Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория когнитивного диссонанса




Теория когнитивного диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а так же их качественное многообразие. В тоже время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций, от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.

Единая концепция сознания и эмоций

Юрий Иосифович Александров формулирует представление об эмоциях с точки зрения системной психофизиологии. Системный подход позволяет более глубоко определить место эмоций в организации мозговых процессов. Проводится разделение между поведением и эмоциями, причем последние определяются как феномен сенсорной сферы, эквивалент сознания. Такое понимание эмоций заставляет иначе расставить акценты в понимании самого сознания. Согласно изложенному материалу: «Эмоции характеризуют реализацию систем, формирующихся на самых ранних этапах онтогенеза и обеспечивающих минимальный уровень дифференциации („хорошо-плохо“). Сознание характеризует реализацию систем, формирование которых на более поздних этапах развития обусловливает прогрессивное увеличение дифференцированности в соотношении организма и среды и усложнение поведения. Все системы направлены на достижение положительных адаптивных результатов поведения.

 

ГЛАВА 2. методика работы с молодыми людьми по формированию контроля и изучения эмоций.

Эксперимент проводился с27 февраля 2011года по 13 мая, работа проводилась  в виде индивидуальной работе с каждым испытуемым в специально отведенное время, а также по небольшим подгруппами. Время индивидуальной работе отводилось 45мин, время работы с подгруппами также составляло45мин.  В эксперименте участвовали 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 20\30 лет.

 Испытуемые были поделены на 2 равные группы по одинаковому количеству людей.

Эксперимент проводился с целью выявления уровня проявления регулярных процессов психики.

В данном эксперементе использовались методики: В. В. Бойко, Стилберга.

2. 1 Выявление уровня регулятивных процессов психики.

Эксперимент проводился с27 февраля 2011года по 2 мая, эксперимент проводился в виде индивидуальной работы с каждым испытуемым в специально отведенное время. Время индивидуальной работе отводилось 45мин. В эксперименте участвовали 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 20\30 лет.

Констатирующий эксперимент был организован по направлениям:

1)тестирования мужчин и женщин экспериментальной и контрольной группы.

2)анкетировании мужчин и женщин двух групп.

Использовались следующие методы работы:

Ø беседа

Ø диагностика

Ø анкетирование

Были поставлены следующие цели констатирующего эксперимента:

· выявить уровни эмоционального сгорания испытуемых

· оценить эмоциональное состояние во время эксперимента

1) Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) ( приложение 2)

Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»

По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Таблица эмоционального сгорания по В. В. Бойко

Фаза стресса СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

Переживание психотравмирующих обстоятельств
Неудовлетворенность собой
«Загнанность в клетку»
Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

Неадекватное эмоциональное реагирование
Эмоционально-нравственная дезориентация
Расширение сферы экономии эмоций
Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

Эмоциональный дефицит
Эмоциональная отстраненность
Личностная отстраненность (деперсонализация)
Психосоматические и психовегетативные нарушения

Вывод: Данный вид опроса показал следующий результат. У 60% испытуемых большой снижение «эмоционального сгорания». У 40% испытуемых «эмоциональное сгорание» не такое сильное. Во сносном большое эмоциональное сгорание наблюдается у одиноких молодых мужчин в вороте от 22-25 лет. У женщин в возрасте 25-28 лет.

Работа проходила в индивидуальное время отведенное каждому испытуемому. С 10 испытуемыми было сложно работать т. к они закрылись в себе и не хотели идти на контакт.

Исходя из данной таблицы, я провела дополнительные тесты на выявления каждого из предложенных вариантов эмоционального сгорания. Все результаты я отобразила в графиках №1, №2, №3.

Нужно отметить, что самое большое недовольство собой встречается у 80% одиноких женщин. Большинство одиноких мужчин довольны собой.

Личностная отстраненность и психосоматические психовегетативные нарушения были обнаружены только одного испытуемого (одинокий мужчина 22 года )

Данная работа проводилась с двумя подкупами. Результат обследования показал, что эмоциональное сгорание у людей двух групп примерно одинаковое. Я также отобразила результаты в графике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...