Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологизм в новеллах Мопассана. «Пышка»; «Мать уродов».




Психологизм - способ изображения душевной жизни человека, воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Мопассан написал около трехсот новелл, разнообразных по тематике, проблематике, различных по тональности. В их основе — жизненный эпизод, анекдот, трагическая или комическая история. Герои новелл Мопассана — представители всех слоев французского общества: чиновники, военные, крестьяне, продажные женщины, буржуа, рантье, люди света. Мопассан демонстрирует тонкое понимание их психологии, обнажает мотивацию их поступков.

Психологизм Мопассана -это психологизм, прошедший школу натурализма, связанный не только с социально обусловленным, но и биологическим человеком, который сам является частью природы, ощущает на себе её физическое воздействие. Этот признак выражается у Мопассана в том, как он называет своих героев. Вместо имён он всё больше использует местоимения: "и она приняла предложение мелкого чиновника", "она страдала от бедности своего жилья", "она мечтала о таких обедах. Или же использует такие выражения как: граф, старуха-мать, прусский офицер. Все эмоции и переживания выражены буквально в нескольких сухих фразах, а то и в нескольких словах. Чаще всего психологизм героев заключен в словах, действиях, поступках:" Она льнула ко мне, ластилась, называла меня дурацкими ласкательными именами, и все эти телячьи нежности навели меня на размышления". Мопассан делает своих героев типичными. Писатель создает такие новеллы, которые схватывают не только драматизм социальной жизни, но и разнообразные чувства и настроения, владеющие человеком в разные моменты жизни.

Новеллы Мопассана (их около 300, объединенных в 16 сборников) исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям (новелла-анекдот, новелла- памфлет, новелла-исповедь, лирическая новелла, новелла характеров и др.), тональности и языку.

Мопассан приходит к созданию классических образцов реалистической новеллы. Одной из них явилась "Пышка" (1880), открывшая цикл рассказов, посвященных событиям франко-прусской войны. В ней впервые была сказана вся правда о причинах поражения Франции, о героизме ее народа и продажности власть имущих. Сюжет новеллы предельно прост. Захваченный пруссаками Руан покидает группа людей: виноторговец Луазо с женой, фабрикант Карре-Ламадон с супругой, граф и графиня де Бревиль, - олицетворяющие "обеспеченный, уверенный в себе и могущественный слой общества". Ими руководят не патриотические чувства, а корыстные мотивы - боязнь потерять свой капитал. Их случайной соседкой по дилижансу оказалась Элизабет Руссе, женщина легкого поведения, прозванная Пышкой. Она уезжает из Руана, потому что ненавидит захватчиков. В дороге эти добропорядочные господа, используя доброту и отзывчивость Пышки, заставляют ее служить собственным интересам. По их настоянию, чтобы иметь возможность продолжить путешествие, она уступает домогательствам прусского офицера, являвшего собой "великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону". И вновь движется дилижанс по зимней дороге. В углу его тихо плачет Пышка. "Честные мерзавцы", которые "сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку", выказывают Пышке свое презрение.

Психологизм: Пышка делится со всеми своей едой в пути «Пышка с ласковым смирением предложила монахиням разделить с нею завтрак», тихо плачет в конце произведения, когда не делятся с ней, «Она обвела соседей таким смелым и вызывающим взглядом, что сразу воцарилось молчание и все опустили глаза», «Пышка старалась выказать больше гордости, чем ее спутницы», «Пышка вернулась, багрово-красная, задыхаясь от гнева. Она бормотала, тяжело дыша:– Ах, негодяй!.. Вот негодяй!..»,

Героиня новеллы "Мать уродов" обретает достаток, преднамеренно рожая искалеченных детей и продавая их в ярмарочные балаганы. Мопассан изображает ее не какой-то романтической злодейкой, а самой обыкновенной женщиной, совершающей свое преступление с будничной деловитостью. В своих новеллах писатель, как никто другой, сумел передать трагедию современной жизни, поставить кардинальную для литературы XX века проблему отчуждения людей в обществе, их неизбывного одиночества в жестоком мире. «Мать уродов» прямо названа «полуживотным-полуженщиной», чертовкой и т. д.

Психологизм: краснеет, когда говорят об её обычном ребенке, «подняла голову, метнув на нас быстрый, горящий взгляд», «Она задрожала от бешенства и, размахивая кулаками, не помня себя, завопила», «она вырастила свое чудище, хотя ненавидела его дикой ненавистью и, наверно, задушила бы, если бы священник, предвидя возможность преступления, не припугнул ее судом», «Неожиданный барыш сводил ее с ума, и ею овладело настойчивое желание народить других уродов, чтобы сколотить себе ренту, наподобие буржуа»


6. Элементы литературного импрессионизма в творчестве П.Верлена, Э. Золя, Ги де Мопассана.

Импрессионизм — направление в искусстве, основанное на стремлении запечатлеть подвижность И изменчивость мира, мимолетные впечатления художника.

Импрессионизм в литературе — это музыкальность, поэтика намеков, полутонов, зыбких настроений, неясных очертаний. В импрессионизме происходит своеобразное «творение жизни», что в этой новой школе каждое слово — само по себе и в сочетании — производит определенное впечатление. И это впечатление может пересилить значение изображаемого.

Порой трудно разграничить стилистику символизма и импрессионизма. Они внутренне связаны, иногда неразделимы. Черты импрессионизма мы находим у символиста П. Верлена, у Э. Золя и особенно у Г. де Мопассана, который стремился дать не «пошлую фотографию», а «иллюзию мира», понимая пол этим богатство психологического содержания.

Творчество Г. де Мопассана складывалось на фоне развития импрессионизма в живописи, оказавшего глубокое воздействие на поэтику писателя. Особая восприимчивость Г. де Мопассана к живописным влияниям, возможно, объясняется спецификой его художественного мышления, ориентированного на визуальное восприятие мира.

Воздействие импрессионистской живописи отчетливо проявляется в новеллистическом творчестве писателя. Для одних новелл характерно моментальное (импрессионистическое) освещение событий, когда вместо длительного экскурса в прошлое героев мгновенная «вспышка света» выхватывает из всей человеческой жизни один драматический момент, который вдруг раскрывает жалкую, порой смешную, иногда трагическую сущность этой жизни («Пышка», «На море», «Сын»). Для других – субъективный момент, интенсивно введенный в искусство импрессионизмом, когда все пропускается сквозь призму собственных чувств и ощущений («Мисс Гарриет», «Лунный свет»). Субъективное начало углубляет объективное видение Г. де Мопассана, позволяя открыть и в природе, и в человеческой жизни бесконечное разнообразие тонов и оттенков, существующих в каждом цвете и в каждом переживании. Писатель создает яркие зримые пейзажи, подобные живописным полотнам. Природа у Г. де Мопассана никогда не бывает безразлична к человеку, она всегда окрашена его живой эмоцией любви, нежности или разочарования. С этой точки зрения интересен роман «Жизнь», который по сути является не романом событий, а романом по-импрессионистски подвижных душевных состояний его героини Жанны.

Поль Верлен (1844-1896) - крупнейший французский поэт-символист. В начале литературной деятельности Верлен примыкал к парнасцам. В его ранних поэтических сборниках ("Сатурнические поэмы", 1866; "Галантные празднества", 1869) совершается постепенный переход от свойственной парнасцам любви к статичной красоте, материальной осязаемости вещественного мира к нереальности мира декораций, растворению всего материального в зыбкости воспоминаний и воображения. В передаче настроений, мгновенных ощущений заметно влияние эстетики импрессионизма.

"Добрая песня". В еще большей степени стремление заменить "живопись" стиха, его парнасскую пластичность на "музыку" выражено в сборнике "Добрая песня" (1870). Так, например, стихотворение "И месяц белый...", состоящее из предельно коротких строк и простых слов, поражает не поэтической образностью, а музыкальностью звуков:

И месяц белый в лесу горит, и зов несмелый С ветвей летит, нас достигая... О, дорогая!

Но в том же сборнике можно встретить стихи, в которых доминирует не музыкальность, а живописность "Гул полных кабаков..."

Главный идеолог и глава натурализма Эмиль Золя был одним из немногих, кто поддержал импрессионистов в начале их пути. Золя в 1860-х годах видел в импрессионистах своих союзников и защищал их от нападок консерваторов. Более того, писатель-натуралист в известном смысле стал теоретиком, обосновывавшим принципы импрессионизма. Золя пытался сопрягать импрессионистическую и натуралистическую эстетики, или, вернее, подменять одну другой. Суть импрессионизма Золя видел в "точности передачи впечатления от природы". В импрессионистическом требовании передачи впечатления для Золя звучало натуралистическое требование точно следовать за природой. Золя считал, что художник должен на холсте запечатлеть свое отношение к природе и показать ее "такой, какой он ее видит", отразить жизнь в ее бесконечных изменениях. В сборнике статей "Мой Салон" Э. Золя без всяких оговорок относит Мане к натуралистам, поскольку тот "ничего не может делать без природы". Любимый лозунг Золя: "Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент" вполне может служить определением импрессионизма. То есть для Золя идеи импрессионизма - естественное продолжение его собственных убеждений.

Пример. Перед голодным Клодом Флораном Центральный рынок выступает как гигантское брюхо столицы Франции, которое переваривает несметные запасы пищи, источник жизни сытой и самодовольного города, как гладкий буржуа: "Клод... ругал Толстых, говоря, что они победили. Вокруг него были одни Толстые, - с круглыми животами; почти щелкая от здоровья, они приветствовали новый день замечательного пищеварения... Полосы сала и половины свиных туш, подвешенные на мраморных стенах, дополняли картину, выставляя живот, победное брюхо". Ключевыми в нем отрывке есть слова, связанные с едой и насыщением "брюхо", "толстый", "пищеварение", "сало", "свиная туша". Не случайно Мопассан назвал этот роман "симфонией сыров", заявив, что "данная книга пропитана запахом рыбы, которую везет в порт рыбацкая лодка, веет от нее свежестью овощей и тяжким дыханием прелой земли". Маленький парадокс: сам Золя знал вкусностей и был довольно-таки упитанным, чем многие современники, увидев его впервые, удивлялись, ведь представляли автора подобных строк как некоего желчного аскета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...