Поздний период взрослой жизни,
Группа ВШ - 2-я взрослая группа,
духовная характеристика - молитва.
8 СТАДИЙ РАЗВИТИЯ (по Эриксону)
Эриксон постулирует (принимает в качестве исходного положения без доказательств, высказывает) 8 возрастных стадий, фокусирующие в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении всей жизни.
- Каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен.
- Психологическое развитие происходит в результате взаимодействия между биологическими потребностями индивида и требованиями общества.
- Ядро, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-идентичности.
- Несмотря на то, что Фрейд и Эриксон разработали теории в русле психоаналитической традиции, теорию Фрейда можно назвать психосексуальной, а теорию Эриксона – психосоциальной.
Все люди в своем развитии проходят через 8 кризисов или конфликтов.
1. Доверие или недоверие.
По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия.
Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия.
Если их мир противоречив, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научатся ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.
2. Автономия или стыд и сомнение.
Начиная ходить, дети открывают для себя возможность своего тела и способы управления им. Они учатся есть и деваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения.
Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе.
Но если ребенок постоянно терпит неудачу, его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, не способным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
3. Инициатива или чувство вины.
В возрасте 4-5 лет дети переносят свою исследовательскую активность за пределы своего тела.
Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и воображаемых людей и вещей.
Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научатся обращаться с людьми и вещами конструктивным (такой, который можно положить в основу чего-то, плодотворный) способом и обретают сильное чувство инициативы.
Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виновными за многие свои поступки.
4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.
Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном (действительном) росте компетенции (круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием) ребенка в различных областях.
Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками.
В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
5. Идентичность или смешение ролей.
До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей – ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы…
В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целую идентичность.
Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать (объединение в целом каких-либо частей) стержневую идентичность (тождественный, одинаковый) или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией (распространение, растекание) идентичности (тождественности)
6. Близость или изоляция.
В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией.
Близость – это способность отдать себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность.
Успех или установление такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены 5 предыдущих конфликтов.
7. Генеративность (порождать, производить) или стагнация. (застой.)
Во взрослости, после того, как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделять больше внимания и оказать помощь другим людям.
Родители иногда находят себя, помогая своим детям.
Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем.
Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерному поглощению собой: излишней озабоченностью своим здоровьем, стремлением непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь покой…
8. Целостность или отчаяние.
Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря, и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.
Тогда он принимает свою жизнь целиком такой, какая она есть.
Но если жизнь кажется пустой тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.
То или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.
ОБЛАСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
ЛУКИ 10:27 “...Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим - духовная
и всею душою твоею - эмоциональная
и всею крепостью твоею - физическая
и всем разумением твоим – умственная (интеллектуальная)
и ближнего твоего, как самого себя - социальная
ОСНОВЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Знание и понимание следующих принципов развития детей поможет учителям и родителям в их воспитании:
- Любое поведение имеет свою причину.
- Все дети проходят одни и те же ступени развития, на которых изменения происходят от простого к сложному.
- Каждый ребенок развивается по общей схеме, но с индивидуальными особенностями.
- Развитие ребенка не прекращается, но может меняться.
- Развитие ребенка – результат созревания (проявления потенциальных возможностей) и обучения (связанного с приложением усилий и тренировок).
- Чтобы понимать ребенка, нужно знать, как происходит его физическое, духовное, социальное и эмоциональное развитие.
- Ребенок не может начать учиться в школе, пока его общее развитие не достигло определенного уровня.
Учителя и родители должны не пропустить это время, когда ребенок готов и хочет воспринять определенную идею или выполнить ту или иную задачу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: