Отделение от летательного аппарата
Опыт работы сборной команды СССР показал, что практически все фигуры из программы чемпионата ми-
pa можно использовать при отделении с любого летательного аппарата, которые применяются у нас в стране для совершения парашютных прыжков. На начальном этапе обучения парашютной акробатике лучше использовать только три основных отделения («пирамида», «шеренга», «звезда») с самолета АН-2 в обычную дверь или с вертолета Ми-8, Ми-6 в боковую дверь. Отделение от летательного аппарата является важ замена местами на отделение членов команды; переход на новый летательный аппарат; замена одного из членов группы другим спортсменом; замена парашютов; замена комбинезонов и т. п. Поэтому при подготовке к каждому новому прыжку нужно особое внимание уделять не только тщательной наземной проработке отделения на макете летательного аппарата, с которого будут совершаться прыжки, но и способам борьбы за сохранение фигуры в случае не совсем удачного отделения, а также подробно разбирать действия каждого спортсмена в случае завала. Это намного сократит время бесполезного кувыркания, позволит правильно сориентироваться в создавшейся обстановке, быстро построить завалившуюся фигуру и продолжить работу. При отделении от летательного аппарата одним из членов команды громко и четко подаются следующие команды: «Готовы?» Все хором отвечают: «Готовы!» Если к данному моменту кто-то не успел приготовиться, он громко кричит: «Нет!»
Если все в порядке, подается команда «Приготовились, пошли!» Все хором «И-и-раз!» «И-и» произносится протяжно. При этом все должны синхронно качнуться вовнутрь летательного аппарата. Команда «Раз!» произносится резко, на выдохе. По
этой команде все должны одновременно качнуться наружу и отделиться от летательного аппарата. Все спортсмены должны размещаться как можно плотнее и как можно ближе к обрезу двери. Каждый должен иметь контакт (захват) с группой — хотя бы одной рукой. Особенно важна синхронность отделения. Задержка хотя бы на долю секунды приведет к сильному рывку, от которого, как правило, происходит разрыв и даже завал фигуры. Как бы неудобно и далеко от обреза двери ни располагались спортсмены, все они должны уйти одновременно! Прыгать нужно с того места, где находитесь. Шаг или несколько шагов в сторону обреза двери вызовут сильную задержку. Чтобы отделиться синхронно, в момент отделения нужно осуществлять тройной контроль за группой: а) визуальный. Необходимо хотя бы краешком глаза б) мышечный. Применяется, если совсем не слышно в) звуковой. При отделении команду «И-и-раз!» дол
После отделения фигура будет падать стабильно только в том случае, если она растянута. Поэтому сразу после отделения спортсмены создают искусственное натяжение. По роду выполняемой во время отделения работы члены команды делятся следующим образом: а) оттягивающие — спортсмены, как правило, выле б) хвостовики — спортсмены, отделяющиеся с борта
можения лететь за летательным аппаратом, тем самым оттягивая фигуру в сторону направления полета; в) нейтральных — спортсменов, задачей которых является отделение от летательного аппарата синхронно и в одной плоскости с группой. Они являются только связующим звеном. Залогом удачного отделения является точное выполнение каждым членом команды всего, что было запланировано на земле. Отделение «п и р а м и д а» Применяется при начальном обучении группы из двух спортсменов: спортсмен+спортсмен или инструктор+ +спортсмен. В последнем варианте можно опробовать а другие виды отделения («пеленг», «гусеница», «аккордеон» и т. д.). На рис. 80 видно, что 1-й спортсмен при отделении вылезает спиной за борт, а ноги ставит на нижний обрез, двери, ближе к мотору. 2-й спортсмен берется левой рукой за подвесную систему 1-го. Особое внимание при этом нужно обратить на то, чтобы не взяться за кольцо парашюта или замок КЗ У своего партнера, (Впоследствии, по мере накопления опыта, можно осуществлять захваты за специальные ручки, пришитые на рукавах и штанинах комбинезонов (рис. 81). Левую ногу 2-й спортсмен также ставит на обрез двери, правую — немного сзади, чтобы удобнее было качнуться. Он же подает команду на отделение. После команды «И-и-раз!» 1-й спортсмен должен отпрыгнуть как можно дальше перпендикулярно направлению полета, развернуться на 90° влево и как можно шире развести руки и ноги, как будто он прыгает один, лицом на мотор. В данном случае он будет выполнять роль оттягивающего.
2-й спортсмен отделяется «головой в хвост». Его задача — отделиться синхронно и в одной плоскости с 1-м. В этом случае они будут падать под углом 30—45° к земле. Если ничего не предпринимать, то через 10—15 с фигура сама стабилизируется и будет падать в горизонте. В принципе работа под углом к земле (в косом потоке) возможна, но ее могут освоить только спортсмены
Рис. 80. Положение ступней ног при отделении «пирамида» Рис. 81. Захват при отделении «пирамида»
высокого класса. Поэтому на начальном этапе обучения нужно как можно быстрее положить фигуру в горизонт. Для этого 2-й спортсмен должен сразу после отделения сгруппироваться (в данном случае он будет выполнять роль хвостовика). Тем самым он уменьшит площадь своего тела и, увеличив вертикальную скорость, быстро опустится до уровня 1-го спортсмена. После этого спортсмены перехватываются за руки, замыкаются в «звезду», принимают исходную позу (так называемый «ящик») и начинают работать по запланированной программе. Отделение «шеренга» Применяется при начальном обучении группы из трех человек: 3 спортсмена; инструктор+два спортсмена; два инструктора+спортсмен. Последние два варианта наиболее эффективны, так как в процессе обучения при них можно попробовать и другие способы отделения («звезда», «пеленг», «змея», «ракета», «аккордеон» и т. д.). На рис. 82 видно, что спортсмены осуществляют захваты левыми руками за подвесные системы. 3-й спортсмен берет 2-гог 2-й берет 1-го. 1-й и 2-й спортсмены вылезают за борт, а ноги ставят на нижний обрез двери, как показано на рис. 83. Команду на отделение подает 3-й спортсмен. По команде «И-и-раз!» 1-й спортсмен отделяется аналогично отделению в «пирамиде». 2-й спортсмен отделяется синхронно и в одной плоскости с 1-м (в данном случае он будет играть роль связующего). 3-й спортсмен отделяется «под хвост» и работает аналогично отделению в «пирамиде». После того как фигура ляжет в горизонт, спортсмены перехватываются за руки, замыкают «шеренгу» в «звезду» или методом переползания строят любую фигуру, принимают исходную позу «ящик» и начинают работать по намеченной программе.
Отделение «звезда» «Звезда» из четырех человек является одной из фигур программы чемпионата мира. (Это отделение в тех-
Рис. 82. Захват при отделении «шеренга» Рис. 83. Постановка ступней ног при отделении «шеренга»
Рис. 84. Постановка ступней ног при отделении «звезда» ническом исполнении самое простое, поэтому оно наиболее предпочтительно при начальном обучении. Поняв и освоив данный принцип отделения, можно переходить к освоению других в порядке возрастания их сложности, так как основной принцип отделения всеми фигурами один и тот же.) На рис. 84 показано расположение всех членов «четверки» при отделении. 2-й спортсмен вылезает спиной за борт и становится ближе к хвосту. Держась руками за верхний обрез двери, он стоит правой ногой на нижнем обрезе двери, а левую разворачивает и отводит так, чтобы сразу после отделения грудью встретить набегающий поток. В противном случае спортсмена может «поддуть» и перевернуть на спину. 1-й спортсмен выходит вторым и располагается так же, как и 2-й, только ближе к мотору, После этого 2-й спортсмен, держась только правой рукой, перехватывает левой за ручку на правом рукаве 1-го спортсмена. 3-й спортсмен берется левой рукой за ручку на правом рукаве 2-го спортсмена, когда последний еще на борту. После того как он займет свое место, 3-й спортсмен ставит левую ногу на обрез двери, как показано на рис. 84, а правую ногу оставляет чуть сзади, чтобы удобнее было качнуться.
После этого он наполовину вылезает за борт, вплотную прижимается к 1-му спортсмену. 4-й спортсмен подходит к двери последним. Левой рукой он берет 3-го спортсмепоясницы правую лямку подвесной системы парашюта, выше поясницы; правой — 1-го спортсмена за правую руку выше кисти. Ноги 4-й спортсмен ставит на обрез, как показано на рис. 84. Он же подает команду на отделение. Особое внимание нужно уделить синхронности отделения. По команде «И-и-раз!» 1-й и 2-й спортсмены отпрыгивают в сторону перпендикулярно направлению полота, разворачиваются влево на 90° и как можно шире разводят ноги и свободные от захватов руки. 3-й спортсмен при отделении «звезда» является связующим звеном, главная его задача — не мешать. Но тем не менее он должен быть готов в случае проворота фигуры на 90—120° влево взять на себя обязанности «хвосто-вика» и положить фигуру в горизонт. 4-й спортсмен сразу отделяется в полугруппировке, что исключает возможность забрасывания его сверху и уменьшает прово-рот фигуры. Как только «звезда» ляжет в горизонт, 1-й и 3-й спортсмены перехватывают 4-го спортсмена за ручки на рукавах комбинезона. Последний в свою очередь, убедившись в надежности этих захватов, отпускает подвесную систему 3-го спортсмена и правую руку 1-го спортсмена. После этого спортсмены принимают исходную позу «ящик» и начинают работать по намеченной программе.
Описанные выше отделения просты и наиболее надежны, а при желании из них можно за 3—6 с образовать методом переползания практически любую фигуру. Это, конечно, очень долго, если учесть, что общее рабочее время комплекса всего 35 с. Но на начальном этапе обучения, когда главной задачей является освоение техники перемещения в свободном падений, трех методов отделения («пирамида», «шеренга», «звезда») вполне достаточно. Индивидуальная техника перемещений в свободном падении В парашютной групповой акробатике техника перемещения у всех членов команды должна быть одинако-
Рис. 85. Схема сил, дейст- Рис. 86. Схема сил, действуго- вуюшлх на плоскую плас- щих на пластинку, расположен- тиику, расположенную гори- ную под углом в потоке воз- зонтально в потоке воздуха духа вой. Это исключит колебания по высоте и позволит перестраивать фигуры в одной плоскости, что очень важно при скоростной работе. При начальном обучении исходим из того, что спортсмен умеет только стабильно падать. Для начала представим себе плоскую пластинку (рис, 85). Если ее поместить в поток воздуха и расположить перпендикулярно к нему, то пластинка стабилизируется и никаких перемещений влево или вправо, вперед или назад не будет. Если же пластинку расположить под углом к потоку, то она начнет перемещаться в сторону наклона (планировать) (рис. 86). Заменив пластину плоскостью тела парашютиста, нетрудно себе представить, что, находясь в свободном падении, при равновесной скорости набегающего потока воздуха 50—60 м/с, парашютист может достаточно эффективно перемещаться. Для этого ему следует наклонить свое тело в нужном направлении и под углом, необходимым в данный момент (скорость перемещения зависит от угла наклона). Но при угле более 45° скорость перемещения будет уменьшаться с увеличением вертикальной скорости, и при угле 90° тело будет падать вертикально вниз с V Y макс. Рассмотрим виды перемещений спортсменов в парашютной групповой акробатике: а) стабильное падение в нейтральной позе «ящик», б) перемещение вперед;
в) перемещение назад; г) скольжение вправо (влево); д) пикирование (быстрая потеря высоты); е) вспухание (быстрый набор высоты); ж) тонкая работа по набору и потере высоты; з) развороты вправо (влево) на 90—360°.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|