Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 19. Приемы изучения хронологии и картографического материала




Целью занятия является осознание специфики приемов изучения хро­нологии и картографического материала, рассмотрение наиболее упот­ребительных в школьной практике приемов, их роли в обучении истории. В процессе практической работы необходимо выявить возможности ор­ганизации познавательной деятельности учащихся на трех уровнях позна­вательной самостоятельности при изучении картографического и хроно­логического материала.

План:

1. Специфика приемов изучения хронологии.

2. Примеры хронологических приемов и виды познавательных заданий учащимся.

3. Приемы изучения картографического материала.

4. Типология познавательных картографических заданий.


Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. — С. 116—120.

Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972. С. 17—35.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. — М., 1985. — С. 49—84.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения исто­рии в средней школе. — М., 1971. — Параграфы 12, 17, 20, 21, 24.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 98—115.

Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. — Ростов-на-Дону, 1997.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997. — С. 125—139.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории. Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 132—143.

Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе. Пособие для учителей. — М., 1962.

Линко Г.М., Петрова Е.В. Работа с хронологией в школе: Пособие для учите­ля. — Л., 1960.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 154—170.

Работа с картой на уроках истории / Сост. Г.И. Самсонова. — Якутск, 1991.

Содержание занятия:

1—2. Работа с хронологией при обучении истории предполагает постепенность развития временных представлений учащихся с по­мощью системы приемов. Усвоить хронологию позволяют такие приемы, как образное обозначение даты или образная характери­стика века; составление ленты (линии) времени; календарей собы­тий и хронологических комплексов; хронологических и синхрони­стических таблиц.

Проанализируйте и охарактеризуйте следующие приемы по изучению хронологии на уроках истории в школе:

1. Составление лент (линий) времени — прием, заключающийся в графическом изображении исторического времени (мелом на дос­ке или на бумаге). Иногда ленты времени выполняются в цвете, со­провождаются аппликационным материалом. Какое значение это имеет в изучении хронологии? Придумайте примеры познаватель­ных заданий учащимся по ленте времени на:

определение длительности исторических событий или их про­должительности (начало и конец);


• установление временных связей между событиями (что раньше, позже, насколько, какое событие следовало за..., какое предшествовало);

• выявление синхронности исторических событий (что было там, когда здесь происходило...).

2. Ознакомьтесь со следующей группой заданий для учащихся
по изучению хронологии. Каким уровням познавательной самостоя­
тельности учащихся будут соответствовать эти задания? В каком
случае их следует применять, на каких уроках? Какие бы еще зада­
ния вы могли добавить?

• Что было раньше: установление республики в Риме (510 г. до н.э.) или реформы Солона в Греции (594 г. до н.э.)?

• Сколько лет тому назад Перикл впервые стал стратегом?

• Определите, кто из королей жил раньше: английский король Генрих VII Тюдор или французский король Филипп IV.

Вспомните даты Столетней войны; определите, какие из пе­
речисленных событий происходили в это время и в каких странах:

выпуск первой печатной книги в Европе;

первое заседание английского парламента;

битва на Косовом поле;

восстание под предводительством Уота Тайлера;

первое заседание Генеральных штатов;

гуситские войны;

падение Византийской империи;

Жакерия.

• Составьте календарь событий, связанных с борьбой русского народа против монголо-татарского нашествия. В каком случае эти даты станут хронологическим комплексом?

• Пронумеруйте в соответствии с хронологической последова­тельностью: оборона Порт-Артура; денежная реформа СЮ. Витте; образование Антанты; основание партии эсеров; начало аграрной ре­формы П.А. Столыпина.

• Вычеркните лишние даты, обозначающие события, не относя­щиеся к данному ряду: 486; 1066; 799; 1204; 1265; 1453; 1302; 1903; 1934; 1986.

• Расставьте в хронологической последовательности:

абсолютная монархия; феодальная раздробленность; раннефеодальное государство; сословная монархия.

3. Что общего между приемом образного обозначения века и кар­
тинным описанием? Относится ли образная характеристика века к
образно-эмоциональным приемам? Для ответа прочитайте следую­
щую характеристику VI в. до н.э.


Текст

Пройдет время и историки проведут между столетиями незыб­лемые границы и отведут каждому веку свое особое место. Они четко определят, чем наступающий VI в. до н.э. отличается от предыду­щего VII в. до н.э. и последующего V в. до н.э. А греки об этом и не догадывались. Они возделывали поля и виноградники, собирая скуд­ный урожай, отправлялись в плавания, стараясь не терять из вида своих берегов, возводили крепостные стены, сооружали храмы, ос­новывали колонии в чужих землях. И воевали друг с другом, чтобы привести к власти угодных правителей и установить свои законы. VI в. до н.э. завершил историю Древнего Востока. Исчезли царства ассирийцев, вавилонян, египтян, финикийцев, и на их месте раски­нется гигантская Персидская империя. Слово фараон исчезнет из лексикона, а Египет станет просто провинцией. И для Греции VI в. до н.э. станет веком перемен: он сокрушит старое, архаическое и из­менит управление в маленьких государствах, расположенных в раз­ных частях этой необыкновенной страны. Именно поэтому VI в. до н.э. так бурно начался, начался с упорной борьбы нового со ста­рым, начался с реформ, что означает преобразование, изменение.

4. Чем отличается хронологический календарь от хронологическо­го комплекса?

5. Составьте синхронистические таблицы двух типов — на основе фиксации наиболее важных исторических событий и явлений, проис­ходивших в разных странах примерно в одно и то же время или проис­ходивших примерно в одно и то же время в разных сферах обществен­ной жизни одной страны. В чем различие между синхронистически­ми и хронологическими таблицами? А что у них общего?

6. Как влияет характер материала на отбор хронологических прие­мов? От каких факторов будет зависеть их выбор?

7. В чем проявляется специфика этих приемов? Считаете ли вы их вспомогательными или основными?

8. Какие наглядные средства обеспечивают усвоение учащимися хронологии?

9. Как учитывать возрастные особенности школьников при усвое­нии хронологии на уроках истории?

 

10. Как обеспечивается преемственность и последовательность в формировании хронологических умений учащихся?

11. Как использовать хронологические тестовые задания? Назови­те виды тестов.

3—4. Изучая роль и значение приемов работы с картой на уроках истории, следует обращать внимание на следующие вопросы: виды карт, используемых учителем истории; локализация исторических событий и явлений по карте или показ по карте; «оживление» кар-94


ты наглядными средствами; легенда карты и работа с ней учащихся; вычерчивание объектов на контурной карте.

Вопросы и задания для обсуждения: 1. Чем отличаются обзор­ные карты от общих, схематические от тематических? 2. Назовите виды исторических карт. Определите вид следующих учебных карт:

«Русское государство в XVI в.»,

«Карта мира в 1763 г.»,

«Европа в XI—XII вв.»,

«Тарутинский маневр»,

«Крестьянская война и борьба против польской и шведской ин­тервенции»,

«Первая русская революция»,

«Расширение русского государства в XIV—XVI вв.»,

«Гражданская война в 1918—1922 гг.».

3. Как можно учеников научить читать историческую карту? 4. Чем исторические карты отличаются от географических? С какой целью привлекаются на уроки истории географические карты? Как они ис­пользуются в работе? 5. Конкретизируйте следующие задания по исто­рическому атласу: а) зная территорию восстания, определить состав восставших; б) сравнить экономическое положение страны в начале и середине века; в) сравнить экономические и политические процессы; г) сопоставить карты и охарактеризовать территориальные измене­ния. 6. От чего зависит выбор карты учителем? Какие типы карт при­меняются чаще, какие — реже? Почему? 7. Какие карты в настоящее время преобладают в атласах и учебниках? Как изменилось содержа­ние карт? Оцените современные карты в целом. 8. Что такое локали­зация исторических событий и явлений по карте? Какие правила долж­ны знать учащиеся, чтобы эффективно использовать этот прием? 9. Какие наглядные средства применяет учитель для «оживления» кар­ты в процессе объяснения? Приведите примеры. 10. Назовите мето­дические условия заполнения учащимися контурных карт. Чем будет отличаться работа с ними в классе и дома?

Изучите фрагмент урока Г.И. Годера по работе с контурной картой; обратите внимание на разъяснение детям порядка выполнения зада­ния; составьте и выполните собственные задания по контурной карте.

Фрагмент урока

Завершая работу над разделом курса «Древний Восток», учитель предложил учащимся взять на дом задания № 1—2 на карте «Тер­ритория рабовладельческих государств древнего мира». К этому вре­мени контурные карты использовались в обучении около полутора месяцев, данному заданию предшествовали три—четыре домашние работы по картам.


Вызванный на уроке ученик читает первое задание: «Надпиши­те реки: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы».

Учитель: Покажи эти реки на настенной карте от истоков до устья, скажи, куда они впадают, в какой части света протекает каж­дая из них.

Ученик показывает реки на карте «Древние государства мира» и дает ответ.

Учитель: Объясни, с какой целью это задание дано на уроке ис­тории? Прочти название контурной карты, оно поможет дать пра­вильный ответ.

Последние вопросы побуждают учеников осмыслить задание, ус­тановить его связь с историческим материалом (ученик вспомина­ет, что первые в мире рабовладельческие государства образовались в долинах названных им южных рек).

Другой ученик читает следующее задание: «Закрасьте террито­рии первых рабовладельческих государств в III тысячелетии до н.э.»

Учитель: Покажи классу на настенной карте, какие районы ты будешь дома закрашивать.

Ученик показывает на карте не только долину Нила и Южное Междуречье, а территории всех известных ему государств Древне­го Востока.

Учитель обращается к классу. Кто заметил ошибку? Объясните, какие территории следует закрасить согласно заданию. Докажите с помощью условных обозначений на карте «Древние государства ми­ра», что ваш ответ правилен. Покажите на этой карте древнейшие рабовладельческие государства, важнейшие города древнего Егип­та и Междуречья. Где они были расположены?

11. Для чего нужно ученикам составлять легенду карты? Какие ори­гинальные значки, дополняющие легенду, вы можете предложить?

12. Назовите типичные ошибки в работе с картой учителя и учащих­ся. 13. Каковы особенности организации познавательной деятель­ности учащихся младших и старших классов при работе с картой?

 

14. Чем отличается работа над картографическими приемами на раз­личных уровнях познавательной самостоятельности учащихся?

15. Определите, на каких уровнях познавательной самостоятельно­сти учащихся даны следующие задания:

 

• показать по карте объект и определить словами его местополо­жение;

• найти исторический объект на карте по его словесному опи­санию;

• реконструировать событие путем вычерчивания объектов на карте или картосхеме;

• составить легенду карты и продумать обозначения (значки);


• разработать игровой сюжет по карте;

• составить свой маршрут путешествия по карте, план военных действий, сражений, которые могли бы развернуться во время во­енных действий;

• заполнить «слепую карту», нарисовав и подписав объекты по предлагаемым ориентирам.

 

16. Как методически грамотно использовать тесты для проверки кар­тографических знаний и умений? Какие виды тестов вам известны?

17. Что такое картографический диктант? 18. Что собой представля­ют игровые способы работы с картой, так называемые маршруты, пу­тешествия, походы? 19. Определите уровень познавательной самостоя­тельности учащихся при выполнении следующих заданий:

Задание 1

Прослушайте описания государств древнего мира и найдите их на карте:

а) Необъятны размеры государства, расположенного к востоку
от Средиземного моря. Широкие просторы пустыни Африки, Сред­
ней Азии, древняя земля Междуречья — все эти территории входят
в него. Граница этого государства выходит к семи морям. Только
Балканский полуостров вне власти правителя огромной державы.

б) Если из Малой Азии плыть на запад, то корабль причалит к
берегам известного полуострова. В южной его части расположено
маленькое рабовладельческое государство. Путешественника ждут
удобные бухты и гостеприимные хозяева. За несколько дней он не
только мог бы пересечь это государство несколько раз, но и позна­
комиться с соседними.

в) Высокие горы защищают надежно границы этого государства
от северных ветров и недругов. Занимает это государство целый по­
луостров. Военная мощь этого государства необъятна, и ни один пол­
ководец древности не решился начать с ним войну. И восточный
сосед этого государства на протяжении всей истории древнего мира
сохранял свою независимость.

Задание 2

По предлагаемым ориентирам-названиям областей, городов, осо­бенностям расположения стран определите названия феодальных государств, в которые они входили:

государство, включающее в себя Германию, часть Италии с Ри­мом, часть Бургундии и Чехию;

Тулуза, Наварра, Бретань, Шампань, Аквитания, Гасконь;

государство, включающее в себя в период наибольшего своего могущества южное побережье Черного моря и часть Северного по-


бережья Средиземного моря, столица государства — мост, соединяю­щий эти моря;

два города, которые являлись городами-республиками и контро­лировали торговлю с Востоком;

государство, включающее Аравию, Египет, Среднюю Азию, се­веро-восточную Африку, Испанию;

европейское государство-остров;

государство восточных славян.

Задание 3

Вам предлагаются ряды слов, которые обозначают страны, горо­да, названия государств. Они связаны чем-то общим, однако в каж­дом ряду есть лишнее слово, его надо назвать:

Англия, Франция, Португалия, Италия, Россия;

Тулуза, Наварра, Шампань, Саксония, Бретань;

Любек, Новгород, Лондон, Венеция, Брюгге;

Константинополь, Париж, Лондон, Гамбург, Прага;

Арабский Халифат, Священная Римская империя, империя Кар­ла Великого, Византийская империя, Российская империя, Осман­ская империя.

Задание 4

С какими историческими событиями связаны эти пункты: Иерусалим, Константинополь, Багдад, Дели, Каносса, Мекка, Ме­хико, Женева, Прага, Флоренция?

Задание 5

Какие европейские страны в средние века имели свои колонии в Америке, Африке, Азии?

Перспективные задания:

1. Разработайте один-два приема изучения хронологии (табли­цу, хронологический комплекс, календарь событий, ленту времени) и познавательные задания для учащихся. 2. Выпишите из учебника задания по хронологии, определите, какова их цель. Составьте соб­ственные задания. 3. Разработайте картографические задания учащимся на трех уровнях познавательной самостоятельности или проверочную работу по контурной карте. 4. Подготовьте задания для учеников, выявляющие их умения сравнивать исторические карты; читать условные обозначения и делать выводы, например о составе участников событий, о хозяйственном развитии. 6. Проанализируйте исторические карты из учебников 5—6 классов. Укажите, что и как


отмечено на картах: изменения границ, факты военной истории, па­мятники культуры... 7. Подготовьте рассказ-путешествие с исполь­зованием исторической карты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...