27.8 Подведение итогов. 27.9 Ритуал: « Прощание». 28 занятие. 28.1 Упражнение: Ритуал «Приветствие». 28.2 Рефлексия состояния. Выбор мелодии одного из участников группы.
27. 8 Подведение итогов. 5 мин.
27. 9 Ритуал: « Прощание». 28 занятие 28. 1 Упражнение: Ритуал «Приветствие». 28. 2 Рефлексия состояния. Выбор мелодии одного из участников группы. 10 мин. 28. 3 Упражнение «Психологическая дистанция»
Цель: информирование о трех пространственных зонах, тренировка умения оберегать свою интимную пространственную зону от вторжения. Ведущий дает краткую информацию о трех основных зонах психологической дистанции (интимную, личную, социальную), делая упор на особенности интимной зоны и подчеркивая право каждого человека оберегать свою интимную зону от вторжения. Дальше предлагается упражнение. Инструкция: водящий встает на свободное место в аудитории. Желающие по очереди по одному медленно приближаются к водящему с любой стороны. Чем ближе к водящему, тем медленнее нужно двигаться. Задача ведущего – остановить игрока словом «стоп! » в тот момент, когда он подойдет слишком близко, или когда какая-то часть тела игрока (например, протянутая рука) приблизится на некомфортное расстояние к телу водящего. Упражнение проигрывается многократно. Добиваемся, чтобы требование остановиться звучало максимально уверенно и твердо. Обсуждение: - обратить внимание на индивидуальные различия в психологической дистанции (это одна из причин некомфортного ощущения в разговоре с другим человеком; с другой стороны, возможны травматические искажения в восприятии психологической дистанции, требующие коррекции – желательно, чтобы в данном упражнении ведущие отметили для себя таких детей и грамотно использовали эту информацию – для индивидуального консультирования, т. п. );
- какие зоны особенно чувствительны для расстояния до собеседника (наиболее напряженно воспринимается короткая дистанция между лицами собеседников, обращенных друг к другу); - в каких ситуациях нарушение интимного пространства допустимо (в метро в час пик, др. ), а когда – нет, и требует восстановления; - как можно восстановить дистанцию до комфортного состояния (возможно маленькое проигрывание этих способов). 20 мин.
28. 4 Разминка «Пары-тройки» («Атомы и молекулы», модификация для детей) Цель: двигательная разрядка напряжения, повышение групповой сплоченности. Звучит веселая музыка. Участники свободно перемещаются по аудитории. Когда музыка прервется, ведущий говорит слово «пары» или «тройки», детям необходимо найти себе напарников и объединиться в пары (тройки), взявшись за руки. Кто оказался без пары (вне тройки), демонстрирует преувеличенное огорчение: качает головой, прижав ладошки к щекам, и громко нараспев говорит «Ой-ё-ёй-ё-ёй-ё-ёй! ». Дальше упражнение повторяется, так несколько раз. 5 мин.
28. 5 Упражнение «Испорченная пластинка» («Скажи «НЕТ»! »).
Цель: тренировка умения отвечать отказом на посягательства и неприемлемые просьбы. Инструкция: мы с вами довольно часто попадаем в ситуации, когда на нас оказывают психологическое давление (настойчиво предлагают, просят, настаивают, угрожают, др. ), пытаясь добиться от нас определенной реакции. На улицах дают флаеры и предлагают посетить какое-то место, в магазине, на рынке или в метро предлагают купить товар, в школе могут попросить или потребовать дать поиграть (отдать, подарить) какую-то нашу вещь, при входе в подъезд с домофоном незнакомые люди иногда просят подержать для них дверь, в квартиру могут позвонить и попросить впустить (проверить счетчик, показать книжки, разобраться по поводу залитой квартиры, др. ), на сайте в интернете или смс-сообщением телефона могут попросить (потребовать) ввести тайный пин-код или пароль, или отправить сообщение на определенный номер, незнакомый взрослый на улице или хорошо знакомый взрослый дома могут предложить или попросить сделать что-то, что кажется нам неприемлемым. Во всех ситуациях, когда у вас возникают сомнения или опасения, если вам кажется, что на вас стараются «надавить» с плохой целью или не в ваших интересах, вы всегда можете ответить отказом. А часто – должны ответить отказом! В этом упражнении мы потренируемся говорить «нет» в ответ на психологическое давление. Есть такой прием, подходящий к большинству подобных случаев – он называется «заезженная пластинка». Этот прием состоит в том, что в ответ на просьбы, уговоры, угрозы мы твердо и уверенно отвечаем одно и то же, не пускаясь в пространные разговоры и не реагируя на аргументы человека, «давящего» на нас.
Ведущий предлагает для разыгрывания две ситуации. Сначала – безопасную ситуацию, например, продавец в магазине настойчиво предлагает купить товар, расписывая его достоинства и пытаясь «разговорить» несговорчивого покупателя. Первое проигрывание желательно провести двум ведущим без участия детей, как пример. Вариант разговора: Продавец: Я хотел бы показать вам портативный набор инструментов. Клиент: нет, спасибо, сегодня я не собираюсь покупать инструменты. Продавец: Но это наиболее полный набор из имеющихся в продаже, он может помочь вам сэкономить много денег. Клиент: я вам верю, но, тем не менее, не собираюсь его покупать. Продавец: Вы не хотите сэкономить деньги? Клиент: Я все равно не собираюсь покупать набор инструментов. Продавец: Это ваш последний шанс получить его, у нас больше нет таких наборов, он последний. Клиент: Я не буду его покупать. После демонстрации ведущими ситуация разыгрывается детьми несколько раз. Возможно оставление роли продавца за ведущим. Вторая ситуация для ролевой игры должна отражать тематику группы и быть более заряженной с точки зрения пережитых участниками травм. Обсуждение: - что было трудно? - что испытывали, отвечая отказом? - что испытывали, когда агрессор не принимал отказ всерьез? - на какие слова (действия) агрессора было особенно трудно отвечать отказом? - что помогало держать свою позицию? 40 мин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|