Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Садху-санга и социальное общение




 

Мы часто слышим о славе и важности садху-санги, общении с преданными. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами выделяет 64 принципа преданного служения, которые описаны Шрилой Прабхупадой в книгах «Нектар преданности» и «Учение Шри Чайтаньи». Из этих 64 принципов, пять особенно важны, поскольку, соблюдая эти пять принципов, остальные обычно выполняются автоматически:

 

«... из них самыми важными являются следующие пять: 1) общаться с преданными; 2) петь святое имя Господа; 3) слушать «Шримад-Бхагаватам»; 4) жить в святом месте, таком как Матхура или Вриндаван; 5) служить Божеству с глубокой преданностью. Рупа Госвами в своей книге «Бхакти-расамрита-синдху» особо выделяет эти пять видов практики преданного служения». («Учение Шри Чайтаньи», гл. 12)

Из этих пяти принципов один является наиважнейшим — общение с преданными. Общаясь с преданными, мы автоматически слушаем и воспеваем святые имена, слушаем обсуждения «Шримад-Бхагаватам», служим божеству и живем в святом месте (так как чистые преданные сами по себе являются местом паломничества). На самом деле, просто общаясь с преданными, мы учимся выполнять все 64 правила.

 

Действительно, общение с преданными — основа преданного служения. Благодаря общению мы развиваем веру, берем обязательства по исполнению преданного служения, прогрессируем и, наконец, становимся абсолютно счастливы, свободны от невзгод материального мира.

 

«„В начале должна быть вера. Затем появляется интерес к общению с чистыми преданными. После этого человек получает посвящение от духовного учителя и следует под его руководством регулирующим принципам. Таким образом ученик освобождается от всех вредных привычек и утверждается в преданном служении. После этого у преданного появляется вкус и привязанность. Таков путь садхана-бхакти, практики преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Мало-помалу углубляются эмоции, и в итоге пробуждается любовь. Так постепенно в преданном, у которого появился интерес к сознанию Кришны, развивается любовь к Богу“». (Ч. -ч., Мадхья, 23. 14–15)

Загвоздка в том, что сегодня мы часто забываем значение термина «садху-санга». Вместо воспевания святых имен, обсуждения писаний, служения и проповеди часто мы занимаемся социальным общением — обсуждаем чужую жизнь, делимся своими материалистичными мыслями, занимаемся праджалпой и так далее. После такой «садху-санги» мы не испытываем сильного духовного вдохновения. Того хуже, новые преданные из-за отсутствия хорошего общения думают, что садху-санга означает посиделки и разговоры о своей жизни.

 

Естественно, что каждому нужны друзья, чтобы время от времени открывать ум и сердце, обсуждать проблемы и т. п., но это нельзя считать главным аспектом преданного служения.

 

«„Праджалпа“ означает нести всякую чушь. Предположим политика. „Что мистер Никсон сделал или сказал вчера? “ Какое нам дело до мистера Никсона? Мы не должны тратить время, обсуждая эту политику, ту политику, эту социологию, это кино, эту аферу, нет. Мы не имеем к этому никакого отношения. Это называется „праджалпа“ — бесполезные разговоры. Разговоры уменьшают продолжительность жизни. Болтовня. Так зачем нам без необходимости укорачивать свою жизнь? Мы должны правильно использовать каждое мгновение: „Оно используется для Кришны? “ Это садхана. Это садхана, практика. Бесполезные разговоры, бессмысленное наживание врагов. Бессмысленно: „Ты мой подчиненный. Я твой господин“. Кто является господином? Все слуги Кришны. Никто не может быть господином. Зачем вы говорите без нужды и пользы? » (Лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» (1. 16. 6) от 3. 01. 1974 г. )

 

На самом деле «болтать ни о чем» довольно опасно для духовной практики. Такие разговоры делают сознание материальным и подрывают развитие духовного сознания. В комментарии к «Шри Упадешамрите» Шрила Бхактивинода Тхакур выделяет восемь видов праждалпы, которая отравляет преданность:

 

● бесполезные разговоры (не о Кришне или преданном служении);

● споры (ссоры);

● слухи и сплетни (критика других, чтобы укрепить свою репутацию);

● дебаты (проявление желания доминировать);

● придирчивость и выискивание недостатков в других людях;

● ложь;

● мирские разговоры, лишенные сознания Кришны;

● и поношение преданных (самое худшее).

 

Праджалпа вредит не только сознанию, стягивая его на мирской уровень, но также разрушает отношения между преданными, поскольку неизбежно ведет к сплетням, интригам и ссорам. Она не укрепляет нашу связь, а ослабляет ее. В своих молитвах царица Кунти отмечает, что мирские разговоры и социальная активность ведут к разногласию и ссорам: «Раздоры же между живыми существами возникают только на почве социальных отношений». (Бхаг., 1. 8. 28)

Настоящая садху-санга описана в «Бхагавад-гите» (9. 14, 10. 9):

 

« Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью".

«Все мысли Моих чистых преданных поглощены Мной, и вся их жизнь посвящена Мне. Всегда делясь друг с другом знанием и беседуя обо Мне, они испытывают огромное удовлетворение и блаженство».

Комментарий: «Чистые преданные, описанные в этом стихе, целиком посвящают себя любовному служению Господу. Их умы постоянно сосредоточены на лотосных стопах Кришны, и они говорят только на духовные темы. Здесь описаны отличительные черты чистых преданных. Такие преданные день и ночь прославляют качества и деяния Господа. Их сердца и души всегда погружены в Кришну, и, говоря о Нем с другими преданными, они получают от этого огромное удовольствие».

Е. М. Тамал Кришна Махарадж рассказывает в воспоминаниях о Шриле Прабхупаде, что было время в ранние годы, когда он и Вишнуджана Махарадж не могли найти общий язык, на что Шрила Прабхупада посоветовал им вместе проповедовать. Это лучший способ укрепить связи между преданными: проповедуя вместе, мы естественным образом развиваем взаимное восхищение и дух сотрудничества, командный дух. Мы осознаем, что у нас общая цель, которая заключается в борьбе с майей и распространении Движения санкиртаны.

 

Еще одно полезное упражнение — это обсуждать друг с другом разные философские точки зрения и комментарии из книг Шрилы Прабхупады. Это простая практика — один читает, а остальные комментируют с различных точек зрения, приводя другие ссылки, практический опыт и т. д. Такие философские обсуждения — очень могущественный вид садху-санги и могут проводиться даже среди новичков. Программа бхакти-врикша во многом основана на таких обсуждениях, и мы видим, что такой формат приносит ощутимый результат.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...