Выполнение горизонтальных фигур
Первый этап. Сначала прыжки на отработку горизонтальных фигур выполняются только при помощи ладоней рук. Цель этих прыжков — дать спортсмену возможность опробовать работу «рулей» (ладоней рук) при постановке их под углом к набегающему потоку. При постановке «рулей» на ввод в спираль, например левую, следует уточнить, как ставить ладони. Часто говорят: левая спираль — ладони повернуть влево, правая спираль — ладони повернуть вправо. Но данные рекомендации трудно осуществить, к тому же и при буквальном их исполнении положение рук не соответствует нужному для ввода в спираль. В науке повороты кистей рук или стоп в том или ином направлении называются супинацией или пронацией. Считается, что нормальное положение кисти руки — ладонью вниз. Поворот ладонью вверх называется супинацией, обратный поворот кисти называется пронацией (рис. 62). То же самое для стоп ног — повороты ступней пятками вовнутрь называются супинацией, а повороты ступней ног пятками вне называются пронацией. При супинировании и пронировании кистей рук воздействие силы потока раскладывается на две составляющие— на силу сопротивления кисти набегающему потоку и на боковую составляющую, которая вызывает вращение тела вокруг передне-задней оси. Для простоты изображения представим кисть плоской пластинкой и, разворачивая ее под определенным углом к потоку, разложим силу сопротивления на составляющие (рис. 63). Это элементарное разложение сил, но не надо забывать, что кисть руки в перчатке со сведенными вместе пальцами представляет собой определенный профиль, при обтекании которого потоком возникает подъемная
Ступни ног парашютиста
Рис. 62. А шютиста - супинация; Б —пронация: а —рук; б — ног пара- Рис. 63. Разложение силы сопротивления потока, набегающего на пластину, на составляющие: а — угол между пластиной и потоком 0°; б — пластина под углом 30°; в — под углом 45°; г — под углом 60°; д — под углом 9О0
сила. В данном случае это боковая составляющая, ко-торая и вызывает вращение. Угол, на котором мы от-мечаем максимум боковой составляющей—-45°, но в действительности он может быть и большим. Спортсмену предоставляется возможность самостоятельно найти такой оптимальный угол постановки кисти к потоку, при котором он получает максимальный эффект вращения. То же самое можно сказать и о положении ступней ног. На первом этапе обучения комплексу фигур в свободном падении работаем в устойчивом равновесии, то есть центр тяжести (ЦТ) находится ниже центра давления (ЦД) падение плашмя. Спираль. Ввод в левую спираль — в устойчивом падении кисти рук ставятся под оптимальным углом к па-бегающему потоку. Кисть левой руки супинируется, то есть поворачивается влево ладонью вовнутрь. Кисть правой руки пронируется, то есть поворачивается влево ладонью вне. В плечевом и локтевом суставах руки зафиксированы усилием мышц. Отсутствие фиксации может увести левую руку к бедру, то есть к центру тяжести, и боковая составляющая сила, не имея плеча, не будет разворачивать тело вокруг передне-задней оси. Правая рука, не зафиксированная в локтевом и плечевом суставах, позволит боковой составляющей увести кисть к голове. Спираль не получится или вращение будет очень медленным со сваливанием в левый крен. В начале вращения кисти рук должны оставаться в положении ввода. Не доходя до ориентира 20—30°, кисти рук следует плавно поставить на вывод, то есть кисть левой руки пронируется, кисть правой руки супинируется до положения, при котором возникает максимальная боковая составляющая. Будем условно считать, что что угол 45° к потоку. Нужно требовать от спортсмена выполнения спирали с выходом точно на ориентир.
В такой же последовательности выполняется правая спираль (рис. 64). При выполнении спиралей на этапе первоначального обучения могут возникать следующие ошибки: спираль выполняется «с клевком» или «с зарыванием». Причины — несимметрично расположены руки, или вытянуты и напряжены ноги, или ладони повернуты под слишком большим углом к потоку, или плохо подогнаны парашюты и подвесная система; прерывистые спирали — спортсмен «ловит» воздух
Рис. 64. Падение плашмя и ввод в правую спираль кистями рук, постоянно меняет угол наклона ладоней к набегающему потоку; при вводе нет вращения—ладони поставлены под нулевым углом к потоку или повернуты навстречу друг другу; вывод из спирали не по ориентиру, с «недомахом» или «перемахом»—ранняя или поздняя постановка рулей на вывод. После того как спортсмен научится стабильно делать спирали, можно переходить к обучению выполнения сальто назад. Здесь нужно сказать, что к обучению горизонтальным и вертикальным фигурам следует приступать после отработки их на тренажерах — на горизонтальной доске, на подвесной системе. Не следует забывать и о специальной направленности физической подготовки — акробатика, гимнастика, легкая атлетика, особенно бег на короткие дистанции, ускорения, допинг, батут, плавание, акробатика в бассейне, прыжки в воду и др. Начинать отработку сальто в воздухе нужно также при устойчивом падении на ориентир. Начало выполнения сальто — руки подаются вверх и в стороны с углом развода приблизительно 120°. (Здесь и в будущем нужно иметь в виду, что «руки вверх, в стороны, вперед, назад, вниз» подразумевается применительно к стоящему на полу человеку. В дальнейшем, в каком бы положении ни находился человек, эти понятия остаются неизменными.) Затем, надавливая руками на набегающий поток, нужно слегка разведенные ноги резко подобрать (согнуть в тазобедренных и коленных суставах). Голову прижать к груди. Начнется вращение вокруг поперечной оси в вертикальной плоскости. Увидев землю,
спортсмен должен занять положение плашмя—ноги вынос ш из группировки, а руки развести в стороны и Несколько отвести их за поперечную линию плеч. При выполнении сальто не тянуть голову назад, не Стираться побыстрее увидеть землю — сальто может получиться с отклонением от вертикальной плоскости по диагонали, или может произойти ранний вывод не доходя до горизонта. Не тянуть сальто грудью, корпусом — произойдет раягруппировка, получится выполнение сальто прогнувшись, затяжное. Не делать сильную отмашку руками я не выбрасывать их вверх на выводе—получится двойное сальто, или с большим задиром на выходе, или срыв. В начале отработки спиралей и сальто не следует требовать выполнения большого, количества их во время первых прыжков. Пусть спортсмен почувствует поток и на практике подтвердит теоретические выкладки в процессе занятий и наземной подготовки. После того как спортсмен научится устойчиво делать сальто, следует переходить к выполнению комплекса" в целом. На первом этапе обучения не нужно до-биваться от спортсмена больших скоростей. Особое внимание следует обращать на четкость и чистоту выполнения комплект. Начало и конец каждой фигуры должны быть точно на ориентир. Переход со спирали на сальто и с сальто на спираль нужно выполнять с фиксированного, конечного положения в предыдущей фигуре. На первом этапе не следует отрабатывать и отдельные связки.. Задачи этого этапа-выполнить устойчиво комплекс фигур в свободном падении. Спортсмен не только убеждается, что, взаимодействуя с потоком, человек может вращать свое тело во всех осях и плоскостях вращения, но и узнает, что даже при таких малых скоростях выполнить горизонтальные и вертикальные фигуры в заданных плоскостях представляет трудность. Ни в коем случае не ставьте на первом и втором этапах задачи выполнения каких-либо спортивных нормативов — они будут выполняться в ходе дальнейшего обучения. Этапы обучения нужно проходить по мере усвоения. Не следует также закреплять навыки и вырабатывать динамический стереотип — в будущем это не потребуется.
Второй этап следует начать с отработки отделения сюя — торможения горизонтальной скорости самолета и занят им горизонтального положения в средней группи-
Рис. 65. Разложение сил при набегании потока на повернутые ступни ног ровке. В этом положении «пропадать» 1—2 прыжка с задержкой 30 с. Затем следует в средней группировке, как и на первом этапе, отработать спирали и сальто в отдельности и связать комплекс. На втором этапе несколько меняется техника выполнения фигур. В средней группировке работа будет происходить в положении безразличного равновесия, поэтому выполнение горизонтальных и вертикальных фигур в заданных плоскостях будет несколько затруднено, а скорость его возрастет. Следует рассказать спортсменам, что на этом этапе обучения для ускорения вращения на спиралях необходимо подключать ступни ног, так как при сушширова-нии и премировании их в нужном направлении так же возникают дополнительные аэродинамические силы (рис. 65). При выполнении левой спирали осуществляемся пронация ступни левой ноги и супинация ступни правой ноги. В средней группировке ноги должны быть подтянуты, то есть согнуты в тазобедренных суставах, голени не закидываются назад, а находятся в положении, параллельном земле. Если, сгибая бедра, голени забросить назад, они будут находиться в зоне затенения (тогда при поворотах ступней ног не будет возникать момент
вращения). Ноги разведены на 30—40 см. Руки слегка разведены в стороны, вынесены вперед и согнуты в лок-тевых суставах. После отделения стоя и торможения горизонтальной скорости самолета следует занять положение средней группировки, разогнать скорость в течение 8—10 с и выполнить несколько спиралей. При разгоне нужно чувствовать воздух всем телом, особенно ладонями рук, пли, как говорят спортсмены, «взять воздух». Ввод в спираль производить выносом опорной руки в сторону вращения с одновременным давлением на поток. Рабочая площадь кисти вдавливается в поток под углом приблизительно 45°, но не продавливает его, то есть не «проваливается» в поток. Рука жестко закреплена в плечевом суставе. Если ее не закрепить, то: возникающая аэродинамическая сила уведет ее к туловищу в район центра тяжести, и эффекта вращения не получится, так как плечо — расстояние от точки опоры до центра тяжести—будет очень небольшим. Маховая рука также должна подключиться к вращению на жестком плече с поворотом кисти до 45° к потоку. Здесь особенно необходимо закрепить локтевой сустав, чтобы боковая составляющая сила не подвела кисть руки к голове, как бы в положение «приветствия». Кроме того, маховая рука играет роль стабилизатора, предохраняя от сваливания на спирали. Следует указать спортсменам, что па первых спиралях не нужно стараться работать на полных скоростях. Надо постепенно «вжиться» в скорость.
На рис. 66 показана неправильная работа рук и ног па спирали. Руки работают в горизонте. Левая рука не закреплена в плечевом суставе и ее увело потоком к центру тяжести, момент вращения, вызванный ею, незначителен. Такую работу рук на спиралях образно называют «лезгинка». Ноги согнуты в тазобедренных (уставах, а голени закинуты назад, поэтому эффект от включения ступней в работу также незначителен (ступни ног находятся в зоне затенения). При промере этой спирали по угловым скоростям, угловым ускорениям и времени анализ показал, что казалось бы при благополучном положении парашютист затратил на нее 2,37 с. Вывод из спирали (перекладку рулей) нужно начинать, развернувшись приблизительно на 330°. Здесь следует заметить, что рука, являвшаяся маховой в пре-
Рис. 66. Неправильная работа рук и ног на спирали дыдущеи спирали, на выводе из нее и вводе в другую спираль уже будет опорной, но первоначально при торможении кисть работает, как бы «загребая» воздух. Затем, по мере вывода из спирали и ввода в противоположную, опорная рука из режима «загребания» переходит в режим давления на поток, как было описано выше. Все эти сложные движения выполняются слитно, координированно, в тесном и постоянном взаимодействии с потоком. Даже кратковременная потеря потока грозит невыполнением или грубой ошибкой как на спирали, так и на сальто. При вводе в спираль, выполнении и выводе не сле Во время последующих прыжков на спирали следует подключать ступни ног для увеличения скорости вращения. После отработки спиралей нужно сделать несколько прыжков для выполнения сальто из средней группировки. Ввод на сальто начать с ног, подтягивая их в более плотную группировку. Руки располагаются перпендикулярно к потоку, голова наклонена вперед. С началом вращения продолжать активно воздействовать руками на поток. Движения ногами и руками должны быть не растянутыми во времени, короткими, строго координированными. По мере вращения руки продолжают воздействовать на поток до перехода вертикали. После ее перехода руками делается опережающее движение с таким расче-
Рис. 67. Выполнение сальто назад том, чтобы в момент поворота на 270° они были поставлены в положение торможения, ладони развернуты на-исгречу набегающему потоку при вращении. Сальто лолжно быть закончено строго на ориентир с выходом на линию горизонта. Положение тела, рук, ног —исходное для ввода в спираль (рис. 67). После отработки спиралей и сальто в отдельности приступить к выполнению комплекса в делом. При этом появятся две новые связки — спираль-сальто и сальто-спираль. Ранее мы уже говорили, что комплекс должен, быть единым целым, без промежуточных остановок между фигурами. Конец предыдущей фигуры должен быть началом последующей. Каковы же особенности выполнения этих связок?.
Спираль-сальто. Выход из спирали должен быть подготовкой для входа в сальто. Остановка спирали производится как бы «загребанием» воздуха противоположной вращению рукой. Другая рука уже должна подходить к исходному положению для выполнения сальто и работать на сохранение равновесия. Ступни ног нейтральны, но иногда также участвуют в работе, например, когда «рули» поздно поставлены на вывод. По окончании вращения с выходом на ориентир происходит короткий и резкий, координированный ввод на сальто. Техника выполнения сальто была описана выше. Следует обязательно запомнить, что, не прекратив вращения на спирали, нельзя уходить на сальто — оно получится по диагонали, боком, так как вращение будет происходить в двух плоскостях. Сальто-спираль. Особенность этой связки заключается в том, что выход из сальто нужно произвести точно на ориентир и в линию горизонта, то есть без кабрирования и недокручивания сальто. В момент торможения сальто — после прохода 270° опорная рука из режима торможения должна быть готова для постановки в режим ввода в следующую спираль. Ни в коем елучае нельзя вводить в спираль, не закончив вращения вокруг поперечной оси или с режима кабрирования,—за это последует штраф. После устойчивого выполнения комплекса в средней группировке нужно переходить к третьему этапу. Третий этап — совершенствование и отработка выполнения комплекса фигур в полной группировке. Полная (плотная) группировка — это такое положение тела при свободном падении, когда ноги полностью согнуты в тазобедренных суставах, голени согнуты в коленном суставе и располагаются параллельно земле. Руки согнуты в локтевых суставах, локти приведены к туловищу, предплечья отведены в сторону. Кисти рук напряжены и установлены навстречу набегающему потоку, пальцы соединены вместе. Спина согнута. Голова опущена на грудь. Руки, по выражению И. Фасхутдино-ва, как бы обнимают шар. Равновесие неустойчивое, так как центр тяжести находится выше центра давления (рис. 68). При таком положении легко вывести тело из состояния равновесия и легко восстановить его. Выполняя комплекс фигур в плотной группировке, мы уменьшаем площадь сопротивления тела. Следователь-
Рис. 68 Падение в полной группировке НО, работа будет происходить на больших скоростях падения. При неизменной площади рулей давление потока па единицу площади будет больше, а следовательно,: возрастет эффективность рабочих площадей. В режиме неустойчивого равновесия тело легко подчиняется действию рулей. Уменьшается радиус вращения, а следовательно, значительно уменьшается момент инерции: где R — радиус вращения; т — масса тела; Jм — момент инерции, величина которого прямо пропорциональна радиусу тела во второй степени. Уменьшение момента инерции ведет к увеличению угловой скорости: где ω — угловая скорость; Мв — момент вращения. При повороте на один и тот же угол тело с меньшим радиусом вращения проходит меньшую дугу окружности, а следовательно, у него меньшая линейная скорость. При меньшей линейной скорости, при угловых скоростях вращения, приближающихся к максимуму, спортсмену легче ориентироваться. Каждый спортсмен легко может подсчитать длину
окружности при разных радиусах. Если спираль выполняется с одной и той же угловой скоростью, то, разделив длину окружностей с большим и меньшим радиусом на время выполнения спирали, увидим, как резко отличаются линейные скорости при изменении радиуса вращения. Из вышесказанного следует, что плотная группировка с максимальным подъемом центра тяжести над центром давления обеспечивает наивыгоднейшие условия для выполнения комплекса акробатических фигур в свободном падении. На первых двух этапах обучения спортсмен уже выполняет комплекс фигур из положения плашмя и из положения средней группировки. Потом наступает этап совершенствования. Начинать опять следует с отделения стоя, гашения горизонтальной скорости и 2—3 прыжков в полной группировке. Затем, исходя из физиологических особенностей спортсмена, следует выбрать вместе с ним режим разгона. Существует два способа разгона — плотная группировка и отвесное пикирование. Плотная группировка была описана выше. Выполнение отвесного пикирования. Спортсмен отделяется стоя, тормозит горизонтальную окорость и переходит в отвесное пикирование. Торможение проводится до 5 с, обычно спортсмен чувствует потерю горизонтальной скорости и набор вертикальной. Затем, переводя руки сверху вниз (через стороны), следует согнуться в тазобедренных суставах и, наклонившись вперед, выпрямить ноги путем разгиба в тазобедренных суставах. Управление производится ладонями рук. После разгона скорости подтянуть ноги и вывести руки в рабочее состояние. Спортсмены называют это «выходом на площадку». Затем, не задерживаясь, проверить направление на ориентир и быстро начать вращение. Иначе скорость, набранная в пикировании, быстро потеряется. Только спортсмен и тренер совместно могут определить, каким методом следует проводить разгон скорости. Практически больших преимуществ в разгоне методом отвесного пикирования нет, так как при выходе на площадку резко теряется тот избыток скорости, который спортсмен приобрел. Тот и другой способ имеет свои плюсы и минусы как с точки зрения тактики, так
и с точки зрения исполнения. Некоторые известные спортсмены, например Н. Ушмаев, Е. Ярмольчук, обычно разгоняются в группировке, а В. Крестьянников, В. Гурный, В. Закорецкая разгонялись в отвесном пикировании. При отработке падения в группировке и в режиме отвесного пикирования заслуженный тренер РСФСР Ю. Соболев рекомендует выполнить несколько прыжков па группировку-разгруппировку, на вращение вокруг продольной оси (бочки), падение на одной руке. Тогда у спортсмена будет уверенность, что во всех плоскостях и осях вращения он может управлять своим телом. Методика обучения комплексу фигур в плотной группировке такая же, как описано выше. Сначала отрабатываются спирали, затем сальто, а потом отдельные фигуры связываются в полный комплекс. Обязательное требование — не терять группировку от начала до выхода из последнего сальто. Некоторые спортсмены говорят, что теряют группировку на спиралях, так как очень трудно удержать ноги при быстром вращении. Просматривая видеозаписи, легко можно убедиться, что разгруппировка на спиралях бывает в основном при выходе из них. То есть спортсмен, видя, что он проскакивает ориентир, а затормозить при помощи рук не может, вынужден остановить спираль, выбросив ноги. Еще одна возможная ошибка — поздняя постановка «рулей» на вывод. То же самое иногда наблюдается при выполнении первого сальто. Поздно поставив руки на торможение, спортсмен теряет группировку. В идеальном исполнении весь комплекс должен быть выполнен в группировке. Ввод в спираль должен быть резким и коротким по времени. При этом опорная рука вводится в поток под углом 45° с фиксированием в плечевом и локтевом суставах. Маховая рука помогает вращению и играет роль стабилизатора. Одновременно в работу вступают ступни ног. Голова опущена на грудь. После ввода и начала вращения ладони рук убираются в нейтральное положение. После разворота приблизительно на 330° руки ставятся на вывод. Опорная рука, как бы загребая воздух, тормозит вращение, а маховая (бывшая опорная) стабилизирует спираль, чтобы избежать кренов и возможных вертикальных колебаний. При подходе к ориентиру
Рис. 69. Комплекс фигур Н. Ушмаева
маховая рука, вдавливаясь в поток с одновременной помощью ног, вводит тело в обратное вращение. Наиболее трудно выполнять связку спираль-сальто-спираль, потому что здесь требуется переход от горизонтальной фигуры к вертикальной, а затем опять к горизонтальной. Эти связки мы рассматривали на втором этапе обучения. Разница лишь в том, что здесь работа идет в полной группировке. Следует отметить, что при выходе из первого сальто не доходя до горизонта, на ввод в спираль ставятся сначала ступни ног, а затем, после выхода в горизонт, подключаются руки, что позволяет избежать потери времени при переходах. Руки в этот момент еще доводят сальто до горизонта, но уже готовы работать на ввод. При совершенной технике исполнения спирали всегда останавливаются на ориентир, переход к вертикальной фигуре происходит без остаточного движения в горизонтальной плоскости, группировка плотная, переход из одной фигуры в другую проходит без потери времени. У некоторых спортсменов на спиралях более активно работают руки, у некоторых — ступни ног. Тренер должен вовремя это распознать и совместно со спортсменом, учитывая его особенности, но не отвергая их, направить работу на совершенствование комплекса. Чтобы наиболее наглядно разобрать технику исполнения комплекса фигур в свободном падении, прибегнем к анализу кинограмм наших лучших спортсменов с комментариями заслуженного тренера СССР В. Жарикова и заслуженного тренера РСФСР Ю. Соболева и некоторыми добавлениями к ним. На рис. 69, 70 кинограмма заслуженного мастера спорта, дважды абсолютного чемпиона мира Н. Ушмае-ва. Время комплекса 6,1 с. Съемка Ю. Соболева. 1. После отделения от самолета Николай разгоняет 2. Набрав наибольшую скорость падения, примерно
3. Для увеличения скорости вращения Ушмаёв при-поднимает левый локоть, создав таким образом креп тела, к работе подключает бедро и голень правой ноги они поставлены под углом к потоку. 4. Поворот на 25—45°. Спортсмен левую руку поднес слишком близко к голове, поэтому, чтобы не было кабрирования, ему пришлось чуть разгруппировать правую ногу — бедро оттянуть от ПЗ. 5—7. Поворот на 110—180°. Исправив положение, Николай, чтобы увеличить скорость вращения, резко подтягивает ноги к ПЗ, руки переводит в нейтральное положение, вначале локти отведены назад (5), потом он прижимает их к телу (6). Вращение продолжается. 8. Поворот на 270—360°. Левой рукой начинает тормозить скорость вращения. Затем, чтобы быстрее остановить вращение, парашютист подключает и ноги, чуть разогнув их в тазобедренных суставах (колени отошли от ПЗ). 9. Правая спираль закончена. Тут же спортсмен принимает наивыгоднейшее положение тела для ввода в левую спираль: левая рука в потоке; правой выполняет маховые движения, голени и бедра — под углом к потоку. 10—13. При вращении ноги подтягиваются вплотную к ПЗ, левая рука опускается вниз (10), затем переводится в нейтральное положение (12), правая отводится назад (10), в нейтральное положение (11), затем ставится в поток вниз для торможения скорости движения (13). 14—15. Спортсмен во время гашения скорости чуть отпускает ногу, а руки ставит в исходное положение для сальто. 16. Руки давят на поток, ноги подтягиваются к ПЗ. 17—18. Начинается кувырок назад: руки давят на поток, ноги в плотной группировке, голова опущена вниз. 19—20. Руки в нейтральном положении. При переходе в положение головой вниз спортсмен чуть разгибает ноги в тазобедренных суставах для торможения скорости вращения (20). 21—22. Руки, опережая вращение, ставятся в положение для ввода в спираль. Но так как их площадей не хватило для погашения вращения, спортсмену-при-
Рис, 70. Комплекс фигур Н. Ушмаева (продолжение)
шлось чуть опустить ноги. Исправив ошибку, он тут же поставил ноги на ввод в спираль. 23. Опорная (правая) рука вынесена вниз под углом к потоку, левая производит маховое движение вперед. Создан незначительный наклон тела для вращения. 24—25. Идет вращение: правая рука эффективно работает в потоке (23, 24,25), левая переходит в нейтральное положение (24, 25), ноги все плотнее подтягиваются к ПЗ. 26—27. Вращение продолжается: ноги в плотной группировке, руки — в нейтральном положении. При подходе к 270° спортсмен готовится гасить скорость движения: почти прямая левая рука отведена назад (27). 28. Выставив левую руку в поток и слегка разогнув ноги в тазобедренных суставах, спортсмен начинает тормозить скорость вращения. Голени ног поставлены на ввод в следующую фигуру. 29. При вводе в спираль спортсмен допустил ошибку: левую (опорную) руку далеко отвел в сторону. Кроме того, чтобы не было наклона на правый бок, ему пришлось отвести в сторону и правую руку, вследствие этого он с запозданием выполнил маховое движение и только тогда, как бы оттолкнувшись от потока, начал вращение влево. 30—32. При врашении левая рука хорошо работает в потоке, правая переводится в нейтральное положение, ноги в плотной группировке. 33. Правой рукой начинает тормозить скорость вращения, к работе подключаются и ноги — их немного разогнул в тазобедренных суставах. 34—36. Спортсмен начинает выполнять сальто: руки давят на поток, колени подтягиваются к запасному парашюту, голова опущена вниз. 37. Для ускорения вращения подключаются к работе ноги (голени упираются в поток). 38—39. Так как это сальто — последняя фигура в комплексе; спортсмен для торможения вращения подключает все площади тела — выпрямляет ноги, руки, особенно эффективно поставлены на торможение ладони. 40. Комплекс закончен. Пока есть время, спортсмен продолжает падать, широко раскинув руки и ноги. Как видим, наши рассуждения подтверждаются на практике. Мелкие ошибки при' выводе из спирали и
сальто приходится компенсировать некоторой потерей плотной группировки. Но академическая техника исполнения, отличная координация, тонкое чувство потока спортсмена позволяют использовать эту кинограмму как учебное пособие. На рис. 71, 72 кинограмма выполнения комплекса фигур в свободном падении мастером спорта международного класса Е. Ярмольчук (Бурковой). С 1981 г. она — член сборной команды СССР. Лучшее время комплекса 6,2 с. На чемпионате СССР 1981 г. — 6,7 с. На чемпионате мира 1984 г.— 7,2 с. Рост 158 см, вес 58 кг. Съемки и комментарий заслуженного тренера РСФСР 10. Соболева. «1. Ярмольчук после отделения от летательного аппарата осуществляет, разгон в группировке. Ноги плотно подобраны (бедра касаются запасного парашюта), разведены на ширину плеч, носки оттянуты. В этом и последующих кадрах заслуживает внимания прием, который Елена использует при выполнении комплекса. Главную круговую лямку подвесной системы она сдвигает на бедра, что помогает сохранить группировку, особенно на переходах от одной фигуры к другой. 2. Ввод в правую спираль сопровождается неболь Здесь необходимо отметить, что условия упражнения требуют подключать к работе на вводе в спираль то левые, то правые конечности. Но у большинства спортсменов лучше развита правая сторона. Поэтому левая спираль у многих получается лучше — ее удобнее выполнять. Особенно это сказывается при выполнении связок — на переходах. Некоторые спортсмены, не дожидаясь эффекта от работы левой руки при вводе в правую спираль, подключают правую ногу. В результате правая сторона используется более эффективно, чем левая. 3. Началось вращение. Правая нога ставится в нейтральное положение, правая рука, согнутая в локтевом суставе, отводится назад, способствуя вращению тела с оптимальной скоростью. Возникает наклон на голову. 4. Спортсменка повернулась на 180°, «рули» в нейт-
Рис. 71. Комплекс фигур Е. Ярмольчук
ральном положении, вращение продолжается по инерции. 5. Парашютистка начинает гасить скорость вращения. Чтобы создать устойчивое положение, ноги разводятся в стороны, левая рука сгибается в локтевом суставе, давит на поток, препятствуя движению. 6—7. Левая рука выносится вперед навстречу движению, тело занимает горизонтальное положение. 8. Вследствие того, что торможение оказалось поздним и неэффективным, спортсменке пришлось подключить к работе левую ногу. Спираль выполнена с переходом и паузой — потеряно драгоценное время. 9. Левая нога, подключенная для более эффективного гашения скорости вращения на правой спирали, в момент перехода в левую спираль приобрела качество руля. Правая рука в данном случае — маховая и как руль здесь неэффективна. 10. Руки выводятся в нейтральное положение, бед 11—12. Из-за выпрямления ног в тазобедренном суставе возник наклон на голову. Использовав руки как стабилизаторы, спортсменка включает их в работу на ввод, затем ставит их в нейтральное положение. Голова наклонена в сторону спирали, опорная рука способствует вращению. 13—16. Парашютистка начинает гасить скорость вращения — ноги ставятся в нейтральное положение. Правая рука, опережая вращение, выносится вперед, возвращая тело в горизонтальное положение. С выходом на ориентир торможение сопровождается разгруппиров-кой и подготовкой перехода к выполнению сальто. П. Ноги резко подбираются под себя, создавая момент вращения в вертикальной плоскости. Центр давления смещается в сторону верхней части туловища, руки широко разведены (для устойчивости), пальцы сомкнуты. 18. Широко поставленные руки выполняют функцию стабилизаторов (опоры). Туловище переводится в вертикальное положение. Ноги плотно подобраны, стопа левой повернута вовнутрь, но руки хорошо удерживают тело в направлении вращения. 19. Переход из горизонтальной плоскости вращения
Рис 72, Комплекс фигур Е. Ярмольчук (продолжение) в вертикальную прошел чисто, без срыва. Здесь необходимо обратить внимание на подгонку подвесной системы парашюта. Ранец, отойдя от спины, работает как тормозной щиток, препятствуя вращению, что, естественно, увеличивает время комплекса. 20. Кувырок на 180°. Ноги вынесены на поток, руки —- в нейтральном положении, готовятся к торможению вращения.
21. Руки выносятся вперед с опережением вращения и начинают гасить скорость. Ноги исполняют роль стабилизаторов, удерживая тело от боковых сваливаний. Поток снова прижимает ранец к спине. 22. Спортсменка повернулась на 270°. Руки четко и своевременно поставлены на торможение. Голова подбородком упирается в грудь. Видна главная круговая лямка подвесной системы, помогающая удерживать ноги в группировке. 23. Выход из сальто хорошо сочетается с подготовкой ног к переходу в правою спираль. 24. Ввод выполняется без активного подключения маховой руки, ладонь левой расположена перпендикулярно потоку, как бы опираясь на него. Правая нога работает на ввод. 25. Обратите внимание на положение правой ноги: она поставлена под углом к набегающему потоку и по своему профилю напоминает крыло, а стопа — элерон. Вследствие этого давление на внешней стороне ноги будет большим, чем на внутренней. Согласно законам аэродинамики возникает подъемная сила, но вынесенная вперед правая рука уравновешивает ее, и тело остается в горизонтальном положении. 26. Правая рука (стабилизатор) отводится назад, подъемная сила вступает в свои права — сразу же следует наклон на голову. Руки ставятся в нейтральное положение, вращение продолжается по инерции. 27—29. Здесь хорошо видно, что торможение опять будет поздним и, как следствие,— перемах с проходом ориентира и, естественно, пауза. У Елены при переходах из правой спирали в левую наблюдается позднее начало гашения скорости вращения, сопровождающееся паузами и потерями времени. К торможению скорости спортсменка подключает ноги. 30. Переход в левую спираль начался после паузы. Для того чтобы сдвинуть тело с мертвой точки, 'подкл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|