Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деньги, кредит, банки 5 страница




 

Применение штрафных санкций и начисление пени за нарушение норм законодательства по вопросам начисления и уплаты единого взноса, не предусмотренных настоящим Законом или законодательством Луганской Народной Республики, не допускается.

 

4. В случае совершения плательщиком единого взноса двух или более нарушений относительно начисления и уплаты единого взноса, штрафные санкции применяются за каждое совершенное нарушение отдельно.

 

5. Плательщик единого взноса обязан самостоятельно уплатить доначисленные органами налогов и сборов суммы единого взноса, а также штрафные санкции и пеню в течение 10 календарных дней со дня получения соответствующего решения.

 

В случае несогласия с принятым решением органа налогов и сборов, плательщик может обжаловать такое решение в порядке обжалования, установленном нормами законодательства о налоговой системе Луганской Народной Республики.

 

6. Cуммы примененных штрафных санкций зачисляются на счета органов налогов и сборов, открытые в Государственном казначейства Луганской Народной Республики для зачисления единого взноса.

 

7. Срок давности относительно начисления, применения и взыскания сумм денежного обязательства, штрафных санкций и пени не применяется.

 

Статья 15. Порядок взыскания задолженности

Взыскание задолженности осуществляется в порядке, установленном действующими нормами законодательства о налоговой системе Луганской Народной Республики.

 

Глава 6. Заключительные положения

Статья 16. Сроки вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

 

Статья 17. Переходные положения

1. В период действия на территории Луганской Народной Республики военного положения предприятиям, учреждениям, организациям, другим юридическим лицам, в том числе бюджетным организациям, созданным в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики, государственной, муниципальной (коммунальной) форм собственности, временным внешним управляющим, а также юридическим лицам, участниками которых является государство или государственное унитарное предприятие с долей участия не менее 50 %, перечисление суммы единого взноса осуществлять одновременно с получением (перечислением) денежных средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме, независимо от граничных сроков уплаты.

 

(часть 1 статьи 17 в редакции законов Луганской Народной Республики от 29. 06. 2016 № 104-II, от 21. 02. 2017 № 148-II, от 25. 03. 2021 № 261-III)

 

2. В случае дефицита денежных средств на осуществление страховых выплат одного из фондов общеобязательного государственного социального страхования и профицита у другого фонда общеобязательного государственного социального страхования на основании решения Правительства Луганской Народной Республики допускается перераспределение денежных средств.

 

Порядок, основания и механизм перераспределения денежных средств между фондами общеобязательного государственного социального страхования устанавливаются Правительством Луганской Народной Республики.

 

(статья 17 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 17. 06. 2016 № 99-II)

 

3. Пункт 11 части 1 статьи 1, подпункт «е» пункта 1. 1 части 1 статьи 3, подпункт «ж» пункта 1. 2 части 1 статьи 8 настоящего Закона применяются с 01. 01. 2016.

 

4. Нормы части 1 статьи 17 настоящего Закона для предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц, в том числе бюджетных организаций, созданных в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики, государственной, муниципальной (коммунальной) форм собственности, распространяются на суммы единого взноса, начисленные с 2015 года.

 

(часть 4 статьи 17 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 25. 03. 2021 № 261-III)

 

(статья 17 дополнена частями 3, 4 в соответствии с Законом Луганской Народной Республики от 21. 02. 2017 № 148-II)

 

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

1. Банковские карты, их виды и роль как инструмента совершенствования деятельности коммерческих банков.

БПК – это персонифицированный платежный инструмент с помощью которого можно оплатить товары и услуги, а так же получать н/д в отделениях банков и банкоматах. Виды: В отечественной и зарубежной практике различают несколько видов банковских карт: 1. по способу записи информации на карту: графическая запись (ФИО механически выдавливаются, и предусмотрен образец подписи на банковских картах); эмбоссирование (мех-е выдавливание); штрих-кодирование; кодировка на магнитной полосе; чип; лазерная запись (оптические карты). 2. по характеру взаимодействия со считывающим устройством: - контактные (непосредственный контакт со считывающим устройством); -бесконтактные (для передачи информации используется радиосигнал). 3. по общему назначению: -идентификационные; - информационные; -для финансовых операций (расчетов). 1. является пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция); 2. на той же карте может быть записана в кодированном виде «история болезни»; 3. такая карта может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция). 4. по эмитентам карты: - банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями; -частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании. 5. по техническим особенностям расчетов: - автономный «электронный кошелек»; -«электронный кошелек» с дублированием счета у эмитента; «ключ к счету», средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента. м. К ним относятся все карточки Visa, Euro Card/Master Card, American Express, российские «Юнион Кард» и «СТБ Карт». 6. в зависимости от экономического содержания операции по карте: - дебетовая (держатель дебетовой карты должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных средств.. - кредитовая (Для обеспечения платежей держатель карты может не вносить предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Подобная схема реализуется при оплате посредством кредитной карты. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление кредита в зависимости от договора с держателем карты происходит после погашения либо всей суммы задолженности, либо некоторой ее части). 7. по категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами — products): - обычная карта; - серебряная карта; - золотая карта; -электронная карта.. Это — Classic Visa и Mass (Standart) Euro Card/Master Card. Серебряная карта называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.. 8. в зависимости от вида заключенных соглашений: - чековые гарантийные карты; -двусторонние кредитные соглашения; - многосторонние карточные соглашения. 9. в зависимости от юридического статуса владельцев карт: - карты корпоративные, для юр. лиц; - карты личные, для физ. лиц.

2. Сущность и структура банковской системы.

Совокупность всех банков представляет собой банковскую систему, появление которой было обусловлено тем, что их расширяющаяся деятельность не может быть реализована в отдельности, вне подчинения единым правилам ведения операций.      

 

Именно поэтому банковская система начала формироваться только в условиях появления центральных банков и выделения их из числа других банков не только в качестве эмиссионных центров, но и регулирующего звена.

 

Под банковской системой понимается строго определенная законом структура специализированных организаций особого рода, действующих в сфере финансов и денежно - кредитных отношений и имеющих исключительные полномочия для осуществления банковской деятельности.

 

В единую банковскую систему, таким образом, включены центральный банк, коммерческие банки и их филиалы, филиалы и представительства иностранных банков.     

 

В настоящее время банковская система включает в себя не только банки, но и сопутствующие кредитные организации, которые позволяют банкам более эффективно выполнять свои функции.

 

В организационном плане банковская система может быть как одноуровневой (однозвенной), так и двухуровневой (двухзвенной). При одноуровневой системе центральный банк и коммерческие банки находятся на одном уровне, выступая равноправными агентами или отделениями центрального банка.

 

Двухуровневая система представляет собой разделение всех банков на верхний и нижний уровни. На верхнем, первом уровне находится центральный банк, выступающий в роли организатора и контролера денежного обращения в стране, на втором — самостоятельные, но подконтрольные центральному банку коммерческие банки.

 

Двухуровневая система характерна для развитых стран с большим количеством коммерческих банков и центральным банком, обладающим отличным статусом.

 

В современной России сложилась двухуровневая банковская система. Верхний уровень занимает Центральный банк РФ, нижний — кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

 

В соответствии с регламентацией и лицензированием банковую систему разделяют на универсальную и специализированную.

 

В универсальной системе коммерческие банки обладают возможностью выполнять все виды кредитно - финансовых услуг. В специализированной системе разные коммерческие банки ориентированы на выполнение относительно узкого круга операций.

 

Центральное место в банковской системе занимает центральный банк, который помимо общих для всех кредитных организаций банковских операций выполняет ряд несвойственных им функций:

 

1. является главным банком страны

 

2. выступает эмиссионным центром

 

3. проводит денежно-кредитную и валютную политику

 

 

4. осуществляет контроль и надзор за коммерческими банками

 

Следующим элементом банковской системы являются кредитные организации, существующие в форме банков и тех небанковских кредитных организаций, которые составляют инфраструктуру банковской системы.

 

Коммерческие банки, как было сказано ранее, подразделяются на специализированные и универсальные. В свою очередь специализированные банки тоже имеют свои подразделения. Рассмотрим их поподробнее.

 

Ипотечные банки. Специализируются на выдаче кредитов под залог недвижимости на приобретение недвижимости (ипотечных кредитов).

 

Особенностью этих банков является то, что они являются банками долгосрочного кредита, т. е. выдают их на срок от 10 лет и выше (средний срок ипотечного кредита от 20 лет). Такие банки не принимают вклады населения.

 

Инвестиционные банки. Основными операциями являются операции с ценными бумагами.

 

Сберегательные банки. Главным клиентом выступает население. Эти банки универсальны по набору операций, но специализация их проявляется в том, что их деятельность неразрывно связана с населением.

 

Внешнеторговые банки. Деятельность направлена на обслуживание внешней торговли.

 

Основными операциями этих банков являются осуществление международных расчетов и выдача внешнеторговых кредитов, т. е. кредитование экспортно-импортных операций.

 

Банкирские дома представляют собой частные банковские учреждения, занимающиеся учредительской деятельностью, биржевыми спекуляциями, операциями с драгоценными металлами, управлением доверительными фондами, кредитованием местных органов власти.

 

На сегодняшний момент они не являются частными, а в большей степени находятся в управлении семьи (например, банкирский дом Ротшильда).

 

Инновационные банки. Осуществляют венчурные (рисковые) операции, связанные с реализацией научно-технических проектов.

 

Почтово-сберегательные банки. Возникли как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков. Через почтовые отделения они аккумулируют вклады населения, осуществляют прием и выдачу средств, проводят кредитование населения.

 

Развитая банковская система предполагает не только большое количество банков, но и разветвленную сеть филиалов и представительств этих банков, позволяющих в большей степени обслуживать клиентов.

 

В банковскую систему включаются и иностранные банки, и их филиалы, действующие на территории данной страны.

 

Помимо банков, банковская система включает некоторые небанковские институты, которые составляют инфраструктуру банковской системы — отделения инкассации, занимающиеся инкассацией денежных средств, расчетные организации, проводящие расчеты между банками.

 

Таким образом, в целом структура банковской системы может быть представлена в виде двух уровней:

 

  

 

 

 

 

 

1. 3 Центральный банк и коммерческие банки: их функции, задачи, цели и взаимодействие в современных условиях.

 

Центральный банк.

 

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, с защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

 

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

 

• эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

 

• банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны;

 

• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить золотовалютные резервы;

 

• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов):

 

• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

 

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

 

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

 

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

 

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т. е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра.

 

Центральный банк, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10. 07. 2002 N 86-ФЗ (ред. от 25. 11. 2009) " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27. 06. 2002) целями деятельности Банка России являются:

 

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

 

· развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

 

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

 

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России

 

В соответствии вышеуказанным законом Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

 

• разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

 

• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

 

• быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

 

• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

 

• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

 

• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

 

• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

 

• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

 

• выполнять все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

 

• регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;

 

• организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;

 

• проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;

 

• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.

 

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации, прежде всего, выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

 

Коммерческие банки

 

Второй уровень в двухуровневой банковской системе представлен кредитными организациями — юридическими лицами, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Они делятся на банки и небанковские кредитные организации.

 

Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

 

· привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

 

· размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

 

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

 

При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти государственную регистрацию в Центральном банке России и получить лицензию на осуществление определенных банковских операций.

 

По своей организационно - правовой форме большинство коммерческих банков являются акционерными, хотя присутствуют и банки как общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

 

В соответствии с российским законодательством, а именно Законом «О банках и банковской деятельности», коммерческие банки могут выполнять следующие виды операций:

 

1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

 

2. размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет;

 

3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

 

4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов по их банковским счетам;

 

5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

 

6. купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

 

7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

 

8. выдача банковских гарантий;

 

9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

 

Кроме банковских операций, они могут выполнять и определенные сделки:

 

1. выдачу гарантий;

 

2. приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

 

3. доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

 

4. осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;

 

5. предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

 

6. лизинговые операции;

 

7. оказание консультационных и информационных услуг.

 

Однако, несмотря на такой широкий перечень операций, российские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом числе операций.

 

Среди пассивных основными операциями выступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и принятие вкладов населения, на которые приходится свыше 55 % пассивов.

 

Что касается активных операций, то преобладающими являются кредиты (40 %), из них кредиты в реальный сектор экономики составляют лишь 32, 3 % и вложения в ценные бумаги (19 %).

 

Среди прочих операций банков основное место занимают операции с иностранной валютой.

 

Клиентами коммерческих банков, как правило, являются юридические лица и малая доля физических лиц, хотя в последние годы коммерческие банки все больше начинают ориентироваться на обслуживание физических лиц.

 

В России коммерческие банки в основном универсальны, т. е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов. Специализированные банки только начинают развиваться.

 

В банковскую систему России, помимо Банка России и кредитных организаций, включены также филиалы и представительства иностранных банков.

 

При этом под иностранным банком понимается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

 

Представительством по законодательству России признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

 

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК РФ).

 

Если говорить о банковской системе в широком смысле слова, то в России законодательно разрешено кредитным организациям создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, а их деятельность не может преследовать цель извлечения прибыли.

 

Таким образом, опыт развития Российского государства свидетельствует о том, что должным образом организованная банковская система способна придать существенный стимул росту экономики страны и, наоборот, отсутствие такой системы может являться тормозом экономического развития и повлечь серьезные кризисные явления для любого государства, в том числе и для России.

 

Банковская система России выполняет важные экономические и социальные функции, будучи основным элементом современного экономического устройства России.

 

3. Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики.

 

Денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другим видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Такими конечными целями обычно являются стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Т. к. общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики – стремится с помощью присущих ему методов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства.

 

Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного

Концепция свободного рынка с его «невидимой рукой» кажется отличной, но есть нюансы.

 

В рыночной системе периодически случаются кризисы со спадом производства, падением деловой активности и застоем в экономике в целом. И если раньше казалось, что «невидимая рука» эффективно регулирует экономические отношения, то Великая депрессия показала несостоятельность свободного рынка.

 

В 1950-х появилось новое экономическое учение — монетаризм. Его основоположником считают Милтона Фридмана, который в 1976 году получил Нобелевскую премию. По монетаризму государство должно регулировать рыночную экономику инструментами денежно-кредитной политики, то есть напрямую воздействовать на денежное предложение, что, в свою очередь, влияет на совокупный спрос.

 

Монетарные методы регулирования произвели в некотором роде революцию, и сейчас в России активно используют эти инструменты для регулирования экономических процессов.

 

Все инструменты денежно-кредитной политики перечислены в статье 35 закона № 86-ФЗ. Вот они:

 

Процентные ставки по операциям Банка России.

Обязательные резервные требования.

Операции на открытом рынке.

Рефинансирование кредитных организаций.

Валютные интервенции.

Установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения.

Эмиссия облигаций от своего имени.

Другие инструменты, определенные Банком России.

 

К общим методам относятся следующие:

 

· Изменение норм обязательных резервов. Обязательные резервы – часть привлеченных ресурсов коммерческих банков, депонируемых в центральном банке для обеспечения выплат при возникновении у банка серьезных финансовых проблем (то есть это своего рода гарантийный фонд). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

 

Увеличивая нормы обязательных резервов, Центральный банк РФ тем самым сокращает объем свободных кредитных ресурсов коммерческих банков. Коммерческие банки стараются получить больший доход на оставшиеся в их распоряжении средства и вынуждены повышать ставки по предоставляемым ссудам, и спрос на них со стороны хозяйствующих субъектов сокращается, а количество денег в обращении снижается.

 

При снижении норм обязательных резервов происходит обратный процесс - денежное предложение расширяется. Данный метод является одним из наиболее жестких методов воздействия на денежное предложение, в большинстве развитых стран практически не используется.

 

· Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования)– это процент, по которым Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Путем снижения или увеличения базовой ставки Центральный банк может усиливать или ослаблять заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных ресурсов путем заимствований у него. При снижении ставки снижается стоимость заемных денег, и, как следствие, растет объем корпоративных инвестиций и расходов населения, стимулируя рост ВВП. И наоборот, повышение ставки сдерживает инвестиции и расходы, что замедляет рост экономики. Эта политика называется политикой дорогих денег и применяется при высоких темпах инфляции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...