Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Приложение. 4. К. Е. Изард «Эмоции человека», Москва 1980г. Список людей экспериментальной подгруппы




Список литературы

1. Ч. Дарвин «Выражение эмоций у человека и животных». Москва, изд-во «Просвещение», 1977г.

2.  Психология» под ред. В. В. Нурковой, Н. Б. Березанской. Москва, изд-во «Высшее образование», 2005г.

3. Рейковский Я. “Экспериментальная психология эмоций”.

4. К. Е. Изард «Эмоции человека», Москва 1980г.

5. В. К. Вилюнас «Основные проблемы психологической терии эмоции», Москва 1976г.

6. Гиппенрейтер. Ю. Б., Фаликман. М. В. Психология мотивации и эмоций. ОМЕГА –Л МПСИ 2006

7. Леонтьев А. Н. " Потребности, мотивы и эмоции. " М., 1971

8. K. Koffka/ Principies of gestalt psychology. L. - N. Y., 1935.

9. Витис Вилюнас. Психология эмоций. – ПИТЕР.; Москва, Санкт – Петербуг. Нижний Новгород, 2008

10. Claparede E. Feeling and emotions//Reymert. M. L. (ed)/ Fee lings and emotions/ Worcester? 1928. P. перевод В. К. Вилюнаса

11. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. – Самара, 2001

12. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература,

13. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат,

14. http: //tsos. lan. krasu. ru/tso/metodmat/video/phisiologia

15. http: //www. anokhin-inst. ru

16. Психологические тесты» под ред. А. А. Карелина, изд-во «Владос», Москва 2003

17. Уилсон (цит. по: Klineberg, 1948,

18 Pulkkinen L., Caspi A. (Eds) Paths to Successful Development Personality in the Life Course. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. Р. 1–16.

19 The structure of psy chological well-being revisited / С. D. Ryff [et al. ] // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69, № 9. - P. 719-727. ]

20 Ryff C. Happiness is everything, or is it.  Explorations on the meaning of psychological well-being // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57.

21 Subjective well beingis essential towell-being / E. Diener [etal. ] // Psy chological Inquiry. - 1998. - Vol. 9, № 9. - Р. 33-37

 

Приложение

Приложение 1

Список людей экспериментальной подгруппы

Фамилия и имя испытуемого дата рождения возраст
Алла Воробьёва 23. 11. 1985
Виталик Боенков 12. 10. 1988 22
Борбащёв Владимир 1. 08. 1988
Попов Дмитрий 15. 02. 1984
Воробьёв Вячеслав 23. 02. 1985
Кономещенков Дмитрий 26. 03. 1987
Демихова Анастасия 9. 10. 1991
Демихова Вероника 9. 10. 1991
Чекурова Оксана 27. 05. 1984
Макарова Анна 15. 06. 1985

Список людей контрольной группы

Фамилия и имя дата рождения возраст
  Александра Куркова 20. 03. 1987 24
  Анастасия Петрова 19. 02. 1988 23
  Дмитрий Борисов 10. 03. 1987
  Борис Титов 12. 04. 1986.
  Томара Алешкина 19. 03. 1991
  Сергей Савин 2. 02. 1988
  Валера Мурашко 3. 03 1987
Антон Морозкин 25. 04. 1984
Елена Хорошилова 13. 10. 1985
Ирина Шишова 24. 04. 1985

Приложение 2

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко)

Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»

По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

 

 

Фаза стресса СИМПТОМ

НАПРЯЖЕНИЕ

Переживание психотравмирующих обстоятельств
Неудовлетворенность собой
«Загнанность в клетку»
Тревога и депрессия

РЕЗИСТЕНЦИЯ

Неадекватное эмоциональное реагирование
Эмоционально-нравственная дезориентация
Расширение сферы экономии эмоций
Редукция профессиональных обязанностей

ИСТОЩЕНИЕ

Эмоциональный дефицит
Эмоциональная отстраненность
Личностная отстраненность (деперсонализация)
Психосоматические и психовегетативные нарушения

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».

Текст опросника

1. Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

 

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

 

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

 

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.

 

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

 

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64. 64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.

66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

 

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

 

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация данных

1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.

2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.

3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.


Ключ

 НАПРЯЖЕНИЕ

 

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Б Б Б Б Б Б Б
1+ 13+ 25+ 37- 49+ 61+ 73-

Неудовлетворенность собой

2– 14+ 26+ 38- 50- 62+ 74+

«Загнанность в клетку»

3+ 15+ 27+ 39+ 51+ 63+ 75-

Тревога и депрессия

4+ 16+ 28+ 40+ 52+ 64+ 76+

РЕЗИСТЕНЦИЯ

 

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Б Б Б Б Б Б Б
5+ 17- 29+ 41 + 53+ 65+ 77+

Эмоционально-нравственная дезориентация

6+ 18- 30+ 42+ 54+ 66+ 78-

Расширение сферы экономии эмоций

7+ 19+ 31- 43+ 55+ 67+ 79-

Редукция профессиональных обязанностей

8 + 20+ 32+ 44- 56+ 68+ 80+

ИСТОЩЕНИЕ

 

Эмоциональный дефицит

Б Б Б Б Б Б Б
9+ 21+ 33 + 45- 57 + 69- 81+

Эмоциональная отстраненность

10 + 22 + 34- 46+ 58 + 70+ 82+

Личностная отстраненность (деперсонализация)

11 + 23 + 35+ 47+ 59+ 72+ 83 +

Психосоматические и психовегетативные нарушения

12+ 24 + 36+ 48 + 60+ 72+ 84+

 


Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов

9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся симптом

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»

В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы

По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени

36 и менее баллов фаза не сформировалась,

37-60 баллов - фаза в стадии формирования,

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза

При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы

· какие симптомы доминируют;

· какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,

· объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,

· в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...