Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отделение от летательного аппарата




Опыт работы сборной команды СССР показал, что практически все фигуры из программы чемпионата ми-

 


pa можно использовать при отделении с любого лета­тельного аппарата, которые применяются у нас в стра­не для совершения парашютных прыжков.

На начальном этапе обучения парашютной акроба­тике лучше использовать только три основных отделения («пирамида», «шеренга», «звезда») с самолета АН-2 в обычную дверь или с вертолета Ми-8, Ми-6 в боковую дверь.

Отделение от летательного аппарата является важ­
ным этаном группового прыжка. В случае неудачного
отделения фигура, как правило, разваливается, и спорт­
смены далеко разлетаются друг от друга. На построение
первой фигуры уходит большая часть рабочего времени.
Завалы при отделении случаются довольно часто, осо­
бенно на этапе начального обучения. Как правило, это
происходит, если спортсмены не учитывают отрицатель­
ного, влияния следующих факторов:

замена местами на отделение членов команды;

переход на новый летательный аппарат;

замена одного из членов группы другим спортсменом;

замена парашютов;

замена комбинезонов и т. п.

Поэтому при подготовке к каждому новому прыжку нужно особое внимание уделять не только тщательной наземной проработке отделения на макете летательного аппарата, с которого будут совершаться прыжки, но и способам борьбы за сохранение фигуры в случае не совсем удачного отделения, а также подробно разбирать действия каждого спортсмена в случае завала. Это на­много сократит время бесполезного кувыркания, позво­лит правильно сориентироваться в создавшейся обста­новке, быстро построить завалившуюся фигуру и про­должить работу.

При отделении от летательного аппарата одним из членов команды громко и четко подаются следующие команды: «Готовы?» Все хором отвечают: «Готовы!» Если к данному моменту кто-то не успел приготовиться, он громко кричит: «Нет!»

Если все в порядке, подается команда «Приготови­лись, пошли!» Все хором «И-и-раз!» «И-и» произносит­ся протяжно. При этом все должны синхронно качнуть­ся вовнутрь летательного аппарата.

Команда «Раз!» произносится резко, на выдохе. По

 


этой команде все должны одновременно качнуться на­ружу и отделиться от летательного аппарата.

Все спортсмены должны размещаться как можно плотнее и как можно ближе к обрезу двери. Каждый должен иметь контакт (захват) с группой — хотя бы одной рукой.

Особенно важна синхронность отделения. Задержка хотя бы на долю секунды приведет к сильному рывку, от которого, как правило, происходит разрыв и даже завал фигуры. Как бы неудобно и далеко от обреза две­ри ни располагались спортсмены, все они должны уйти одновременно! Прыгать нужно с того места, где нахо­дитесь. Шаг или несколько шагов в сторону обреза две­ри вызовут сильную задержку.

Чтобы отделиться синхронно, в момент отделения нужно осуществлять тройной контроль за группой:

а) визуальный. Необходимо хотя бы краешком глаза
видеть кого-нибудь из партнеров и реагировать на- все
его движения. Применяется, если не видно спортсмена,
который подает команду;

б) мышечный. Применяется, если совсем не слышно
и, плохо видно человека, который подает команду (на­
пример, за бортом). В этом случае нужно плотнее при­
жаться к группе или кому-нибудь, кто стоит удобнее.
Тогда почувствуете как при команде «И-и-раз!» и смо­
жете отделиться одновременно с группой;

в) звуковой. При отделении команду «И-и-раз!» дол­
жны давать по возможности все члены группы. Это по­
зволит при хорошей визуальной и мышечной связи на­
много повысить синхронность отделения.

После отделения фигура будет падать стабильно только в том случае, если она растянута. Поэтому сра­зу после отделения спортсмены создают искусственное натяжение. По роду выполняемой во время отделения работы члены команды делятся следующим образом:

а) оттягивающие — спортсмены, как правило, выле­
зающие за борт летательного аппарата и поэтому отде­
ляющиеся первыми. Используя площадь своего тела и
силу набегающего потока, они после отделения оттяги­
вают фигуру в сторону, обратную направлению полета;

б) хвостовики — спортсмены, отделяющиеся с борта
последними (1—2 человека). Уменьшая в случае необхо­
димости площадь своего тела, они продолжают без тор-

 


можения лететь за летательным аппаратом, тем самым оттягивая фигуру в сторону направления полета;

в) нейтральных — спортсменов, задачей которых яв­ляется отделение от летательного аппарата синхронно и в одной плоскости с группой. Они являются только свя­зующим звеном.

Залогом удачного отделения является точное выпол­нение каждым членом команды всего, что было запла­нировано на земле.

Отделение «п и р а м и д а»

Применяется при начальном обучении группы из двух спортсменов: спортсмен+спортсмен или инструктор+ +спортсмен. В последнем варианте можно опробовать а другие виды отделения («пеленг», «гусеница», «аккор­деон» и т. д.).

На рис. 80 видно, что 1-й спортсмен при отделении вылезает спиной за борт, а ноги ставит на нижний об­рез, двери, ближе к мотору.

2-й спортсмен берется левой рукой за подвесную систему 1-го. Особое внимание при этом нужно обратить на то, чтобы не взяться за кольцо парашюта или замок КЗ У своего партнера, (Впоследствии, по мере накопле­ния опыта, можно осуществлять захваты за специаль­ные ручки, пришитые на рукавах и штанинах комбине­зонов (рис. 81). Левую ногу 2-й спортсмен также ставит на обрез двери, правую — немного сзади, чтобы удоб­нее было качнуться. Он же подает команду на отделе­ние.

После команды «И-и-раз!» 1-й спортсмен должен отпрыгнуть как можно дальше перпендикулярно направ­лению полета, развернуться на 90° влево и как можно шире развести руки и ноги, как будто он прыгает один, лицом на мотор. В данном случае он будет выполнять роль оттягивающего.

2-й спортсмен отделяется «головой в хвост». Его за­дача — отделиться синхронно и в одной плоскости с 1-м. В этом случае они будут падать под углом 30—45° к земле. Если ничего не предпринимать, то через 10—15 с фигура сама стабилизируется и будет падать в горизон­те. В принципе работа под углом к земле (в косом по­токе) возможна, но ее могут освоить только спортсмены

 




Рис. 80. Положение ступней ног при отделении «пирамида»

Рис. 81. Захват при отделении «пирамида»


 


высокого класса. Поэтому на начальном этапе обучения нужно как можно быстрее положить фигуру в горизонт. Для этого 2-й спортсмен должен сразу после отделения сгруппироваться (в данном случае он будет выполнять роль хвостовика). Тем самым он уменьшит площадь своего тела и, увеличив вертикальную скорость, быстро опустится до уровня 1-го спортсмена. После этого спорт­смены перехватываются за руки, замыкаются в «звез­ду», принимают исходную позу (так называемый «ящик») и начинают работать по запланированной про­грамме.

Отделение «шеренга»

Применяется при начальном обучении группы из трех человек: 3 спортсмена; инструктор+два спортсме­на; два инструктора+спортсмен. Последние два вариан­та наиболее эффективны, так как в процессе обучения при них можно попробовать и другие способы отделения («звезда», «пеленг», «змея», «ракета», «аккордеон» и т. д.).

На рис. 82 видно, что спортсмены осуществляют за­хваты левыми руками за подвесные системы. 3-й спорт­смен берет 2-гог 2-й берет 1-го. 1-й и 2-й спортсмены вы­лезают за борт, а ноги ставят на нижний обрез двери, как показано на рис. 83. Команду на отделение подает 3-й спортсмен.

По команде «И-и-раз!» 1-й спортсмен отделяется аналогично отделению в «пирамиде». 2-й спортсмен от­деляется синхронно и в одной плоскости с 1-м (в дан­ном случае он будет играть роль связующего). 3-й спорт­смен отделяется «под хвост» и работает аналогично от­делению в «пирамиде». После того как фигура ляжет в горизонт, спортсмены перехватываются за руки, замы­кают «шеренгу» в «звезду» или методом переползания строят любую фигуру, принимают исходную позу «ящик» и начинают работать по намеченной программе.

Отделение «звезда»

«Звезда» из четырех человек является одной из фи­гур программы чемпионата мира. (Это отделение в тех-

 




Рис. 82. Захват при отделении «шеренга»

Рис. 83. Постановка ступней ног при отделении «шеренга»


 


Рис. 84. Постановка ступней ног при отделении «звезда»

ническом исполнении самое простое, поэтому оно наи­более предпочтительно при начальном обучении. Поняв и освоив данный принцип отделения, можно переходить к освоению других в порядке возрастания их сложности, так как основной принцип отделения всеми фигурами один и тот же.)

На рис. 84 показано расположение всех членов «чет­верки» при отделении. 2-й спортсмен вылезает спиной за борт и становится ближе к хвосту. Держась руками за верхний обрез двери, он стоит правой ногой на ниж­нем обрезе двери, а левую разворачивает и отводит так, чтобы сразу после отделения грудью встретить набега­ющий поток. В противном случае спортсмена может «поддуть» и перевернуть на спину. 1-й спортсмен выхо­дит вторым и располагается так же, как и 2-й, только ближе к мотору, После этого 2-й спортсмен, держась только правой рукой, перехватывает левой за ручку на правом рукаве 1-го спортсмена. 3-й спортсмен берется левой рукой за ручку на правом рукаве 2-го спортсме­на, когда последний еще на борту. После того как он займет свое место, 3-й спортсмен ставит левую ногу на обрез двери, как показано на рис. 84, а правую ногу оставляет чуть сзади, чтобы удобнее было качнуться.

 


После этого он наполовину вылезает за борт, вплотную прижимается к 1-му спортсмену. 4-й спортсмен подходит к двери последним. Левой рукой он берет 3-го спортсме­поясницы правую лямку подвесной системы парашюта, выше поясницы; правой — 1-го спортсмена за правую руку выше кисти. Ноги 4-й спортсмен ставит на обрез, как показано на рис. 84. Он же подает команду на отде­ление.

Особое внимание нужно уделить синхронности отде­ления. По команде «И-и-раз!» 1-й и 2-й спортсмены от­прыгивают в сторону перпендикулярно направлению по­лота, разворачиваются влево на 90° и как можно шире разводят ноги и свободные от захватов руки. 3-й спорт­смен при отделении «звезда» является связующим зве­ном, главная его задача — не мешать. Но тем не менее он должен быть готов в случае проворота фигуры на 90—120° влево взять на себя обязанности «хвосто-вика» и положить фигуру в горизонт. 4-й спортсмен сразу отделяется в полугруппировке, что исключает воз­можность забрасывания его сверху и уменьшает прово-рот фигуры. Как только «звезда» ляжет в горизонт, 1-й и 3-й спортсмены перехватывают 4-го спортсмена за ручки на рукавах комбинезона. Последний в свою оче­редь, убедившись в надежности этих захватов, отпускает подвесную систему 3-го спортсмена и правую руку 1-го спортсмена. После этого спортсмены принимают исход­ную позу «ящик» и начинают работать по намеченной программе.

Описанные выше отделения просты и наиболее на­дежны, а при желании из них можно за 3—6 с образо­вать методом переползания практически любую фигуру. Это, конечно, очень долго, если учесть, что общее рабо­чее время комплекса всего 35 с. Но на начальном этапе обучения, когда главной задачей является освоение тех­ники перемещения в свободном падений, трех методов отделения («пирамида», «шеренга», «звезда») вполне до­статочно.

Индивидуальная техника перемещений в свободном падении

В парашютной групповой акробатике техника пере­мещения у всех членов команды должна быть одинако-

 


Рис. 85. Схема сил, дейст- Рис. 86. Схема сил, действуго-

вуюшлх на плоскую плас- щих на пластинку, расположен-

тиику, расположенную гори- ную под углом в потоке воз-

зонтально в потоке воздуха духа

вой. Это исключит колебания по высоте и позволит пе­рестраивать фигуры в одной плоскости, что очень важно при скоростной работе. При начальном обучении исхо­дим из того, что спортсмен умеет только стабильно падать.

Для начала представим себе плоскую пластинку (рис, 85). Если ее поместить в поток воздуха и распо­ложить перпендикулярно к нему, то пластинка стабили­зируется и никаких перемещений влево или вправо, впе­ред или назад не будет. Если же пластинку расположить под углом к потоку, то она начнет перемещаться в сто­рону наклона (планировать) (рис. 86).

Заменив пластину плоскостью тела парашютиста, не­трудно себе представить, что, находясь в свободном па­дении, при равновесной скорости набегающего потока воздуха 50—60 м/с, парашютист может достаточно эф­фективно перемещаться. Для этого ему следует накло­нить свое тело в нужном направлении и под углом, не­обходимым в данный момент (скорость перемещения зависит от угла наклона). Но при угле более 45° ско­рость перемещения будет уменьшаться с увеличением вертикальной скорости, и при угле 90° тело будет падать вертикально вниз с V Y макс.

Рассмотрим виды перемещений спортсменов в пара­шютной групповой акробатике:

а) стабильное падение в нейтральной позе «ящик»,
без перемещения;

б) перемещение вперед;

 


в) перемещение назад;

г) скольжение вправо (влево);

д) пикирование (быстрая потеря высоты);

е) вспухание (быстрый набор высоты);

ж) тонкая работа по набору и потере высоты;

з) развороты вправо (влево) на 90—360°.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...