Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деньги, кредит, банки 6 страница




 

· Операции на открытом рынке. В этом случае Центральный банк осуществляет покупку-продажу государственных ценных бумаг. Активно продавая имеющиеся в его распоряжении государственные ценные бумаги, Центральный банк снижает их цену для дилеров, доходность ценных бумаг увеличивается. Коммерческие банки стараются приобрести такие бумаги, объем их свободных ресурсов сокращается, следовательно, кредиты хозяйствующим субъектам предоставляются в меньшем объеме, а количество денег в обращении уменьшается. Когда Центральный банк начинает скупать государственные ценные бумаги происходит обратный процесс – цена на них повышается, доходность снижается, банки стараются продать ценные бумаги по более высоким ценам. Объем их кредитных ресурсов возрастает, количество денег в обращении увеличивается.

 

Резервные меры (изменение процентной ставки и нормы резервирования), как правило, применяются в качестве вспомогательного инструмента. Это связано как со сложностью их реализации, для которой необходимо одобрение ряда правительственных организаций, так и с тем, что эффект от подобных мер проявляется лишь спустя 3-6 месяцев после их непосредственной реализации, в то время как применение операций на открытом рынке сказывается на величине денежного предложения, а следовательно на покупательной активности потребителей и инвестиционной активности корпораций, практически без промедления. Однако эффективность - глубина влияния - от изменения процентной ставки и нормы резервирования значительно больше, чем от операций на открытом рынке.

 

· Цель валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

 

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

 

Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

 

Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т. е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы»[1]. Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

 

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

 

1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

 

2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;

 

3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

 

К общим методам денежно-кредитного регулирования относят также рефинансирование банков (предоставление Центральным банком кредитов коммерческим банкам), депозитные операции Центрального банка (т. е. привлечение средств коммерческих банков в депозит), установление ориентиров роста денежной массы и эмиссию облигаций Банка России

 

Селективные методы денежно-кредитного регулирования, направленные на регулирование отдельных видов кредита, способствуют развитию определенных сфер экономики.

 

К селективным методам относятся следующие:

 

· установление кредитных потолков, то есть максимальной или минимальной ставки по предоставляемым ссудам и привлекаемым депозитам;

 

· регулирование рисков в банковской деятельности;

 

· кредитование приоритетных отраслей народного хозяйства на льготных условиях;

 

· установление нормативов ликвидности, регулирующих объем остатков средств на счетах коммерческих банков и величину высоко ликвидных активов.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики государства?

 

2. Предположим, что Центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Обсудите вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.

 

3. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно-кредитной политики?

 

Тестовые задания:

 

1. Девальвация – это:

 

а) укрупнение национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые;

 

б) обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам;

 

в) аннулирование старой обесценившейся валюты и введение новой

 

г) восстановление золотого содержания денежной единицы

 

4. Виды банковских систем.

Банковская система – это внутренне организованная, взаимосвязанная, объединенная общими целями и задачами совокупность кредитных организаций конкретного государства.

 

Формирование банковской системы РФ:

 

1) в начале 80-х гг. ХХ в. банковская система была представлена тремя крупными государственными банками:

 

– Госбанком СССР;

 

– Стройбанком СССР;

 

– Внешторгбанком СССР.

 

Эти банки являлись монопольными структурами, которые наряду с обслуживанием своих клиентов выполняли властные функции с рядом контрольных полномочий;

 

2) в середине 80-х гг. ХХ в. возникло шесть государственных банков:

 

– Госбанк СССР;

 

– Агропромбанк СССР;

 

– Промстройбанк СССР;

 

– Жилсоцбанк СССР;

 

– Внешторгбанк СССР;

 

– Сбербанк СССР.

 

По своим функциям они практически не отличались от ранее действовавших трех банков СССР;

 

3) в 1988 г. были созданы семь кооперативных банков, которые учреждались на основе свободного волеизъявления их учредителей.

 

Банковская система РФ включает в себя:

 

А) Банк России;

 

Б) кредитные организации;

 

В) филиалы и представительства иностранных банков.

 

Также в банковскую систему входят специализированные организации, не осуществляющие банковских операций, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений.

 

Современная кредитная система – это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов:

 

1) центральный банк;

 

2) банковский сектор:

 

– коммерческие банки;

 

– сберегательные банки;

 

– ипотечные банки;

 

3) страховой сектор:

 

– страховые компании;

 

– пенсионные фонды;

 

– специализированные небанковские кредитные институты.

 

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая систему банковских учреждений.

 

Известно несколько видов банковских систем:

 

– двухуровневая банковская система;

 

– централизованная монобанковская система;

 

– уникальная децентрализованная банковская система – Федеральная резервная система США.

 

В настоящее время в РФ существует 2-уровневая структура банковской системы:

 

– первый уровень представлен Центральным банком;

 

– второй уровень – коммерческими банками различного профиля, а также филиалами и представительствами иностранных банков.

 

Кроме 2-уровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная резервная система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, которые:

 

1) осуществляют контроль над деятельностью банков – членов ФРС;

 

2) определяют направление монетарной политики США.

 

История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Монополия приводила к тому, что кредиты часто выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

5. Центральный банк: понятие и история формирования.

 

Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы. Его особое место и роль в банковской системе определяются уровнем и характером развития рыночных отношений.

 

Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений. Развитие рынка без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования чревато неоправданными потерями.

 

Самым первым центральным банком стал Риксбанк — Центральный банк Швеции, образованный в 1668 году. В 1694 году возник Банк Англии. Выпущенные им банкноты стали авторитетным платежным средством и вошли в платежный оборот Англии.

 

В России Госбанк был утвержден «сверху» в 1860 году и подчинялся Министерству финансов.

 

Выделение из общего ряда банков страны одного из них на роль центрального банка означает начало формирования в стране двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

 

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечивается элементами нижнего уровня системы, а с другой — таким отношениям необходимо государственное регулирование, что требует особого института в виде центрального банка.

 

Первоначально термин центральный банк подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а постепенно государство национализировало их.

 

Однако сущность центральных банков осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.

 

Центральный банк — прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банковскую систему страны, и в качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

 

7. Форма организации и функции Центрального банка → ← 5. Современная банковская система России

 

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком (ЦБ)!, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

 

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г. ), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.

 

Исторически существовало два пути образования ЦБ. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине ХЕХ — начале XX в. ). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции—в 1848 г., Банк Испании — в 1874 г.

 

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации ЦБ, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929— 1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики.

 

В 1938 г. был образован Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции.

 

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

 

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты: в ФРГ— Бундесбанк (1957) и Австрии — Резервный банк Австрии (1960).

 

В современных условиях в большинстве стран ЦБ по своей сути являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежит государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка.

 

ЦБ сегодня — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

 

Независимость ЦБ является гарантией эффективности его деятельности.

 

Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенномэтапе власти их национализировали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии).

 

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Существенная

 

степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего государства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

 

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики, поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице прежде всего министра финансов.

 

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

 

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специаль-„ ные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

 

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена в Западной Европе только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

 

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты — простые векселя до востребования — могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный

 

характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

 

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

 

В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному но он всегда имеет юридическую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, установлены косвенные пределы бумажной эмиссии.

 

Монополия нужна прежде всего для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики. .

 

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, и в меньшей степени — средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ — при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

 

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота: безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность, перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и

 

производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства действенный инструмент.

 

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом в сторону воздействия на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цели: стабилизировать экономический рост* удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу ЦБ отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты ив этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.

 

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономическую политику.

 

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой несоответственно, с финансированием госбюджета.

 

6. Центральные банки как центры регулирования банковской системы.

Центральный банк является важным звеном банковской системы.

 

Первый Центральный банк появился в Швеции в 1668 году для регулирования денежно-кредитной системы. Это стало историческим открытием, позволившим обуздать стихию рынка при сохранении частного предпринимательства.

 

Первоначально под Центральными банками подразумевались самые крупные коммерческие банки. Но затем такие банки отказались от осуществления ряда рисковых операций (например, кредитование, операции с ценными бумагами) и в то же время монополизировали эмиссионную функцию. Позднее, в целях предотвращения излишнего выпуска денег и более жесткого контроля за денежной массой, был определен и национализирован лишь один Центральный банк страны.

 

Сущность Центрального банка проявляется в его функциях:

 

 Выпуск денег в обращение

 

 1) эмиссионный центр страны

 

Управление золотовалютными

 

резервами

 

 исполнение госбюджета (принимает

 

 2) банк правительства платежи по налогам)

 

управление госдолгом (выпуск

 

госзаймов, прямое кредитование)

 

 надзор за коммерческими банками

 

 кредитование коммерческих банков

 

3) «банк банков» хранение средств коммерческих

 

 банков на счетах ЦБ

 

проведение безналичных расчетов

 

между коммерческими банками

 

4) Международная функция: ЦБ представляет интересы государства в международных денежно-кредитных отношениях. Так, например, ЦБ:

 

- возглавляет отдельные валютные зоны (рублевую зону – ЦБ РФ, долларовую зоны – ФРС США);

 

- распоряжается золотыми и валютными запасами страны;

 

- проводят девизную (валютную) политику;

 

- является представителем государства в международных кредитных организациях.

 

Норма обязательных резервов

 

(повышая ее, ЦБ сокращает

 

 кредитоспособность

 

коммерческих банков)

 

5) Денежно-кредитное регулирование Процентная ставка

 

(повышая % по кредитам, ЦБ

 

«удорожает» их, что делает их

 

невыгодными для коммерческих

 

банков, снижает

 

кредитоспособность)

 

Операции на открытом рынке

 

(покупка/продажа

 

государственных ценных бумаг

 

на рынке. Если ЦБ продает их,

 

то он «поглощает» денежный

 

капитал, снижая

 

кредитоспособность

 

коммерческих банков)

 

Для реализации своих целей ЦБ должен быть независимым. Независимым от кого? Прежде всего от правительства. Это необходимое условие эффективной деятельности ЦБ по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Почему? Потому что цели ЦБ (стабильность в денежно-кредитной сфере) нередко вступают в противоречие с краткосрочными политическими целями правительства. Это важно для ограничения возможности правительства использовать ресурсы ЦБ для покрытия дефицита бюджета (с ростом расходов государства растет денежная масса, инфляция – какая стабильность??? ). Несмотря на это, независимость ЦБ имеет относительный характер. Так, экономическая политика государства осуществляется в согласовании с денежно кредитной политикой ЦБ, а ЦБ придерживается макроэкономического курса правительства.

 

Каковы критерии независимости ЦБ?

 

· Участие государства в капитале ЦБ. Например, капитал ФРС США принадлежит федеральным резервным банкам, а Немецкого Федерального банка – государству. Но поскольку НФБ называют самым независимым, то данный показатель не единственный показатель независимости, а лишь один из критериев.

 

· Назначение руководства ЦБ (либо правительством - Россия, ФРГ, США, Япония; либо Советом Управляющих ЦБ - Италия).

 

· Право государства на вмешательство в ДКП (например, во Франции право на осуществление ДКП передано законом правительству, а ЦБ лишь консультант и исполнитель решений правительства: в ФРГ – правительство не имеет право на подобное вмешательство).

 

· Ограничение кредитования правительства (в Швейцарии нет абсолютно никаких ограничений, что свидетельствует о большой зависимости ЦБ от государства).

 

Теперь непосредственно остановимся на характеристике ЦБ России

 

Центральный банк России (ЦБР)является главным банком страны, выполняет все функции присущие центральным банкам и является кредитором в последней инстанции.

 

Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

 

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке и другими федеральными законами.

 

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

 

ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предоставляется только этому органу власти.

 

Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года, возможность повторного избрания - 3 раза.

 

Основные функции совета директоров ЦБР:

 

 

· утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе;

 

· взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;

 

· утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;

 

· принятие решений:

 

а) о величине резервных требований;

 

б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений;

 

в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР;

 

г) об определении лимитов на открытом рынке;

 

д) об участии в деятельности международных организаций;

 

е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

 

ж) о контроле над объемом денежной массы;

 

з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

 

Основными целями деятельности Банка России являются:

 

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

 

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

 

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...