость связности, соотнесения, согласования - то есть некоторой цельности.

Так, построение жизненной перспективы рассматривается вслед за Э. Эриксоном в качестве основной задачи юношества: объединение всего, что подросток знает о себе в единое целое, осмысление, связывание с прошлым и проецирование на будущее [66;230], что задает возможность видеть жизнь в определенной перспективе. Т.е. основной коллизией возраста, по его мнению, является временная перспектива против временной диффузии. Осознание соотношения прошлого, настоящего и будущего, объединяющего все знания юноши о себе в перспективе карьеры, рассматривается как удачный результат стадии, а несвязность - как негативный. Так же связность временной перспективы обсуждается в событийном подходе (или причинно-целевая концепции) А.А. Кроника и Е.И. Головахи [15;37]., которые отмечают, что любое событие жизненного пути становится понятным только при рассмотрении того, какое место оно занимает в последовательной цепи событий прошлого, настоящего, будущего личности. А так же, что нормативным в данном возрасте является концентр временной перспективы в будущем и целево-средственные межсобытийные связи в противовес причинно-следственным. Другие отечественные исследователи личностного времени - Е.И. Пряжников и Е.И. Иванушкина пишут: «Личностное время в данном исследовании рассматривается как субъективная картина собственного жизненного пути личности и эмоционального отношения к ней. При этом планирование собственного будущего мы рассматриваем как действенный компонент, объективацию ценностных ориентаций личности». [19;55]. Аналогичным образом рассматривает временную перспективу К. Левин, обсуждая специфичное для возраста расширение жизненного пространства - как в смысле социального окружения, так и во временном измерении: «впервые появляется будущее как психический детерминант личности». Изменения во временной перспективе старшего школьника связаны, по его мнению, во-первых, с масштабом (оперирование годами, а не днями), во-вторых, со способом структурирования - дифференцируются реальные и идеальные цели, появляется планирование [59;15]. Заметим, что М.Р. Гинзбург так же отмечает важность протяженности временной перспективы относительно особенностей личностного развития.

Итак, временная перспектива и личностное время рассматриваются авторами с одной стороны, с точки зрения ее протяженности и событийной насыщенности, а с другой стороны, с точки зрения ее связности и структурированности, за счет планирования как действенного компонента работы со временем. Что касается жизненных планов и их построения в данном возрасте, то различными авторами обсуждаются с одной стороны, необходимость обобщения целей, согласования их с мотивами и выстраивание их во времени (на жизненном пути), а с другой стороны, необходимость согласования целей со средствами, с наличными условиями и ресурсами. М.Р. Гинзбург пишет: «Если сложилась достаточно устойчивая система жизненных целей, определилась, хотя бы примерно, будущая профессия, то это значит, что намечена определенная жизненная цель, причем достаточно отдаленная». Однако, указывает он далее, чтобы добиться цели человек должен не только выстроить систему промежуточных целей, но и средств по их достижению: «такая система целей вместе со средствами их достижения - это и есть жизненный план». При этом сам процесс построения такого плана М.Р. Гинзбург описывает в терминах согласованности: трезво оценить свои возможности, согласовать их с ценностями, намерениями, стремлениями, поставить цель и промежуточные цели, выбрать пути и средства достижения. Именно на основании ценностей и жизненного плана человек вырабатывает ожидания, притязания и пр. относительно будущего социального положения в обществе (сфера, тип жизни), на основании которых, в свою очередь, выстраивается область будущей профессиональной деятельности. Именно связь с профессиональным самоопределением является третьей важной особенностью, выделяемой всеми авторами.

Существенной особенностью самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего - смысловое и временное будущее.

Теперь нам необходимо определить те параметры, по которым мы можем охарактеризовать эти компоненты личностного самоопределения.

При характеристике ценностно-смыслового ядра следует учесть, что присвоение социально выработанных ценностей и их осмысление - процесс активный, во многом определяющий успешность самоопределения и включенность подрастающих людей в жизнь общества. Кроме того, успешное самоопределение характеризуется гибкостью, возможностью опробования различных социальных ролей, включенностью в различные общности. Таким образом, успешное самоопределение характеризуется наличием достаточно широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей ("ценностная насыщенность"), а неуспешное - их узким спектром либо отсутствием ("ценностная пустота"). Субъективно успешное самоопределение характеризуется переживанием осмысленности собственной жизни, а неуспешное - переживанием ее бессмысленности. Ценностную насыщенность и субъективное переживание осмысленности собственной жизни мы объединяем в показатель плотность, который является одной из характеристик ценностно-смыслового ядра. Таким образом, на позитивном полюсе ценностно-смысловое ядро характеризуется как плотное (ценностно насыщенное; жизнь переживается как осмысленная), а на негативном полюсе - как разреженное (ценностно пустое; жизнь переживается как бессмысленная)

Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение свидетельствуют об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - о его искажении. Поэтому значимость проблемы смысла жизни и наличие референтных лиц по этому вопросу Гинзбург объединяет в показатель "экзистенциальная ориентация" и считает его второй существенной характеристикой ценностно-смыслового ядра. На позитивном полюсе оно характеризуется наличием экзистенциальной ориентации, а на негативном - ее отсутствием.

Таким образом, смысловое будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущее, как область, ценностно мотивирующая личностное развитие. Тем самым смысловое будущее играет первостепенную роль в личностном самоопределении.

Важным параметром, характеризующим смысловое будущее, является определенность выбора профессии. Видение себя как будущего профессионала является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видения себя в обществе. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее. Выбор конкретной профессии (или профессионального направления) делает смысловое будущее определенным, тогда как отсутствие такого выбора делает его неопределенным. В юношеском возрасте выбор будущей профессии играет очень важную роль (самоопределение включает выбор будущей профессии, но не сводится к нему).

И, наконец, существенным является то, как выступает для молодого человека профессиональная деятельность - то ли как деятельность, позволяющая развить свои способности, реализовать себя и принести пользу людям, то ли всего лишь как средство, позволяющее удовлетворить иные потребности. В первом случае мы говорим о профессиональных требованиях к профессии, во втором - о внепрофессиональных требованиях к профессии.

Параметры определенности выбора профессии, устойчивости этого выбора и типа требований, предъявляемых к профессии, Гинзбург объединяет в показатель "определенность", который является вторым основным показателем, характеризующим смысловое будущее (на позитивном полюсе - определенное, на негативном - неопределенное). Определенное смысловое будущее подразумевает определенность профессионального выбора, его устойчивость, наличие собственно профессиональных требований к профессии. Неопределенное смысловое будущее подразумевает неопределенность профессионального выбора, его неустойчивость, наличие внепрофессиональных требований профессии.

Пряжников дает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а так же - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При этом обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь. «Сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь…» [45; 331].

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, в нем выделяют три основные стадии психологической перестройки личности: самоопределение, самовыражение и самореализацию. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и высшее (творческое) Я». На этой стадии формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность, тем самым субъект не только достигает профессионального мастерства, но и гармонично развивает свою личность, творчески самореализуясь.

Очевидно, что модель профессионального развития личности включает различные типы адаптивного поведения, но не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения[35; 42]..

Пряжников выделяет следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Основными специфическими признаками этих типов самоопределения могут быть следующие.

Для профессионального характерны:

1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);

2) требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).

Для жизненного характерны:

3) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек;

4) зависимость от стериотипов общественного сознания данной социокультурной среды;

5) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного характерны:

6) невозможность формализации полноценного развития личности;

7) «благоприятными» становятся сложные обстоятельствами и проблемы, трудные, переходные общественно-исторические периоды. [45;349].

Профессиональное и личное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия.

Прежде всего, профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личное же самоопределение - это более сложное понятие (диплом на «личность», по крайней мере психически здоровым людям пока еще не выдают).

Кроме того, профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение от самого человека, и часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи) [45;328].

 

Уровни возможностей профессионального самоопределения

Духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений

Уровни возможностей жизненного самоопределения
Приобщение к культуре     Приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям
Приобщение к своей профессии     Увлечение сложной и значимой идеей (за рамками конкретного хобби или занятия)
Приобщение к специальности     Увлечение конкретной идеей в рамках своего хобби или занятия
Приобщение к своей должности и трудовому посту     Решение отдельных жизненных вопросов 
Приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам     Реализация себя в отдельных умениях или талантах (не обязательно вязянных с решением важных вопросов)
Уровни реализации возможностей профессионального самоопределения     Уровни реализации возможностей жизненного самоопределения
 

Духовная деградация

 

Схема 1. типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения (1 - агрессивное неприятие деятельности по данному варианту; 2 - молчаливое избегание деятельности по данному варианту; 3 - реализация стереотипных способов деятельности; 4 - стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности по данному варианту (начало творчества); 5 - стремление усовершенствовать деятельность в целом (полноценное творчество)). [45; 351]

 

Таким образом, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации.

Возвращаясь к специфике юношеского возраста, заключающейся в поиске себя и своего места в мире социально-трудовых отношений, можно утверждать, что именно профессиональное самоопределение является не только основным психологическим но и основным деятельностным содержанием возраста - его задачей, за счет решения которой может происходить разрешение противоречия, задающего возраст.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...