Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис 7-ми лет и психологические новообразования школьного возраста.




К основным симптомам этого кризиса относят:

 

1. Потеря непосредственности: ребенок начинает понимать, что для него может стоить то или иное желаемое действие (прежде, чем сделать что-то, он думает, что это может ему стоить).

2. Манерничанье: его душа становится закрытой, и он начинает играть роль, что-то изображая из себя и что-то при этом скрывая.

3. Симптом «Горькой конфеты»: когда ребенку плохо, он старается скрыть от окружающих.

4. Агрессивность: ребенок становится вспыльчивым, грубит, плохо контактен, непослушен. Некоторые могут отказываться от питья и еды. Нередко – абсолютно пассивное поведение: пассивность и рассеянность.
Причина: ДЕТСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо» путь не близкий. А школьник его проходит за 3-4 года. Становится понятной цена такого быстрого движения от поведения ситуативного к поведению произвольному.

Психологические новообразования младшего школьного возраста.

1. Система мотивов. Ребенок вырабатывает все более полное и адекватное отношение с окружающими его людьми и самому себе. Система мотивов составляет основу произвольности психических процессов (памяти, внимания, мышления) и, в конечном счете, произвольного поведения.

2. Воображение и образное мышление, произвольная память формируются к концу дошкольного возраста.

3. Возникновение первичных этических инстанций - понятий добра и зла.

4. Возникновение начал произвольного поведения.
Наличие произвольной познавательной деятельности и система соподчиненных мотивов является основой для произвольного поведения школьников.

5. Возникновение самосознания личности.
У ребенка формируется самооценка, он осознает возможности своих действий и их ограничения. К нему приходит понимание своего места в той системе отношений, в которой он находится.

Сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности ребенка к школе и первые его шаги по адаптации к ней.

 

Личностные особенности.

 

Тревожность. В этом возрасте бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей – обилии замечаний, упреков, других отрицательных оценок. Основная проблема – ПОСТОЯННОЕ НЕОДОБРЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ.

Демонстративность. Особенности личности, связанные с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок ведет себя несколько нарочито, манерно. Его театрализованное поведение, утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели – обратить на себя внимание, получить одобрение. Основная проблема - НЕДОСТАТОК ПОХВАЛЫ.

Уход от реальности. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью.

Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут благодаря своей тревожности.
Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых.

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не достигая успехов в учебе, они, не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, витают в облаках.

При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Физически: энергичен.

o нравятся активные игры без строгих правил;

o занят, делая что-то, изобретая что-то;

o ***негативно - чувствовать себя ненужным, позитивно - чувство способности, я
могу это сделать!

o крепнут мышцы и связки;

o развивает координацию малых мускул, которые все еще отстают в развитии;

o переживает замедление роста, сердце не растет пропорционально всему телу;

o несовпадение в темпах роста костей и мышечной ткани (первые развиваются интенсивно, а вторые медленно), опережающее развитие крупных мышц в сравнении с мелкими - все это является причиной плохой координации движений, быстрой утомляемости, нарушения осанки младших школьников.

Умственно: наблюдатель.

Период конкретного мышления.

o не воспринимает всего, что видит, п.ч. его мыслительные способности только пробуждаются;

o быстро замечает противоречия во взрослых;

o мыслит в категориях “здесь, сейчас”, ограниченное понимание времени; пространства и чисел. В 8 лет начинает понимать время, хронологию;

o хорошая механическая память, но старается подменить понимание зазубриванием;

o нравится заучивать наизусть, благодаря способности повторять и вспоминать;

o активизирует воображение;

o страдает восприятие, т.к. нет жизненного опыта;

o думает буквально, испытывает трудности, сталкиваясь с символической и метафорической речью.

Социально: дружелюбен.

o учится вступать в контакты с другими и постепенно контролировать свои чувства и поведение;

o любит быть частью группы;

o хочет побеждать и всегда быть первым;

o одинаково относится к детям с различным происхождением;

o часто меняет друзей;

o хочет угодить учителю – ябеда;

o помочь ребенку построить свою собственную шкалу ценностей и помочь ему быть верным ей, даже если это приведет к насмешкам;

o начинает совершенно ясно различать добро и зло; развивается чувство ценности.

 

Духовно: проницателен. Ищет веры и определенности.

o будет делать то, что делает взрослый, а не то, что он говорит;

o открыт для Евангелия, готов без конца слушать рассказы из Библии;

o Бог для него играет важную роль;

o ожидает, что его молитвы будут услышаны дословно;

o чувствует Божью любовь и мир через личное переживание;

o смущен фактом, что невозможно видеть Бога, хочет узнать, что Бог реален

o не понимает Библейскую хронологию;

o имеет некоторые понимания разницы между Новым и Ветхим заветом;

o В 7 лет радуется рассказам из Библии и начинает принимать личные решения в своей жизни, герои Библии -очень живые примеры для него;

o В 8 лет задает много вопросов о тех вещах, которым раньше безоговорочно верил.

Эмоционально: беззащитен.

o стремится угодить, чтобы получить эмоциональную защиту;

o стремится к привязанности со стороны взрослых, нуждается в их руководстве;

o подражает взрослым;

o помочь ребенку приобрести уверенность в себе с помощью похвалы.

Половое воспитание.

o Быстро вырастает из своего эгоцентризма, чтобы стать членом общества, и при этом замечает разницу между полами.

o Можно наблюдать частое прикосновение к половым органам.

o Возможно, трогают друг друга ягодицы или половые органы.

o Благонравие к 8-ми годам становится очень важным для ребенка.

o Задает меньше вопросов о сексе.

o Происходит изменение половых желез; гормоны роста становятся активнее, тогда как половые гормоны остаются в состоянии покоя.

o Мальчики интересуются “грязными” анекдотами и неприличными словами, возможно, они спрашивают о роли отца в продолжении рода.

9-11 лет. ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ДЕТСТВА .

(Я ТО, ЧЕМУ Я УЧУСЬ).

o Ребенок внутренне спокоен, не имеет конфликта в себе, конфликт приходит извне.

o Показать на личном примере, что для вас значит Бог, Иисус. Какое место занимает Бог в вашей жизни.

o Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии.
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

o Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация.

 

Физически: активен.

o хорошая физическая координация;

o развивает скорость и аккуратность в играх;

o ищет приключения, впечатления и физические упражнения;

o играет в групповые игры с четкими правилами, зависят от правил, но “Ты - мне, я - тебе”;

o формируются все изгибы позвоночника;

o мальчики отстают в развитии от девочек;

o может завершать сложные проекты, но необходимо одобрение;

o может пренебрегать своим внешним видом;

o сердце не растет пропорционально всему телу.

Умственно: исследователь.

Использует заново найденные объяснения, чтобы расширить свое понимание дальше того, чему их научили.

o наблюдает внимательнее, мыслит логичнее;

o может аккуратно группировать и классифицировать информацию;

o судит о том, что видит и слышит, все исследует, задает глубокие вопросы;

o понимает абстрактные концепции (место, время, взаимоотношения);

o любит раскрывать духовные истины в Библейских рассказах, может искать ссылки из Библии.

o поощрять к запоминанию “Золотых стихов”

 

Социально: приспосабливается.

o хочет принадлежать и быть принятым в группу одногодок;

o подчиняются требованиям компании;

o не изолировать от сверстников, но учить;
1Кор.15:33: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».
Рим.12:21: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
1Иоан.2:15: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»…

o хочет играть с детьми того же пола;

o становится менее зависимым от взрослых;

o начинает формировать “клише” (мы близкие друзья, близкие взаимоотношения)

o отзывчивы, рассудительны, послушны;

o формирует свои жизненные образцы, наблюдая за другими;

o слепо следует за лидером.

Духовно: смотрит на других.

o хочет стать частью Божьей семьи, но не понимает полностью концепцию личного Спасителя;

o желает Божьей помощи и направления;

o формирует свои жизненные рамки при наблюдении за жизнью других людей, о которых читает, видит их по телевизору;

o можно научить общаться со Христом на личном уровне.

Эмоционально: выразителен.

o свободно выражает свои эмоции;

o быстро и эмоционально включается в какие-то дела, споры;

o может делать поспешные заключения;

o пытается скрыть свои личные чувства, страхи;

o чувствует глубокую привязанность к идеалам;

o учить уважать права и чувства других людей, не произносить острот, которые могут оскорбить;

o научить его смеяться над собой.

 

Половое воспитание.

Сексуальное развитие не очень сильно выражено.

o Иногда возникают дискуссии о сексе в кругу друзей.

o Некоторые интересуются деталями полового размножения.

o Некоторые познакомились с “нормальными” сексуальными играми, слышали о половом сношении и рассказывают “грязные” анекдоты.

o Любопытство к сексуальному опыту растет.

o Большинство девочек знают о половом размножении и о половых сношениях скорее в биологическом, чем в конкретном смысле.

o Мальчики знают, в основном, о мастурбации из собственного опыта и переживают семяизлияние, не испытывая какого-то эротического возбуждения.

12-15 лет. РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД.

(Я НЕ ЗНАЮ, КТО Я ЕСТЬ).

o Все, что можно, ребенок получил до этого в предыдущих ступенях.

o Родители должны поставить границы для подростка, но они должны быть намного шире. *** Одежда - разрешить, компания - строго.

o У них все колеблется, сами удержаться не смогут, им нужны границы. Родители должны стать опорой и установить для них ограничитель. *** Как перила на мосту, чтобы не свалиться.

o Границы они не любят, но они важны.

o Пересмотреть свои требования к ним: что важнее: мода, цвет волос, брюки... или уберечь их от алкоголя, наркотиков.

o Важно переживать интересы детей, но не лицемерно! Жить вместе с ними их проблемами!
Дети не любят обман, фальшь сразу замечают.

o Беседуя с подростками, не говори запретами. *** Это мерзость! Это зло!”
Старайся говорить от первого лица. * **Я тоже так думал, а теперь я знаю, Господь помог мне понять, победить, выйти из того состояния.

Подросток нуждается в любви и понимании!!!

o Определение себя как личности - самоопределение;

o Самоутверждение;

o Самопознание;

o Самооценка;

o Стремление к совершенству, требование его от других;

o Вовлеки в работу церкви, помоги повлиять на жизнь других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...