Ш Этап. «Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий».
Ш Этап. «Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий». Занятия № 21–30
Основной задачей этого этапа является активизация ресурсов ребенка для формирования более стабильного отношения к себе и уверенного поведения. Он включает в себя дальнейшее развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу. Кроме того, ресурсом для ребенка может служить семья, друзья, лучшее понимание своих сильных качеств, помощь ребенку в простраивании своего будущего, формирование позитивных жизненных перспектив. Также в этот раздел входит обучение правилам безопасного поведения в ряде потенциально опасных ситуация, закрепление навыков самозащиты. Комментарии: Как и в предыдущем разделе при выполнении многих упражнений будут проявляться актуальные проблемы детей, связанные с переживанием неблагополучных семейных условий. Подбор упражнений должен учитывать особенности детей и их семейного положения, а также сопровождаться обсуждением и четкой реакцией ведущих при выявлении характерных когнитивных искажений и острых эмоциональных реакций. Во многом, данные упражнения являются всего лишь поводом, позволяющим актуализировать представления и переживания детей, которые могут быть скорректированы в процессе последующего обсуждения за счет реакций ведущих и других участников группы. Модуль 9. Задача этого модуля помочь ребенку в формировании адекватных представлений о семье и ближайшем окружении, которые могут являться ресурсом для преодоления ребенком травмы и адаптации к жизни..
Структура занятий 21 - 24 · упражнения разминка · упражнение на релаксацию · «моя семья», «мои друзья» · игра на взаимодействие · упражнение на релаксацию 21 занятие 21. 1 Упражнение: Ритуал «Приветствие». 21. 2 Рефлексия состояния. Выбор мелодии одного из участников группы. 10 мин. 21. 3 Упражнение-разминка «На колени»
Цель: создание работоспособности, формирование групповой сплоченности, ломка пространственных барьеров между членами группы (подготовка к упражнению 21. 4). Участников просят встать замкнутой в круг колонной (каждый смотрит в затылок стоящему впереди) и всем вместе сесть таким образом, чтобы каждый посадил к себе на колени впереди расположенного участника, а сам сидел на коленях у заднего. Если группа справилась легко, то можно дать дополнительное задание: всем вместе, не вставая, сдвинуться по кругу на метр вперед, потом назад. 10 мин.
21. 4 Игра «Скульптура семьи»
Цель: осознание своего места в структуре семьи, поиск путей улучшения семейной ситуации. Одному из участников предлагается «вылепить» свою семью, используя как материал других членов группы и ведущих. Нужно изобразить, где находится каждый из членов семьи, что он делает, какие эмоции испытывает. В процессе «лепки» автор не должен ничего говорить, «лепит» молча. «Глина» подчиняется рукам мастера и сохраняет без изменений приданную форму. «Скульптор» лепит последовательно три композиции:
Обсуждение: - комментарии мастера о замысле и вносимых изменениях; - впечатления участников, изображавших членов семьи - что я (ребенок) могу сделать для того, чтобы семья приблизилась к скульптуре №3. Проводится 2-3 аналогичных проигрывания со сменой «скульптора». 50 мин.
21. 5 Игра «Карандаши».
Цель: повышение групповой сплоченности, умение ориентироваться на партнера в общении. В этом упражнении нужно удержать карандаши, зажатые между пальцами стоящих рядом участников. Сначала упражнения проводится в парах – ребята располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Не выпуская карандаши, нужно двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем упражнение проводится в кругу – карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания: - поднять руки, опустить их, вернуться в исходное положение; - вытянуть руки вперед, отвести их назад; - сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед; - наклониться вперед, назад, выпрямиться; - присесть, встать. Обсуждение: - какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? - как достичь взаимопонимания, научиться «чувствовать» другого человека? 10 мин. 21. 6 Упражнение-релаксация «Тихое озеро».
Цель: оптимизация эмоционального состояния. Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку. Инструкция: Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны, солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... 5 мин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|