Пубертатный кризис. (Затянувшийся кризис).
Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. · Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. · Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. · Увеличивается рост и вес (у мальчиков, обычно в 13-15 лет, иногда до 17-ти, у девочек – на 2 года раньше). · Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности – удлиняются руки и ноги, и в последнюю очередь, тело. · Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры (иногда на 15 см. за год вырастает подросток). · Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети ощущают себя неуклюжими, неловкими. · Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос (у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах; у других голос меняется медленно). · В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга – для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Это вызывает быструю смену физического состояния и настроения. · Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. – Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. · Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать гормональную бурю. У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей; у них постоянно усиленная секреция желез коры надпочечников, обычно вызывающая мобилизацию защитных сил организма, его напряженное функционирование в тяжелых, стрессовых ситуациях. – Они как будто бы всегда находятся в стрессовых ситуациях.
· Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. · Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». · Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить понимание и тактичность. Бестактные замечания, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют. · На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темп полового созревания. Акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Физически: меняется. Рост скелета и конечностей в длину, фигура угловата, движения неловкие.
o часто чувствуют себя усталыми, неуклюжими, думают, что привлекают всеобщее внимание; o наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы - временные функциональные расстройства кровообращения; o голосовые связки удлиняются вдвое - ломка голоса; o переживает приливы энергии, сменяемые апатией; o повышенный обмен веществ; o обладают большим аппетитом; o усиление деятельности желез внутренней секреции; o период полового созревания; o повышается возбудимость, раздражительность, вспыльчивость; o предпочитает игры со своим полом, т.к. девочки развиваются быстрее; o мальчики играют довольно грубо; o это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов. Умственно: критик. o все подвергает критике, особенно критично настроен к авторитетам; o трудно принять те соображения, которые идут в разрез с желаниями; o не признает приказов, но открыт для предложений; o хочет усовершенствовать свои способности, желает сделать что-то непрактичное или даже невозможное; o мышление абстрактное, развивается теоретическое рефлексивное мышление, развивается память и внимание, начинает строить гипотезы, размышлять и теоретизировать, рассуждает гипотетико-дедуктивно; o мыслительный процесс является результатом опытного знания, включающего опыт, открытие, творчество, адаптацию и взаимодействие; o может размышлять, нелегко передает эти мысли словесно; o умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи; o способен на системный поиск решений; o развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение; o анализирует абстрактные идеи, ищет ошибки и логические противоречия в суждениях; o происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти; o требует фактов и доказательств, не любит разделять одинаковые убеждения с другими; o развивает возможности принимать свои личные решения, основываясь на собственной системе ценностей, чаще всего принимает идеалистические решения; o учится на основании того, как применить это на практике. Социально: желает дружбы. o придает важное значение честности, бескомпромиссный; o желает быть признанным в кругу друзей, идентификация (слияние себя) с группой сверстников. Считая себя уникальной личностью, он, в то же время, стремиться внешне ничем не отличаться от сверстников.
o чувство взрослости. Претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. (Сигареты, новые выражения; девочки сравнивают свою одежду, прическу с образцами, которую видят на улице, на обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений). o Подражание взрослым идет и по линии развлечений, романтических отношений: свидания, записки, поездки за город, дискотеки. o Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (внешность, отношение с ровесниками, учебы…). o Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Он эмоционально защищает свою точку зрения, даже если она через пару недель изменится. o Важно, что о них думают другие, как отнесутся другие; тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым. o делают все, чтобы понравиться другим, чтобы их полюбили; o важно, чтобы кто-то любил и принимал подростка, он ищет одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей; o следует правилам, не любит, когда другие не следуют; o недружелюбные отношения между мальчиками и девочками; o развивает индивидуальные лидерские способности; o зависят от родителей, но хотят в большей степени независимости; o ценят близкую дружбу, важно слушать их, проводить время с ними, делать вместе! o могут быть очень критичными и требовательными к другим людям; o пылко влюбляются и создают себе кумиры; o интересуются противоположным полом; o хочет подражать бесстрашным героям и волевым людям; o авторитет родителей может значительно колебаться или утратиться навсегда;
o за честь семьи может вступить в глубокий конфликт с обидчиком, но не прощает и родителям малейших оплошностей. Духовно: нуждается в изменении. o начинает понимать Библейскую символику; o желает сам найти истину, задавая тяжелые вопросы - искать ответ в Библии! o рассказывает своим друзьям о Боге; o хочет посещать церковь, помогать в служении; o его духовные переживания являются, подчеркнуто личными: разговаривать с Богом, слушать Бога; o хочет иметь такую религию, которая будет изменять его жизнь, удовлетворять стремления и менять его идеалы; o принимает решения с т. зрения христианской жизни - Помочь ему возрастать в мудрости: решать проблемы, полагаясь на Бога. o Их самые глубокие желания не могут быть удовлетворены никем, кроме Иисуса; o изучает взаимоотношения веры и его жизни; o хочет, чтобы вера стала его собственной.
Эмоционально: колеблется (неустойчив). o эмоции неустойчивы и зависят от его физического состояния; o не достает эмоционального контроля: радость и ликование - впадает в глубокое отчаяние; o бурно реагирует на определенные ситуации - громким смехом или плачем без причины; o вспыльчив, раздражителен, груб; o бывают грубы, самолюбивы и обидчивы; o повышается возбудимость центральной нервной системы - легко ранимы; o важно обеспечить защиту и понимание, чего в сущности желают подростки.
Половое воспитание. Должно быть, практически, закончено. o Приобретает собственную определенную точку зрения; o У большинства девочек - менструация; o Мальчики переживают во сне семяизлияние. o Подростки хотят знать, как они могут применять свои сексуальные возможности, они шутят по этому поводу и ищут первых познаний ласки. o Руководство взрослых в половом воспитании чрезвычайно важно, т.к. заметнее становятся сильные половые чувства и склонности.
«ОТВАГА» Эдвин Луис Коул. Во время становления половой зрелости всегда полно проблем, ведь происходит столько много изменений. - Это чувство возмужания у мужчин часто приводит к экспериментам с мастурбацией. - Развитие этих экспериментов в укоренившуюся привычку может влиять на мужчину всю его жизнь. - Большинство мужчин не могут мастурбировать, не фантазируя. - Вот в этом и заключается порнография – создание в твоем разуме фантазии. - Вся порнография является идолопоклонством.
- Идолопоклоннические фантазии и скрытые сексуальные грехи наедине с собой являются, по существу, грехами против своего мужского естества. - Экспериментирование – это правило юности. - Грех всегда обещает угождать и служить, но, в действительности, он всегда порабощает и правит. - Наполни свой разум Слово Божьим! - Любите Слово Божье! Применяйте Его в своей жизни! *** Один из первых вопросов, которые я задаю, когда меня спрашивают о парне, чье поведение не последовательно и резко меняется, звучит так: «Там замешана женщина или порнография?». Грешники извращают секс. Бог создал сексуальную энергию, чтобы она была силой, удерживающей вместе семью. Секс является физическим единением, символизирующим духовное единение мужчины и женщины. Порочные плоды безнравственного мира: - венерические болезни; - эмоциональные срывы; - разводы; - все виды надругательств и изнасилований, совершенных даже по отношению к детям. Извращение жизни ведет к извращению мест Священного Писания: *** у Давида и Ионафана была любовь превыше женской =гомосексуалисты. Идет необузданное распространение безнравственного извращения. Сегодня приемлемыми и допустимыми формами поведения являются обман, воровство, взяточничество, безнравственность и даже убийство. Сегодня высмеивают не прелюбодея, а девственность. Мужчину, не жульничающего в бизнесе, считают болваном. Слово Божье является источником нашей веры и основным правилом поведения! Пусть почитание Бога будет более важным для тебя, чем почитание своих друзей!
16-18 лет. СРЕДНИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД. (Я ПРИНИМАЮ РЕШЕНИЯ И ВЫБИРАЮ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Я ВСЕ ЗНАЮ). Раннюю юность считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Юность – это период стабилизации личности. Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Не всегда есть четкая линия, разграничивающая одну возрастную группу от другой. Большинство изменений происходит постепенно. Некоторые взрослеют раньше, чем другие. Многие характеристики 12-15-летних детей имеют место в данной возрастной группе. В это время, как никогда, проявляется личность ученика. Ученик осознает необходимость принятия решений, которые отразятся на его будущем. Странное поведение и неопределенные решения ранних лет практически исчезли. Ребенком он, главным образом, заботился о самосохранении, теперь же его основной задачей стало САМОСОЗНАНИЕ. Он не хочет, чтобы ему что-либо навязывали, но может откликнуться на робкое предложение. Он довольно самонадеян, и даже может наступить период: «Я все знаю». Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения – (система ясных, устойчивых убеждений.), собственных убеждений (тогда как подросток капризничает, хочет показать свою самостоятельность).
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, учебу рассматривают, как предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют те предметы, которые будут нужны в дальнейшем. Физически: зрелый организм. o Уделяет большое внимание собственному здоровью, тренированности, соблюдению режима питания. o Способен выдержать длительные и значительные нагрузки. o Нуждается в признании его достижений. o Руководство взрослых в половом воспитании чрезвычайно важно для него, так как заметнее становятся сильные половые чувства и склонности. Умственно: пытлив, имеет сильное желание испытать новые идеи. КРИТИК. o Любит подвергать сомнению новое и незнакомое; o Мыслит глубоко и абстрактно; o Обладает большой способностью к рассуждению и в значительной степени полагается на нее; o Ему не достает рассудительности и мудрости, он исполнен максимализма, - важно бережно и разумно направлять его в правильное русло; o Начинает задумываться о своем будущем: профессия, женитьба; o Понимает, что сегодняшнее решение повлияет на их завтрашнюю жизнь; o Развивает способность решать конфликты путем обсуждения возникших проблем.
o Развивает серьезные взаимоотношения с другими людьми, включая представителей противоположного пола; o Самоопределение – как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Он осознает себя как член общества, принимает свое место в нем – «идентичность личности» (Эриксон). o Испытывает интерес к личностным отношениям, возрастает интимность этих отношений и преданность им; o Уменьшает сопротивление власти; o Находят почасовую работу и сами зарабатывают для себя деньги; o Заинтересован в опыте и знаниях старших, из оценках и рекомендациях. o Ценит тех, кто уважает его индивидуальность, но нужно научить уважать других и принимать на себя обязательства по дому, в церкви и в обществе.
Духовно: посвящение. Приложите все усилия!
o Способны к сильной приверженности в отношениях с Христом; o Пришло время вновь посвятить себя и свое будущее Господу и служению Ему; o Испытывают и подвергают проверке моральные и духовные ценности; o Могут понять других и заботятся об их мнении о себе; o Душевно предрасположены к богослужению и христианскому руководству; o Тема: «Христианское призвание», «Твое место в теле Христа»; o Будь доверенным другом, но не проповедующим наставляющим учителем; o Возрасти его во Христе! Не привязывай его к себе! (2Кор.1:24) o Совершай труд вместе с ним, как Павел с Тимофеем, направляя его найти свое место в церкви и в жизни – Деян.16:1-3. o Дай ему свое время и открой ему двери своего дома, чтоб он мог вместе с тобой думать, обсуждать все вопросы. o Они душевно предрасположены к богослужениям и христианскому руководству. Церковь может воспользоваться этой ситуацией. Эмоционально: o Имеет чувство уверенности в себе; o Возрастает тревожность, связанная с самооценкой; o Могут отнестись к нуждам других внимательнее, чем к своим; o Обычно дружелюбно настроены к членам своей семьи; o Обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком сознательном и эмоциональном уровне; o В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах – в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности.
Вопросы проверочной работы
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|