Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие течения на исходе столетия: неоромантизм, неоклассицизм, эстетизм




Основные направления литературы 2-ой половины 19 века. Общая характеристика.

Реализм: «постклассическая фаза»

Во 2-ой половине 19 в. наступает постклассическая фаза реализма, для которой характерно обогащение проблематики и жанрово-стилевых особенностей реалистического искусства, появляются новые тенденции в романном жанре (распространение жанра романа-эпопеи). В творчестве многих авторов (Э. Золя, Р. Роллана, Дж. Голсуорси) романы объединялись в дилогии, трилогии, тетралогии, многотомные циклы. Складываются такие жанровые разновидности романа, как «музыкальный» (Р. Роллан), философский (А. Франс), сатирический (Г. Манн), утопический (Г. Уэллс, Дж. Лондон), социально-психологический (Дж. Голсуорси, Г. де Мопассан), психологический (Г. Джеймс), социологический (Э. Синклер), приключенческий (Л. Стивенсон), детективный (А. Конан-Дойл), лирический (К. Гамсун), исторический (Г. Сенкевич), роман-притча (О. Уайльд) и др.

В художественном творчестве писателей реалистического направления сквозной становится тема искусства. Часто в центре повествования — судьба художника («Творчество» Э. Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана, «Мартин Идеи» Дж. Лондона и др.).

Обогащение реализма и возникновение новых литературно-эстетических течений были обусловлены углубившимся представлением о человеке, его психофизиологической природе. А это, в свою очередь, было результатом важнейших открытий в разных сферах науки: физиологии и экспериментальной медицине, естествознании, психологии, философии, социологии и политической мысли. Теория эволюции, проблемы наследственности, философские учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Ренана, А. Бергсона и др. — все это нашло отражение в словесном искусстве.

Натурализм: «раса, среда, момент»

Натурализм возник, оформился и получил теоретическое обоснование во Фракции у Шанфлери, братьев Э. и Ж. Гонкуров и Золя, явившего наиболее яркую реализацию его принципов. Натурализм был откликом на исторические реалии конца века: социальные контрасты, бывшие следствием индустриализации и урбанизации, классовые конфликты, конфронтацию труда и капитала, проблемы «дна» общества (нищета, проституция, алкоголизм, люмпенизация).
Философская основа натурализма — труды Огюста Конта. Его главное сочинение — «Курс позитивной философии». Наука, по Конту, озабочена исключительно фактами, феноменами, она лишь описывает явления, отвечает на вопрос «как?», но не «почему?». Конт понимал общество как развивающийся организм. Эту точку зрения развил Ипполит Тэн. Во введении к книге «История английской литературы» он сформулировал концепцию «расы, среды и момента», ставшую фундаментом натуралистической эстетики. Под «расой» он подразумевал «наследственное предрасположение, которое человек вносит с собой в мир». «Среда» — это окружение человека — «природа и другие люди». Тэн отказывается от моральных оценок, провозглашая: «Пороки и добродетели —неизбежные результаты социальной жизни. Понятие «момент» трактовалось Тэном как конкретный исторический этап со всеми его культурными, историческими факторами и традициями.

Важным для доктрины натурализма был знаменитый труд Чарльза Дарвина — «Происхождение видов путем естественного отбора». В нем процесс эволюции описывался как отбор наиболее сильных видов и их приспособление к окружающей среде. Идеи Дарвина, получившие широкое распространение, развил и трансформировал философ, социолог и публицист Герберт Спенсер. Он перенес принцип естественного отбора, борьбы за существование, из сферы природы в область человеческих отношений.

Символизм: «душа мира»

Символисты исходили из представления о превосходстве творчества над жизнью, главенстве «другого» мира, противостоящего бытовой реальности, мира, порожденного гением художника, нередко пребывающего в состоянии озарения. В основе символизма — идеи Платона, Канта и Гегеля. Широкое распространение получили и концепции Шопенгауэра, изложенные в его труде «Мир как воля и представление».

Символисты стремятся разглядеть за внешним покровом бытовой повседневности запредельную сущность, прорваться к некоей трансцендентной Красоте, к «вещам в себе».

Первооснова творчества символистов — музыкальная стихия, вера в магическую силу поэтической речи. Новаторство символистов — в том, что поэтическое слово обрело невиданную до того музыкальность и смысловую насыщенность.

Заслуги символизма — в обогащении поэтического языка, поэтического стиля, в укоренении новаторских приемом, в углублении понимания искусства и художественного творчества.

В основе символизма — понятие символа как универсальной философско-эстетической категории. Символ — это знак, обладающий неисчерпаемой многозначностью и чувственной наглядностью. В символе воплощаются внутренние устремления художника, интуитивное подсознательное начало, смысл и дух явления, не лежащие на поверхности.
Импрессионизм: поэтика впечатлений

Импрессионизм — направление в искусстве, основанное на стремлении запечатлеть подвижность И изменчивость мира, мимолетные впечатления художника.

Импрессионизм в литературе — это музыкальность, поэтика намеков, полутонов, зыбких настроений, неясных очертаний. В. Брюсов писал, что в импрессионизме происходит своеобразное «творение жизни», что в этой новой школе каждое слово — само по себе и в сочетании — производит определенное впечатление. И это впечатление может пересилить значение изображаемого.

Порой трудно разграничить стилистику символизма и импрессионизма. Они внутренне связаны, иногда неразделимы. В. Гюго называл Стефана Малларме поэтом-импрессионистом. Черты импрессионизма мы находим у символистов А. Рембо и П. Верлена, у Э. Золя и особенно у Г. де Мопассана, который стремился дать не «пошлую фотографию», а «иллюзию мира», понимая пол этим богатство психологического содержания. Импрессионистическая манера характерна для критических работ А. Франса. Дальнейшее развитие этой тенденции наблюдается в малой прозе Л. Чехова, И. Бунина, С. Крейна, Ш. Андерсона, Э. Хемингуэя.

Другие течения на исходе столетия: неоромантизм, неоклассицизм, эстетизм

На рубеже веков влиятельную позицию занимает неоромантизм, отличающийся некоторой аморфностью, размытостью эстетической программы. Само его название указывает на то, что традиции «классического» романтизма обретают новое качество на очередном историческом витке. Неоромантизм — своеобразная реакция на крайности натурализма, акцентировку мрачных сторон жизни, настроений пессимизма и фатализма, представление человека пассивной жертвой среды и обстоятельств. В зрелых образцах неоромантизма (Э. Ростан во Франции; Дж. Лондон в США; Г. Ибсен в Норвегии и др.) — героические мотивы, культ сильной личности, противостоящей косной среде. Поставленный в экстремальные обстоятельства герой проявляет мужество и волю. Заметную роль в неоромантизме играют приключенческие мотивы (у Дж,Лондона, Р. Л. Стивенсона).

В 1880— 1890-е годы на Западе, прежде всего во Франции, возникло течение неоклассицизма. Оно базировалось на классических нормах этики и эстетики, восходящих к античности, и определялось потребностью внести в хаотичный мир порядок и гармонию. Сторонники неоклассицизма не одобряли в современном искусстве крайнего субъективизма. Их идеалом были ясность, завершенность, логика и строгость, присущие высокой классике. Во Франции неоклассицизм представлен в творчестве критика, публициста и поэта Шарля Морраса (1868—1952) и поэта Жана Мореаса, лидера группы «Романская школа». В Англии идеи неоклассицизма были близки Т. С. Элиоту (1888— 1965) — знаменитому поэту, драматургу, критику.

Эстетизм отчетливо представлен в Англии в деятельности художников и литераторов, входящих в «Братство прерафаэлитов» (1848 — 1853), в творчестве О. Уайльда. Прерафаэлиты ориентировались на живописцев раннего Возрождения, творивших до Рафаэля, а также на художников-назарейцев (Ф. Овербек и др.). Религиозный дух этих живописцев противопоставлялся индивидуализму титанов Ренессанса. Теоретиками эстетизма были Джон Рескин и Уолтер Пейтер. Эстетизм утверждал концепцию «чистого искусства», противостоящего плоскому прагматизму буржуазности и викторианства. Одним из самых ярких представителей эстетизма был Оскар Уайльд. В эссе и трактатах («Упадок лжи», «Кисть, перо и отрава» и др.) он утверждал: искусство выше жизни, писательская фантазия, вымысел, «ложь» торжествуют над унылой и бескрылой реальностью.

«Новая драма»: театральный ренессанс

«Новая драма» демонстрировала разрыв с господствовавшим па Западе стереотипом салонной, мелодраматичной и в основе своей развлекательной пьесы.

В становлении «новой драмы» позитивную роль сыграл натурализм. Особенно значима была работа Э. Золя «Натурализм в театре», в которой он критиковал драму классицистического и романтического типа за схематизацию жизненных конфликтов и человеческих характеров. Золя назвал это явление «ампутацией истины»,

«Новая драма» встала в один ряд с высшими достижениями прозы и поэзии. Она наполнялась серьезным, глубоким жизненным и психологическим содержанием, отличалась свежестью приемов и форм. Создателями «новой драмы» выступили Г. Ибсен (Норвегия), Г. Гауптман (Германия), Б, Шоу (Великобритания), М. Метерлинк (Бельгия), А. Стриндберг (Швеция), Р. Роллаи (Франция), Ю. О'Нил (США). В творчестве названных драматургов широко использовались элементы натуралистической и символистской поэтики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...