Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последнее наставление «Бхагавад-гиты»




Глава 2: Ключ к успеху — сотрудничество

Дословно слово «санкиртана» означает «совместный киртан». Вся наша практика основана на сотрудничестве и духовном общении, что в свою очередь сильно отличается от практики имперсоналистов и йогов-мистиков, которая строится на уединенной медитации и личном развитии. Преданные являются олицетворением пословицы «Вместе мы сила, поодиночке мы падем».

 

«Я здесь единственный садовник. Сколько мест смогу Я обойти? Сколько плодов смогу собрать и раздать? » (Ч. -ч., Ади, 9. 34)

 

Комментарий: «Здесь Шри Чайтанья Махапрабху указывает на то, что распространять маха-мантру Харе Кришна нужно совместными усилиями многих людей. Хотя Он Сам Господь, Верховная Личность, Он сокрушается: „Как Я могу действовать в одиночку? Как Я один могу собрать эти плоды и раздать их повсюду? “ Это указывает на то, что преданные всех уровней должны объединить свои усилия, чтобы распространять маха-мантру Харе Кришна, независимо от времени, места или обстоятельств».

 

Хотя у Шрилы Прабхупады было всего несколько книг и совсем не было денег, он основал «ИСККОН» в одиночку, потому что олицетворял в себе все качества вайшнава. Он обладал полным знанием и всеми необходимыми качествами и способностями для того, чтобы начать и распространить Движение санкиртаны, однако никто из нас не может претендовать на подобные свершения. В лучшем случае каждый может проявить некоторый процент одного или нескольких качеств Шрилы Прабхупады; поэтому единственный шанс сохранить это Движение и продолжать его распространять — это сотрудничество. Е. М. Пита Прабху делится своими воспоминаниями о последних днях Шрилы Прабхупады:

«Однажды в комнате Шрилы Прабхупады собрались все преданные. Бхавананда, Гирирадж, Джаяпатака Махарадж, Сатсварупа Махарадж, Джайадвайта, Панча Дравида — все они были там. Прабхупада сказал: „Ни в одном из учеников я не вижу проявления моих качеств. Но, смотря на какого-нибудь ученика, я вижу некоторые качества. А если посмотреть на них вместе, то безусловно я вижу как мои качества проявляются в той или иной степени. Поэтому у меня есть надежда, что это Движение будет продолжаться. Ваша любовь ко мне проявится в том, насколько хорошо вы будете сотрудничать“».

Последнее наставление «Бхагавад-гиты»

 

В «Бхагавад-гите» Кришна обсуждает множество разных тем. Он начинает с санкхья-йоги, эмпирического знания о том, что я не тело, различие духа и материи. Также Он объясняет науку о Боге, о Себе Самом, и то, как, исполняя свои предписанные обязанности, мы можем приблизиться к Нему. Эти темы относятся к карма-йоге: в основном это главы 3, 4 и 5. Карма-йога означает оставаться в своем материальном положении и выполнять свои обязанности, но эти плоды предлагать Кришне. В каком-то смысле это предварительный процесс, но он очень важен. Карма-йога предлагает простой метод, с которого можно начать.

 

Например, мы нуждаемся в пище. Мы знаем, что вкушать необходимо только прасад, и, строго говоря, прасад — это то, что готовят для Божеств по высоким стандартам, для удовлетворения Господа. Но у нас нет возможности питаться только в храме, мы также вкушаем и дома. Так что же делать? Если мы еще не научились готовить исключительно для удовлетворения Господа, тогда можно готовить в соответствии со стандартами, то что хочется, но прежде чем есть самому, предлагать эту пищу Господу. Другими словами, если мы еще не достигли уровня чистой преданности, по крайней мере мы можем предлагать Господу плоды своего труда в соответствии с авторитетным руководством старших. Это и есть пример карма-йоги — еще не чистая преданность, однако хорошее начало.

 

Карма-йога выполняется без ожидания, т. е. мы просто предлагаем плоды своего труда Господу, не ожидая материальной выгоды. В отличии от поклонения полубогам, которое обычно напоминает своего рода бизнес, карма-йога уже подразумевает желание просто удовлетворить Кришну. Именно поэтому в своих комментариях Шрила Прабхупада не делает строгого различия между карма-йогой и бхакти-йогой и оба термина переводит как «преданное служение». В каком-то смысле между ними нет разницы, это как ступени одной лестницы.

 

Однако в строгом смысле существует тонкая грань между карма-йогой и чистой бхакти-йогой, чистым преданным служением. В карма-йоге человек все еще привязан к определенному виду деятельности, т. е. продолжает выполнять свои обязанности, но плоды посвящает Кришне. Чистая бхакти-йога — это немного другое: мы делаем не то, что сами хотим, а то, чего хочет от нас Господь. Это требует более высокого уровня предания: от начала и до конца все действия без колебаний предназначены для удовлетворения Бога.

 

Пример такого предания — Арджуна на поле битвы Курукшетра. Если бы Арджуна сражался ради царства, богатства и власти, ради победы, а в конце посвятил плоды Кришне, возведя храмы, проведя жертвоприношения и пр., то это была бы карма-йога. Но мы видим, что с самого начала Арджуна не хотел сражаться, он предпочел бы уйти в лес или жить на подаяния. Однако, услышав «Бхагавад-гиту», он стал сражаться, максимально используя свои способности, но не потому, что сам хотел этого, а потому, что таково было желание Кришны. Кришна сказал Арджуне: «Я хочу чтобы ты сражался не ради царства, а ради Меня, именно это доставит Мне удовольствие».

 

Это тонкое отличие карма-йоги от бхакти-йоги. Бхакти-йога считается выше, поскольку она тяжелее. Нужна отрешенность и зрелость, потому что без зрелости это будет имитацией: «Хочу быть чистым преданным, хочу быть важным, хочу просто все оставить и предаться». Но если предпринимать попытки к отречению, оставаясь привязанным к стольким вещам, лишь из чувства разочарованности или желания славы и признания, то долго это не продлится — несколько месяцев или может пару лет. Это имитация, и в ней нет никакой пользы. Это как раз то, что Кришна просит Арджуну не делать.

 

Зрелость означает, что мы действуем из правильных мотивов и твердо убеждены в том, что делаем. Поэтому Кришна говорит «сарва-дхарман паритйаджйа» («просто предайся Мне») в конце, а не в начале, «Бхагавад-гиты». Сначала надо понять всю «Бхагавад-гиту» и практиковать то, что в ней сказано, начиная с «я не тело», затем карма-йога, а затем все остальное, вплоть до развития полного отречения и зрелости, которые позволят без остатка предаться Кришне.

 

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

 

«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего». (Б. -г., 18. 66)

 

Но «сарва-дхарман паритйаджйа» еще не окончательное наставление «Бхагавад-гиты», есть продолжение, через два стиха Кришна подводит итог:

 

«Тот кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретет дар чистого преданного служения и в конце жизни вернется ко Мне. В этом мире для Меня нет и никогда не будет слуги дороже, чем он». (Б. -г., 18. 68-69)

 

Это последнее наставление Кришны в «Бхагавад-гите». Если у вас есть кто-то очень дорогой, например ваш духовный учитель, последнее наставление, последние слова, которые он произнесет, будут обладать для вас особой ценностью. Скорее всего вы станете смотреть на все, что он сказал ранее, сквозь призму этих финальных слов. Последнее наставление, которое Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур дал Шриле Прабхупаде (в письме, которое он отправил за несколько дней до своего ухода) — проповедовать на английском языке; и мы видим, как серьезно воспринял эти слова Шрила Прабхупада. Даже Шанкарачарья, он проповедовал имперсонализм, однако его последние слова, обращенные к ученикам, звучали так: «бхаджа говиндам бхаджа говиндам бхаджа говиндам мудха мате» — «Глупцы, вы должны поклоняться Говинде! » Это самое важное наставление, которое он дал своим ученикам.

 

Подобным же образом, последние слова Кришны в «Бхагавад-гите» еще более сокровенны, чем «сарва-дхарман паритйаджйа», и на самом деле они представляют собой своего рода объяснение. Господь говорит: «Предайся Мне», а мы спрашиваем: «Как? » И сразу же Он объясняет: «Ты должен объяснять эту высшую истину другим». А затем Он заверяет: «Делая это, тебе гарантировано чистое преданное служение, и в конце жизни ты придешь ко Мне».

 

Кто-то может возразить: «Но ведь Он говорит объяснять это преданным! Зачем же тогда выходить с книгами на улицу? ». В каком-то смысле все являются преданными. Кто не является душой? И откуда пришла душа? С кем она вечно связана? В высшем смысле все являются преданными и связаны с Кришной. Это естественное состояние души. Проблема заключается в том, что некоторые души забыли об этом, и поэтому принимают так много ложных отождествлений, форм, желаний и действий под покровом иллюзии. И эту задачу нам необходимо решить. Нам нужно воссоединить эти души с Кришной, а затем мы сможем объяснять им «Бхагавад-гиту», чтобы мы тоже смогли вернуться домой обратно к Богу. Шрила Прабхупада объясняет в одном из комментариев:

 

«Обычно «Бхагавад-гиту» рекомендуют обсуждать только в кругу преданных, ибо непреданные не способны постичь Кришну и «Бхагавад-гиту». Те, кто отказывается принять Кришну таким, как Он есть, и «Бхагавад-гиту» такой, как она есть, не должны комментировать ее на свой лад, чтобы не попасть в разряд богохульников. «Бхагавад-гиту» нужно объяснять людям, которые готовы признать Кришну Верховной Личностью Бога. Это писание предназначено только для преданных, а не для философов-эмпириков. Однако тот, кто искренне старается объяснить суть «Бхагавад-гиты», не искажая смысла, будет прогрессировать в преданном служении и в конце концов станет чистым преданным Господа. А чистое преданное служение без сомнения приведет его домой, к Богу». (Б. -г., 18. 68, ком. )

 

Проповедь и распространение книг — окончательное наставление «Бхагавад-гиты», не удивительно, что Шрила Прабхупада делает такой большой акцент именно на этом. Как чистый преданный Кришны, он всегда заботится о нашем высшем благе, желая, чтобы мы проповедовали и стали дороги Кришне, и смогли присоединиться к Нему в духовном мире. В наше время мы порой забываем о том, что Шрила Прабхупада организовал общество ИСККОН вокруг проповеди. Оно подобно большой проповеднической машине, работающей с единственной целью — вернуть души обратно домой, к Богу. И сделал он это не только для блага других, но и для нашего же блага.   

 

Е. С. Тамал Кришна Госвами: «Раньше только редким удачливым душам, посещавшим храм, удавалось встретить преданных. Однако теперь, благодаря санкиртане, десятки тысяч людей попали под успокаивающие потоки дождя милости Господа Чайтаньи. Все это произошло благодаря милости нашего духовного учителя. Своим сильным желанием и личным примером он вдохновлял нас взять на себя роль проповедников. Хотя нам может и не хватать сострадания для того, чтобы облегчить мучения обусловленных душ, оно было у Прабхупады. Только силою его приказа мы получили полномочия выходить и предлагать милость Кришны другим. Вдохновляя нас передавать сознание Кришны обусловленным душам, Прабхупада поделился с нами самым сокровенным служением Господу. Мы не понимали желание Кришны, но, следуя указаниям Прабхупады, мы получили благословения Господа Чайтаньи, и в результате наши сердца смягчились, очистились санкиртана-ягьей». («Слуга Слуги», гл. 2)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...