Эстетические и философские основы «Новой драмы». Творчество Х.Ибсена. «Кукольный дом» как пример драмы идей». Особенности композиции.
С творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме (которая сменяет романтическую драматургию) — драмы идей. Новая драма – это условное обозначение тех новаций, которые заявили о себе в европейском театре 1860-1890гг. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии. Новая драма поднимает злободневные проблемы, обличает пороки буржуазного общества и изображает живых людей, а не исторических героев. Создает эффект 4ой стены (эффект реальной жизни).Для нее очень важен подтекст. Новая драма содержит в себе элементы символизма, реализма и натурализма. Однако Х. Ибсен не сразу пришел к «Новой драме». Его творчество можно разделить на несколько этапов. В первый период, охватывающий примерно полтора десятилетия — от конца 1840-х до середины 1860-х (до создания всемирно известной драмы «Бранд» и отьезда в Европу), Ибсен увлечен проблемами «национальной романтики». Объект изображения для него — средневековая история, прошлое Норвегии и, шире, Скандинавии: Ибсен обращается к фольклору, изучает легенды и саги древних скандинавов. Эти источники стали основой его драматургических произведений раннего периода. В ранний период творчества Ибсен пишет пьесы «Иванова ночь» (1853), «Пир в Сульхауге» (1856), «Фру Ингер из Эстрота» (1855), «Воители в Хельгеланде» (1857) и «Борьба за престол» (1863). В 1864 году Ибсен уезжает из Норвегии и пишет пьесы «Бранд» и «Пер Гюнт», которые являются переходными произведениями между романтической и новой драмой. Вторая половина 1870— начало 1880-х— новый этап в творчестве Ибсена. Драматург переходит на почву реальных проблем и характеров, создает пьесы социально-психологические, обращенные к живой современности. Их называют «драмами идей» или «драмами-дискуссиями».
В «драме идей» конфликты заключаются в столкновении человека с враждебной ему действительностью и содержат в себе идеи важные для всего общества. Например, в «Кукольном доме» поднимаются проблемы гендерного и социального неравенства. Главное в этой драме не интрига, а выявление причин тех или иных поступков и раскрытие внутреннего мира персонажей. Поэтому «драма идей» часто имеет ретроспективную композицию, завязкой служит событие, совершившееся ранее, что мы также можем наблюдать в «Кукольном доме». Происходит перенос внимания с внешнего действия на внутренний мир персонажа, перенос с действия на разговор, оценку, рефлексию, анализ. «Драма идей» часто имеет открытый конец, который втягивает зрителей в размышление над поднятыми автором проблемами. «Враг народа» знаменует переход к заключительному этапу творчества Ибсена, длившемуся около полутора десятков лет. За это время им было написано восемь пьес: «Дикая утка» (1884), «Росмерехольм» (1886), «Женщина с моря» (I888), «Гедда Габлер» 1890), «Строитель Сольнес» (1892), «Маленький Эйольф» (1894), «Йун Габриэль Боркман» (1896) и «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» (1899). На заключительном этапе творчества манера Ибсена претерпевает заметные перемены: смягчается жесткость в обрисовке характеров, углубляется психологизм, слышатся ноты сострадания к «маленьким людям», гуманистическая интонация, нет прежней нетерпимости к человеческим слабостям и недостаткам. Возрастает роль символики в его стилистике.
В первом действии Ибсен вводит нас в атмосферу мнимого благополучия в семье Торвальда Хельмера, респектабельного адвоката, в судьбе которого ожидается благоприятный поворот: он должен вступить в высокооплачиваемую должность директора акционерного банка. Его жена Нора, несмотря на рождение троих детей, сохраняет неувядающую красоту. Их супружеские отношения овеяны нежностью, Торвальд ласково называет жену «белочкой», «птичкой», «мотовкой», намекая на ее пристрастие к дорогостоящим покупкам. Но более ничто не угрожает семейному бюджету, и Торвальд великодушно ссужает Нору деньгами. Отныне на семейный очаг Хсльмеров не будет ложиться «некрасивая тень зависимости». Но все не так благостно. Нора, этот взрослый ребенок, «куколка», озабоченная лишь детьми и обустройством своего семейного гнездышка, отнюдь не беспечная баловница судьбы, какой видится поначалу. Нора доверяет своей приятельнице фрау Линне тайну. В первым год замужества, когда Хельмер тяжело заболел и нуждался в лечении на юге, в Италии, Нора взяла взаймы под расписку большую сумму денег у Крогстада, подделав подпись своего отца на заемном письме. Отец в то время был при смерти, и Нора не решилась его побеспокоить. По небрежности она поставила число, когда отца уже не было в живых. Крогстад узнает о подлоге Норы, когда-то он сам совершил аналогичное преступление и был за это уволен. Теперь он просит Нору выхлопотать для него у Торвальда место в банке. Но тот отказывает ему. Тогда Крогстад начинает шантажировать Нору. Между тем долг давно погашен благодаря усилиям Норы, которая тайно подрабатывала и расплачивалась с Крогстадом. Получив отказ Хельмера, Крогстад угрожает раскрытием тайны, что нанесет непоправимый урон репутации Хельмера и может стоить ему новой должности. В отчаянии Нора думает о самоубийстве. Положение спасает фрау Линне: давняя мечта Крогстада о браке с этой женщиной может осуществиться. Крогстад отказывается от шантажа, но угрожающее письмо Хельмсру уже отправлено.
Подобный поворот драматического сюжета позволяет Ибсену обнажить сущность внешне респектабельного Хельмера. Страх за свою репутацию вызывает у него «праведный гнев»: он оскорбляет Нору, называет ее преступницей, грозит отлучить от детей. Правда, когда приходит спасительное письмо от Крогстада, отказывающегося от своих требований, Хельмер мгновенно перестраивается. Нора вновь превращается для него в «куколку» и «птичку». Но героиня уже прозрела: перед ней обнажились фальшь их брака и подлинная сущность се мужа, забывшего, кому он обязан своим спасением. В уста Норы вложены ключевые слова, объясняющие значение метафорического заголовка пьесы: «Весь наш дом был только большой детской. Я была здесь только куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. Тебе нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и зибавляюсь с ними. Вот в чем состоял наш брак, Торвальд». Нора не приемлет более «кукольного» существования. Ведь кукла — красивый, приятный объект забавы, игры и от нее вовсе не требуйся интеллекта, души, внутренней жизни. Хельмер за все годы их супружества ни разу не удосужился поговорить с ней серьезно, А первое же настоящее испытание показало, чего стоит их брак. Теперь для нее ясно — они с мужем чужие. Быть с ним под одной крышей — значит продавать себя за комфорт и материальное благополучие. Нора решается на ответственный поступок — уходит из дома. И к удивлению для себя Торвальд понимает, что Нора уже не вернется. До Ибсена в семейных драмах преобладали разного рода любовные коллизии, сюжет часто строился на адюльтере, измене — этой фатальной угрозе брака. Ибсен подошел к проблеме супружества с новой, неожиданной стороны. Он показал внутреннюю фальшь буржуазного супружества, внешне благополучного, но основанного на неравенстве. Ибсена упрекали в том, что с житейской, психологической точки зрения разрыв Норы с Хельмером мало убедителен, забыв, что в театре — немало условного. Драматург не просто показал духовный рост героини. Открытый финал пьесы лишь заострил поставленную в ней проблему. В Норе видятся черты «новой женщины», создав ее образ драматург опережает сное время, заглядывает в завтрашний день.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|