В любой беседе нужно:
| В беседе нельзя:
|
Описывать действия.
| Оценивать действия.
|
Видеть проблему и искать пути её решения.
| Видеть причину проблемы в виновности человека.
|
Удовлетворять свои и чужие потребности.
| Удовлетворять только свои потребности
|
Видеть ценность партнёра и щадить его " Я-образ"
| Задевать его " Я-образ", показывать недоверие.
|
Быть гибким
| Быть прямолинейным.
|
Уважать потребность людей в признании, уважении и самоутверждении.
| Не признавать право людей на уважение и ризнание.
|
Формировать установку на согласие. Задавать вопросы для ответов " Да"
| Задавать вопросы, предполагающие ответы " нет".
|
Излагать выгоду и пользу своего предложения для партнёра
| Делать упор на свои предложения.
|
Управлять эмоциями и выдерживать позицию на равных в спокойной уверенности.
| Допускать срывы, держать себя униженно или высокомерно.
|
Уходить от позиционной " войны" в область общих интересов и искать пути их удовлетворения.
| Отстаивать свою позицию упорно и несмотря ни на что.
|
Свои аргументы и доводы встраивать в рассуждения партнёра. Использовать его аргументы в своих возражениях и отражать в форме вопросов и ответов.
| " Вбивать" аргументы в партнёра. Свои возражения подавать в форме требований.
|
Брать на себя всю ответственность за всё происходящее.
| Обвинять партнёра в непонимании, упрямстве, перекладывать на него ответственность.
|
Иметь выбор вариантов и предлагать их.
| Останавливаться на первом приемлемом варианте.
|
Понимать язык поз и жестов партнёра и подстраиваться к нему.
| Игнорировать состояние партнёра.
|
Подавать обратную связь как отражение собственных чувств и состояния.
| Предлагать обратную связь в виде обвинений и негативной оценки личности партнёра или его действий.
|
Уточнять смысл высказываний партнёра, отражать своё понимание этого смысла.
| Поддаваться иллюзии: всё понятно без всяких уточнений.
|
Оформлять представления о конечном желаемом результате в виде конкретного решения.
| Формулировать цели беседы в терминах процесса (обсудить, достичь договорённости и т. д. )
|
Искать объективную почву для принятия соглашения.
| Использовать субъективные оценки и критерии.
|
Видеть плюсы и минусы своих и чужих предложений.
| Видеть только плюсы своих и минусы чужих предложений.
|
Относиться к партнёру как к другу.
| Относиться к партнёру нейтрально или враждебно.
|