Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ феноменологии юношеского возраста с помощью схемы возрастного кризиса




 

В нашей работе мы опираемся, в первую очередь, на положения культурно-исторической концепции. Рассматривая общие вопросы определения возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе, Л.С. Выготский вводит теоретическое представление о двух типах возрастов - стабильном и критическом. [12;249]. Идея критических возрастов находит свое продолжение в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др. Идея возникновения новообразований как центральная линия развития, положенная Выготским, дополняется представлениями о преобразовании социальной ситуации развития, смене отношений Д.Б. Эльконина. Позднее Б.Д. Эльконин, описывая акт развития через посредство продуктивного действия, задает контекст, понятийное пространство, в котором представление о критическом переходе оказывается необходимым. Переход, задающийся двумя осями: свое-иное, реалия-идея, развернутыми в пространстве, связывает основные концептуальные понятия. Так, социальная ситуация развития появляется как противопоставление реальной и идеальной формы, из нее строится внутреннее противоречие, задающее возраст, катализатором перехода становится посредническое действие. Кризис - переход, согласно культурно-исторической концепции, есть необходимое условие развития при условии, что в кризисе преодолевается, умирает, исчезает то, что составляло суть докритического периода. (Поливанова с.88) По мнению К.Н. Поливановой, «содержанием кризиса психического развития является субъективация новообразования стабильного периода. Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта». [40;105]. Механизмом субъективации служит проба, пробующее действие, необходимыми условиями которого являются: многократная повторяемость и «безопасные» условия пробования [40;109].

Рассматривая сценарий протекания критического возраста, К.Н. Поливанова, сохраняя градации, заданные Л.С. Выготским (предкритическая, критическая и посткритическая фаза), более полно раскрывает внутреннее содержание фаз кризиса. Внутри критической фазы, в свою очередь, появляются: мифологизация, конфликт, рефлексия.

Именно представление о структуре возрастного кризиса позволяет нам провести анализ содержания кризиса личностного самоопределения в юношеском возрасте.

Опираясь на положения культурно-исторической концепции мы можем с уверенностью сказать, что для того, чтобы развитие произошло - кризис должен быть. В литературе, если и есть упоминание о кризисе в юношеском возрасте, то либо о кризисе первого курса, связанного с адаптацией к новым условиям [46]., либо в общем как о качественном переходе [432].. Структурным выстраиванием содержания этого перехода не занимался никто.

Формальное устройство образовательных институтов (школа и ВУЗ) противоречат взрослению. Окончание школы фактически «рассекает» первый такт взросления пополам, а необходимость адаптации к новым условиям (ВУЗа) затрудняет основную линию разворачивания возраста. [49;64]. Вернемся к принятому нами предположению о том, что студенческий возраст- это возраст актуализации и снятия противоречий (ранней юности) - работа с ситуацией неопределенности - возраст реализации поставленных задач. Объективное противоречие в развитии личности молодого человека заключается в том, что приближение момента окончания вуза обостряет требование о наличие компетентности «Я уже должен уметь» в противовес чувству неготовности действовать как профессионал.

Мы анализируем кризис юношеского возраста по схеме возрастного кризиса, опираясь на два положения.

Первое - о возрастной периодизации можно говорить в рамках определенной последовательности устойчивых педагогических систем. Учитывая тот факт, что вуз относится к такой системе - мы включаем юношеский возраст в периодизацию детский сад - школа - вуз.

Второе - заданность временных рамок обучения в вузе (5-6 лет). Момент окончания вуза задает объективные требование о наличие компетентности.

Мы попытались определить содержание кризиса личностного определения в юношеском возрасте, оформляя имеющиеся в литературе представления и соотнося их со стадиями критического возраста.

Предкритическая фаза характеризуется тем, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. «Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной (новой) идеальной форме». [40;147].

Авторы, которые характеризуют некоторый период юношеского возраста как кризисный (Слободчиков В.И., Митина Л.М., Пряжников Н.С., …), так или иначе говорят о профессиональном самоопределении. «На этот период, как правило, падает и начало самостоятельной профессиональной деятельности - по сути, «кризис рождения профессионала» [46;105].. «Период личностного и профессионального самоопределения хронологически (16-21гг.) совпадает с кризисом юности. Для этого периода жизни характерно становление нового уровня развития самосознания. Выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни, - все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирование себя в профессии», [34; 54]. «кризис юности связан с вхождением в новый образ жизни, приобщения к ценностно-значимым общественным формам деятельности (в частности профессии)». [51; 325]. Исходя из этого, мы можем положить профессиональное действие как идеальную форму, открывающуюся в предкритической стадии кризиса юности.

Собственно критическая фаза начинается этапом мифологизации, где происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме. [40;148]. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, которая существует в культуре не обособленно, а в разнообразных воплощениях. И попытки ее реализации приводят к копированию чужого поведения, в данном случае деятельность профессионала не отделена от фигуры носителя идеальной формы. Здесь же мы можем наблюдать влияние мифов о профессии, существующих на бытовом уровне, на выбор вуза, ориентировка больше на внешние атрибуты (выбор не профессии, а стиля жизни). В частности мифы о будущей профессии у студентов психологов изучали Хасан, Сергоманов - КГУ[61;34]., Донцов- МГУ [18;45]. Часто вызывает удивление, что первокурсники очень хорошо (подчас лучше преподавателей) представляют себе будущую профессию, это связано как раз с тем, что идеальная форма на этом этапе представляется студентам в наиболее целостном нерасчлененном виде.

За фазой мифологизации следует стадия конфликта, [42;20] речь идет о конструктивном конфликте, позволяющем предельно обнажить собственные позиции и тем самым создать условия для их рефлексии. В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. [41;67]. Начало конфликта связано с пробой как необходимым условием. В случае юношеского возраста - это проба профессиональная. Она может быть организована вузом, как часть образовательного процесса, может самим студентом, желающим узнать «Могу ли я?». Проба необходима, так как позволяет преодолеть ситуацию, когда идеальное «Я» еще не выстроено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Слободчиков В.И., рассуждая о кризисе юности, в частности пишет, что данный кризис - это, с одной стороны, кризис рождения, а с другой - фактически разрыв идеала и реальности, который может быть преодолен только практически в реальном самоопределении. На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор - кем быть и каким быть; он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь. Юноши и девушки отстаивают, утверждают, подтверждают свой выбор. [51;322]. Здесь очень важное место играет тот факт, случилась ли проба, было ли сознательным профессиональное действие студента, осознавалось ли оно как профессиональная проба. Часто можно видеть студента, вернувшегося с практики с тревогой и агрессией, его надежда относительно практики не оправдалась, если в процессе практики не было места профессиональной пробе. Такая тревожность не уходит сама собой. Студент начинает проявлять активность, искать пути выхода на пробу или ждать удобного случая.

Но прежде чем собственно критическая фаза завершится, должна произойти рефлексия собственных способностей и возникнуть новообразование кризиса. К.Н. Поливанова рассматривает рефлексию как этап кризиса, она представляет собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным [40;68].. В момент профессиональной пробы у юноши или девушки появляется возможность оценить собственные возможности и ресурсы относительно профессиональной деятельности, а также молодой человек отвечает на вопрос «А этого ли я хотел?». В случае если ответ положительный, начинает активно выстраиваться конкретизированная (в результате анализа собственных возможностей) образовательная траектория. В случае же отрицательного ответа ориентир может быть на получение дополнительного образования и выстраивание образа себя в другой професиональности. Но может сложиться ситуация, когда все больше и больше узнавая о профессии в ходе обучения в институте, не меняется избранное поприще даже в том случае, если вновь открывшиеся аспекты оцениваются негативно. В той мере, разумеется, насколько количество затраченных к данному моменту усилий превышает открывшийся негатив. [7;433]. В таких случаях, когда личность не принимает будущей профессии, но продолжает осваивать ее на формальном уровне еще более обостряется основное противоречие возраста. [38;100]. В последнем случае кризисная ситуация обостряется, приобретает негативную симтоматику и скорее всего такой студент не выходит в посткритическую фазу к концу учебы.

В посткритической фазе преодолевается не только кризис, но и предшествующий стабильный период в том смысле, что он содержательно снимается в новообразованиях, теперь уже свободных от деятельности, в которой они сформировались [40;68]. Новообразованием кризиса юности мы считаем готовность к профессиональной деятельности. С формированием жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным способностям, кризис юности преодолевается [51;326]..

Замечено, что чем более определенная профессиональная перспектива сформирована у студента (чем лучше он представляет, зачем и «как могут понадобиться ему знания для будущей работы»), тем лучше он учится. И.А. Зимняя отмечает в связи с этим: «Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно-неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе» [45;269].

Согласно этой схеме, можно предположить, что, в идеале, к моменту окончания вуза большинство молодых людей входят в посткритическую стадию, реально оценивая свои возможности и активно выстраивая образовательную траектория. Нас заинтересовало, как обстоит дело на самом деле, и какое влияние на протекания кризиса оказывает образовательное пространство вуза.

юношеский кризис профессия самоопределение

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...