Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 3. Шкала самооценки уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина). Бланк для ответов. Однако тревожность не является изначально негативным феноменом




Приложение 3

Шкала самооценки уровня тревожности (Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина).

Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

 

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

 

PT=∑ 1 - ∑ 2 + 50,

где ∑ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑ 2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

 

ЛТ = ∑ 1 - ∑ 2 + 35,

где ∑ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

 

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата________________________

 

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
Я спокоен
Мне ничего не угрожает
Я нахожусь в напряжении
Я испытываю сожаление
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я чувствую себя отдохнувшим
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я неврвничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряженности
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

 

Бланк для ответов

Фамилия________________________________ Дата________________________

 

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет

Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
Я испытываю удовольствие
Я очень быстро устаю
Я легко могу заплакать
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
Обычно я чувствую себя бодрым
Я спокоен, хладнокровен и собран
Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я вполне счастлив
Я принимаю все слишком близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Обычно я чувствую себя в безопасности
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
Я уравновешенный человек
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Приложение 4

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова)

Цель методики: Оценка стрессоустойчивости

Сферы применения: Выявление уровня стрессоустойчивости

Примечание по использованию: групповая, индивидуальная

Инструкция. Вам предлагается бланк-опросник с утверждениями. Обведите кружком подходящий для вас вариант по каждому утверждению. Чем искреннее будут ваши ответы, тем более точный результат вы получите.

Утверждение Редко Иногда Часто
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы
4. Я бываю настроен агрессивно
5. Я не терплю критики в свой адрес
6. Я бываю раздражителен
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым
9. Я страдаю бессонницей
10. Своим недругам я могу дать отпор
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность
12. У меня не хватает времени на отдых
13. У меня возникают конфликтные ситуации
14. Мне не достает власти, чтобы реализовать
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом
16. Я все делаю быстро
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

Далее: подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости по таблице:

Суммарное число баллов Уровень вашей стрессоустойчивости
51-54 53-50 49-46 45-42 41-38 37-34 33-30 29-26 25-18 1 – очень низкий 2 – низкий 3 – ниже среднего 4 – чуть ниже среднего 5 – средний 6 – чуть выше среднего 7 – выше среднего 8 – высокий 9 – очень высокий

Чем меньше, число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Каждый человек способен научиться владеть своим эмоциональным состоянием и тем самым ослабить влияние стрессовой ситуации.

Саморегуляция – это способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать, ставить цель, осуществлять выбор и т. д., в том числе и контролировать свои эмоции, уметь расслабиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...