Социальные гарантии при потере работы и безработице
Социальные гарантии – это материальные условия, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданину при потере им работы и безработице. Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст. 2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции РФ, поскольку в ст. 37 уже предусматривается реализация права на труд в безопасных условиях, т.е. охрана труда. В статье 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает следующие виды социальных гарантий таким гражданам: ■ пособие по безработице; ■ выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; ■ возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице; ■ компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;
■ компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст. 178 и 180 (ч. 3) Трудового кодекса РФ; ■ оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности и родам; ■ оказание материальной помощи членам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т.д.), а также безработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты; ■ досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту. Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.
Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан А. Особенности трудоустройства инвалидов Для инвалидов установлены дополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этим законом устанавливаются квоты для инвалидов при приеме на работу, а государство осуществляет следующую сумму мероприятий: 1) предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов; 2) предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; 3) резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 4) стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 5) создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 6) создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организуется обучение инвалидов новым профессиям. Б. Особенности трудоустройства молодежи Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» изменил редакцию статей, регулирующих устройство молодежи, и эти положения также вошли в Трудовой кодекс РФ. Понижен возрастной критерий: вместо шестнадцатилетнего установлен пятнадцатилетний возраст приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане, достигшие 14-летнего возраста. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ. В соответствии со ст. 266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя. Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 268 ТК РФ) Дидактическая единица Тест № 1. Институт обеспечения занятости и трудоустройства входит _________ в часть трудового права: 1) общую; 2) особенную; 3) специальную; 4) дополнительную. Тест № 2. Нормы, регулирующие порядок подготовки кадров через центры занятости относятся к _________ отрасли трудового права: 1) общей; 2) особенной; 3) специальной; 4) дополнительной. Тест № 3. Исходя из положений Трудового кодекса РФ, трудовое право представляет собой важнейшую отрасль российского права, регулирующую при активном участии его субъектов трудовые отношения и _________ отношения, устанавливающую права и обязанности по труду субъектов трудового права и ответственность за их нарушение:
1) другие примыкающие и тесно с ними связанные; 2) другие примыкающие и производные от них; 3) другие примыкающие и тесно с ними связанные производные от них; 4) иные непосредственно связанные с ними. Тест № 4. Государственная служба занятости населения включает: 1) органы службы занятости, военкоматы, органы МВД, комиссии по делам несовершеннолетним и защите их прав; 2) Правительство РФ, Минздравсоцразвития РФ и службы занятости населения; 3) Роструд, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственные учреждения службы занятости населения; 4) Минздравсоцразвития РФ, департаменты по трудоустройству и биржи труда. Тест № 5. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и, как правило, приносящая им заработок или: 1) зарплату; 2) вознаграждение; 3) доход. Тест № 6. Занятыми считаются граждане: 1) осуществляющие предпринимательскую деятельность; 2) заключившие договор комиссии (комиссионеры); 3) проходящие альтернативную гражданскую службу; 4) проходящие обучение в 10-м классе очного общеобразовательного учреждения; 5) имеющие акции ОАО «Салют»; 6) временно нетрудоспособные; 7) являющиеся членами потребительского кооператива; 8) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; 9) осужденные к исправительным работам без лишения свободы. Тест № 7. Безработными признаются: 1) трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка; 2) граждане, признанные инвалидами; 3) граждане, не достигшие 16-летнего возраста; 4) граждане, достигшие 15-летнего возраста; 5) женщины, достигшие 50 лет, мужчины – 60 лет; 6) граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости; 7) граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней;
8) граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы. Тест № 8. Работа может считаться подходящей, если: 1) предлагаемый заработок не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; 2) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ; 3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в РФ. Тест № 9. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2) справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке; 3) инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют… Тест № 10. Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в: 1) вышестоящий орган службы занятости; 2) в суд; 3) вышестоящий орган службы занятости, а также в суд. Тест № 11. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать: 1) 6 месяцев подряд в течение 18 календарных месяцев; 2) 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев; 3)12 месяцев подряд в течение 18 календарных месяцев; 4) 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 10 календарных месяцев. Тест № 12. Размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице определяются: 1) законом о занятости населения в Российской Федерации; 2) постановлением Правительства РФ; 3) постановлением либо приказом Минздравсоцразвития РФ. Тест № 13. Минимальный размер пособия по безработице составляет: 1) минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом; 2) величину прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного в субъекте РФ; 3) 50% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на уровне РФ; 4) конкретную денежную сумму, устанавливаемую в определенном порядке. Тест № 14. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о:
1) дне явки гражданина; 2) времени появления; 3) времени регистрации; 4) времени заключения трудового договора. Тест № 15. Расходы по провозу имущества безработного гражданина к месту работы в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения компенсируются в количестве: 1) не свыше 500 кг на семью; 2) до 1000 кг на семью и до 150 кг для членов семьи безработного; 3) до 500 кг на безработного и до 150 кг для членов семьи безработного; 4) до 500 кг на безработного. Тест № 16. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: 1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) гражданину необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) необходимо переехать в другой населенный пункт. Тест № 17. Сохраняет ли гражданин статус безработного при прохождении профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии: 1) Да; 2) нет. Тест № 18. Максимальная удаленность мест подходящей работы от места жительства безработного определяется с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности: 1) органами местного самоуправления; 2) органами службы занятости; 3) объединением работодателей; 4) территориальным соглашением. Тест № 19. Обладает ли гражданин, имеющий направление органов службы занятости, преимущественным правом поступления на работу по сравнению с гражданином, непосредственно обратившимся к работодателю по поводу приема на работу: 1) да; 2) нет.
ГЛАВА 7. Трудовой договор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|