Падение тела с горизонтально летящего самолета
После отделения от горизонтально летящего самолета тело по инерции продолжает двигаться в направлении полета самолета, а под действием силы тяжести стремится вниз. В результате оно движется по кривой, постепенно отклоняясь от горизонтального движения и приближаясь к вертикальному. В первые секунды падения тела горизонтальная составляющая скорости Vх, вследствие значительного сопротивления воздуха движущемуся телу, будет заметно уменьшаться, а вертикальная составляющая VY из-за малого времени падения увеличивается незначительно, поэтому результирующая скорость тела будет в первые секунды падения уменьшаться. При дальнейшем падении тела скорость Vt будет увеличи-
Рис, 55. Изменение векторов горизонтальной и вертикальной составляющих скорости падения ваться, стремясь к Vкр, то есть равновесной скорости падения. При скорости горизонтального полета больше равновесной скорости результирующая скорость стремится к минимуму. На рис. 55 дано схематичное изменение векторов горизонтальной и вертикальной скоростей в зависимости от времени падения. В точке В результирующая скорость достигает минимального значения. На рис. 56 приведены кривые горизонтальной скорости парашютиста, прыгающего с горизонтально летящего самолета на разных скоростях на наших рабочих высотах. Видно, что горизонтальная скорость быстро уменьшается и спустя 15 с становится настолько малой, что ее можно не учитывать. Однако спортсмена-парашютиста это не может устроить, так как ему данные 15 с нужны не только, чтобы погасить горизонтальную скорость, но и набрать максимальную вертикальную скорость. Поэтому парашютисты пользуются приемом быстрого уменьшения горизонтальной скорости, увеличивая максимально площадь сопротивления тела, то есть отделяясь стоя, и по истечении приблизительно 5 с тор-
Рис. 50. Горизонтальные скорости тела при прыжках на разных скоростях полета самолета можения переходят в режим разгона (отвесное пикирование или плотная группировка). Если горизонтальная скорость не будет погашена или будет погашена не полностью, то горизонтальные фигуры будут выполняться с заносом. А спирали — не «округ передне-задней оси, а как бы по окружности. Парашютисту будет казаться, что его вращение происходит на большой скорости, хотя в действительности это не так. Кроме того, имея горизонтальную скорость перемещения, парашютист рискует вообще сорваться при выполнении комплекса. Оси вращения парашютиста Парашютист во время выполнения комплекса фигур в свободном падении вращается вокруг трех осей, которые проходят через общий центр тяжести (ОЦТ). Передне-задняя ось Z как бы пронизывает парашютиста спереди назад. Вокруг нее выполняются горизонтальные 4 Заказ 3184
Рис. 57. Оси вращения парашютиста: Z — передне-задняя ось; Y — поперечная ось; X — продольная ось фигуры — опирали. Поперечная ось У как бы пронизывает парашютиста сбоку. Вокруг нее выполняются вертикальные фигуры — сальто. Продольная ось X проходит вдоль тела человека. Вокруг нее выполняются вращательные движения — бочки. В каком бы положении ни был человек, названия осей вращения не изменяются. При выполнении спиралей ограничено вращение вокруг поперечной и продольной осей (пикирование, кабрирование, крены), а при выполнении сальто — вокруг продольной и передне-задней осей. Допустимая величина отклонения при выполнении горизонтальных и вертикальных фигур, а также размеры штрафа за это оговариваются правилами соревнований.
Теперь мы можем сказать, что спираль — это разворот парашютиста на 360° вокруг передне-задней оси. Движение центра тяжести при этом происходит вертикально вниз. Сальто —это разворот парашютиста на 360° вокруг, поперечной оси (рис. 57),
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|