Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип «чистая линия в квартале» на примере центра Ливерпуля




С середины 1970-х ливерпульская промышленность пришла в упадок, а после изобретения контейнеризации и огромные городские доки стали неактуальны. В 1980-х уровень безработицы в Ливерпуле был одним из высочайших в Великобритании. В последние годы местная экономика восстановилась и растет с середины 90-х быстрее, чем средняя по стране.

Изначально город входил в состав Ланкашира, а с 1889 года имел статус города-графства, в 1974 году Ливерпуль вошел в состав метропольного графства Мерсисайд. С конца XX века Ливерпуль концентрируется на восстановлении своей экономики, процесс идет столь успешно, что город выиграл звание Культурной столицы Европы 2008 года. Значительным сектором ливерпульской экономики стало превращение в капитал популярности Битлз и других местных популярных групп. В 2004 году компания-застройщик Grosvenor начала работу над "Проектом Парадиз", вложив 920 миллионов фунтов стерлингов в строительство на Парадиз-стрит, значительно изменившее центр Ливерпуля. В 2008 году работы были закончены, открылся торговый центр "Liverpool One". В 2007 году город пышно справил 700-летие.

В Ливерпуле находится более 2500 защищенных законом исторических зданий, город уступает по их количеству только Лондону, а по числу уличных скульптур − только Вестминстеру. Сохранившихся же грегорианских зданий в Ливерпуле больше, чем в Бате. В 2004 году доки Ливерпуля получили статус международного наследия ЮНЕСКО, так как они отражают историческое развитие мировой торговли и корабельных портов. Среди туристов популярны Альберт-док − один из первых в мире закрытых доков, в настоящее время вмещающий Морской музей графства Мерсисайд, музей "История Битлз", международный музей рабовладения, филиал лондонской галереи Тейт и множество офисов, баров, кафе и даже отелей; а также ставшая символом Ливерпуля панорама города с "Тремя Грациями" − Роял-ливер-билдинг, Кунард-билдинг и зданием Ливерпульского порта. В южной части города расположены римско-католический собор Метрополитен, выполненный в неовизантийском и футуристическом стилях и неоготический англиканский собор. Также в городе находятся картинная галерея Уолкера, колонна Веллингтона (установленная в честь битвы при Ватерлоо), знаменитый клуб "Каверн" (Cavern Club), входящий в "битловский" экскурсионный маршрут (вместе с домами, в которых родились участники ливерпульской четверки) и множество других музеев и памятников культуры и истории.

Культурная регенерация

и возрождение города

В 2008 г. Ливерпуль был избран культурной столицей Европы. В ходе подготовки к этому событию была проведена своеобразная инвентаризация культурных ценностей и достопримечательностей, которых оказалось немало: в городе сильный университет, работал известный архитектор Дж.Пэкстон, родился ансамбль the Beatles.

Среди прочих мероприятий и празднований заметным событием стала ежегодная конференция IFHP – «Международной федерации по обеспечению жилищем и градостроительству»1. Тема конференции – «Культурная регенерация: возвращение города»2.

Общий вид центральной части города.

Визуализация генерального плана.

The general view of the city's central part.

Visualization of the master plan.

Основная проблематика конференции – поиск путей градостроительной реконструкции и регенерации городов за счет развития новой городской инфраструктуры, обновления жилища, городского дизайна:

* регенерация на основе развития городского центра,

* регенерация на основе обновления жилого фонда,

* регенерация на основе новых больших проектов.

Регенерация городского центра – Проект «Ливерпуль-1» начался с инициативы крупной торговой формы построить магазин на улице Парадайс. В 2004 г. «Проект девелопмента ул. Парадайс» перерос в программу «Ливерпуль-1», охватывающую более 17 га в центре города. Согласно официальным данным, «Ливерпуль-1» – самый крупный проект регенерации городского торгового центра в Европе, предполагающий создание около 150 тыс. м2 новых торговых площадей и связывающий ядро существующего торгового центра с набережной. Градостроительная реконструкция осуществляется под руководством Городского совета (LCC)3, который учредил «Организационный комитет» (steering committee). Долгосрочное стратегическое планирование было поддержано частным сектором в объеме 1000 млн. фунтов стерлингов. Технология девелопмента Муниципальный совет объявил конкурс на застройщика, еще не имея планировочного решения. Среди ряда международных компаний выбор пал на английскую группу компаний Grosvenor4. 19 декабря 2000 г. было подписано объемное соглашение с Grosvenor, по которому партнеры принимали на себя «совместные обязательства по реализации проекта развития территории в центре Ливерпуля, с учетом интересов основных участников и инвесторов».

С марта по декабрь 2000 г. Организационный комитет провел несколько рабочих встреч представителей генерального застройщика (девелопера) и городского совета для уточнения стратегии и определения принципов партнерства. Одновременно с этим проектное бюро BDP5 работало над градостроительной концепцией, а комиссия Городского совета занялась отчуждением земли и определением границ реконструируемой территории. В организационном плане были выработаны принципиальные позиции по разделению ответственности между частной структурой (Grosvenor) и публичным органом управления (LCC). В ходе актуализации планировочного решения необходимо было согласовать интересы более 230 собственников. Большую часть вопросов, связанных с отчуждением земли, удалось решить путем переговоров, однако не обошлось и без принудительного отчуждения земельного участка «в связи с общественными интересами».

Процедура принудительного отчуждения предусматривает публичные слушания, которые состоялись в марте 2003 г. Из общего количества в 52 апелляции, поданные в 2003 г., 31 была отклонена, 7 получили письменные разъяснения, а 14 переданы для исполнения застройщику. Процедура публичных слушаний заняла около года, до мая 2004 г.

Градостроительная политика Основные принципы градостроительной политики вырабатывались коллегиально на рабочих встречах представителей городского совета и генерального застройщика. Обе команды объединяли понимание стратегических интересов партнеров и заинтересованность в достижении намеченных целей. Так были сформулированы сначала общие декларации, а затем и основные положения градостроительной политики. За основу взяты два принципа:

- открытая интеграция (“buildings-in-the-city”) центральной зоны с городом в целом;

- индивидуализация кварталов с целью обеспечения разнообразия условий для торговли, обслуживания, досуга, проживания и создания интересной городской среды.

Ядро градостроительной политики составили следующие положения:

* площадь территории застройки составит 17 га, при этом новые торговые площади будут максимально привязаны к существующей торговой улице и сконцентрированы чтобы создать устойчивые пешеходные потоки, продолжая фронт существующих магазинов;

* якорные магазины (основные объекты общественного внимания), автостоянки и остановки общественного транспорта будут расположены таким образом, чтобы пешеходные потоки обтекали как новые, так и старые торговые заведения, что поможет повысить привлекательность нового городского центра в целом;

* застройка будет полифункциональной – градостроительное решение должно предусматривать содержательную пешеходную среду, пространства для общения и досуга, сформированные зданиями современной архитектуры, предназначенными для торговли, обслуживания, досуга, общественного питания, развлечений, а также рабочие места в офисах, гостиницы и жилища;

* между центральным деловым районом, набережной и традиционным районом ночной жизни – улицами Роп Волкс – будут установлены эффективные «связи»;

* существующая уличная сеть, исторические и архитектурные достопримечательности, сложившиеся общественные пространства будут по возможности сохранены, и видовые раскрытия исторических зданий и ориентиров не будут нарушены.

Визуализация проектного предложения:

парк над автостоянкой и пешеходная аллея, ведущая в сторону набережной.

Visualization of the project proposal: a park above a car park and a pedestrian alley going to the embankment.

Генеральному застройщику – компании Grosvenor – поручили найти консенсус с двумя городскими агентствами, отвечающими за строительство дорог и общественный транспорт, для того чтобы совместными усилиями обеспечить решение следующих задач:

* приоритет пешехода на всей территории развития;

* устранение транзитного движения;

* осуществление загрузки и обслуживания предприятий и заведений с внешних проездов и, в исключительных случаях, в разрешенные часы – с пешеходной зоны.

Согласовано, что для работы над отдельным зданиями и комплексами будут приглашаться разные архитекторы, что обеспечит проработку деталей и богатство решений, поскольку проект должен вернуть Ливерпулю качество архитектурной среды и дух новаторства.

Технология проектирования

На основе градостроительных проработок Городской совет утвердил планировочную схему и проектные задания на отдельные участки.

Представляет интерес краткая форма задания для архитекторов, передающая замысел градостроительного решения от планировочной к объемной стадии проектирования. Задание на каждый участок включает четыре позиции:

- принципиальная пространственная модель (массы и объемы),

- описание градостроительных требований,

- условия функционального использования различных сторон здания, связей с системой пешеходных пространств,

- некоторые соображения по отделке фасадов.

Задание на каждый участок не превышает размер печатного листа формата А4, включая 3D-модель и необходимые схемы.

Для обеспечения высокого качества и разнообразия архитектурных решений были отобраны более 30 различных архитектурных групп. Общая идея состояла в восстановлении атмосферы традиционного города, с открытыми улицами, многофункциональным использованием и бесшовной интеграцией пешеходной среды. Эта часть города должна следовать органической модели развития, позволяющей достраивать и перестраивать отдельные здания без необходимости актуализировать весь генеральный план территории.

Генеральный план

и планировка территории

Планировочное решение основано на пересечении трех торговых улиц. В узлах этой структуры расположены якорные магазины – большие многоэтажные универмаги известных торговых марок, которые и являются основными инвесторами. Ряд больших магазинов, расположенных вдоль улиц, решены в два или три уровня.

В соответствии с планировочным заданием Городского совета предпочтение было отдано «развитию на основе торговых улиц», а не «пассажей». В состав многоуровневой системы открытых пешеходных пространств входит новый парк, маленькие открытые рынки, бары, рестораны, кафе, а также площади перед гостиницей и жилым комплексом.

Основные заведения досуга расположены на верхних уровнях улиц выше торговых площадей. Вход в многозальный кинотеатр осуществляется с открытой террасы третьего уровня, связанной пешеходными мостиками с парком через улицу (участки 13A и 13B).

Парк оказывается приподнятым на 10-15 м за счет расположенной под ним автостоянки на 2000 машиномест. По периметру парка также располагаются кафе и рестораны (LA4).

Многие здания имеют жилые элементы в виде пентхаузов и квартир из одной, двух или трех комнат. Почти окончено строительство 12-15-этажного жилого здания в виде паруса, обращенного к реке (участок 12).

Офисы, как правило, расположены над торговыми площадями. Общая емкость парковок составляет около 3000 машиномест (расположены на участках 13, 17 и 19/20).

В качестве еще одного принципа градостроительной политики было принято решение «обеспечить удобный доступ для пассажиров автобуса и такси, без транзита через торговую зону». Для этого, в частности, пришлось перенести центральную автобусную станцию на весьма затесненный участок проезжей улицы. Новый перрон представляет собой оригинальное произведение городского дизайна из стеклянных кабин и изогнутых крыльев крыши.

Пешеходная среда

Схема пешеходного движения основана на модернизации существующих направлений улиц и переулков, а также формировании новых улиц. Сеть улиц и проходов создает несколько систем циркуляции, объединяющих старые и новые пешеходные улицы. Авторы генерального плана выделяют на нем шесть зон – «различных по масштабу, назначению и характеру городской среды».

Вид от Paradise Street в сторону набережной.

Слева – подпорная стена висячего парка.

A view of the embankment from Paradise Street.

A supporting wall of the hanging park is on the left.

Реализация

Строительство началось в ноябре 2004 г. Был составлен очень напряженный график, рассчитанный на 48 месяцев. Важно было открыть основные объекты к 2008 г., в котором Ливерпуль играет роль культурной столицы Европы. Торговля на первых двух этажах улицы Парадайс (Paradise Street) началась на полгода раньше, а третий уровень со входами в кинотеатр и на уровень парка открывается в сентябре 2008 г. Успешная реализация такой объемной градостроительной программы раньше намеченного срока расценивается многими специалистами как значительное достижение в организационной работе и может послужить хорошим примером для изучения передового опыта современной урбанистики6.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...