Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип «стеклянный модернизм» на примере торгового центра в Кельне р. Пиано




В Кёльне по проекту Ренцо Пиано построен новый универмаг Peek & Cloppenburg, ставший городской достопримечательностью. Архитектору удалось облагородить унылую среду, а также найти место для небольшой пешеходной площади.

Хорошо понимая, насколько яркий архитектурный образ способствует продаже товаров, Peek & Cloppenburg заказывали проекты своих универмагов известным зодчим: Йозефу-Паулю Кляйхюсу (Штутгарт), Ричарду Мейеру (Дюссельдорф), Готфриду Бёму (Берлин) и Moore Ruble Yudell (Лейпциг). Недавно эта коллекция пополнилась зданием Ренцо Пиано, открывшимся в Кёльне в прошлом году.

Под строительство кёльнского магазина был выбран участок в историческом центре, доставивший массу проблем проектировщикам и строителям. К востоку от него простирается торговый район, с юга же проходит транспортная артерия Тунисштрассе. Контекст формируют унылые бетонные коробки 1970-х годов постройки, серую безликость которых несколько оживляют скупые формы позднеготической Cанкт-Антонитер-Кирхе, расположенной всего в двадцати метрах от универмага.

Контекст провоцировал на широкий архитектурный жест, который позволил бы новому зданию выделиться на фоне окружения. Пиано превзошёл все ожидания, вздув огромный стеклянный пузырь на высоту пяти этажей. Переливающийся «червь» длиной 130 метров ускользает в сторону от пешеходной улицы Шильдергассе, огибая лапидарный прямоугольный корпус и как бы заключая его в объятия. Чтобы не загораживать объём Cанкт-Антонитер-Кирхе, высота пузыря в северной части чуть понижена, тогда как к оживлённой магистрали обращён закруглённый «нос», уже ставший новым городским ориентиром. По словам самого зодчего, источником вдохновения послужили хрустальные дворцы XIX века, несмотря на то, что до недавнего времени универмаги редко получали стеклянные фасады.

Помимо того, что фасад магазина представляет собой колоссальных размеров витрину, здание играет роль градостроительной доминанты. Если гладкий «хвост» стеклянной змеи очерчивает границу небольшой пешеходной площади перед церковью, то её яйцевидная «голова» оформляет въезд в транзитный туннель под универмагом, разрезающий участок надвое.

Таким образом, Пиано пришлось решать довольно сложные технические задачи, так что его инженерному гению было, где проявиться. В Кёльне итальянский зодчий использовал деревянные конструкции витражей, ранее апробированные им (хотя и в более скромных масштабах) в проекте мобильного павильона компании IBM. Каркас стеклянного объёма образуют 66 протяжённых арочных рёбер из клеёных ламелей сибирской лиственницы толщиной 60 мм и шириной 160–220 мм, которые соединены плавно изогнутой стальной балкой конька — «позвоночника» стеклянной змеи. Деревянные рёбра отстоят на 2,5 м от железобетонных перекрытий, образуя узкий наружный атриум. К перекрытиям они крепятся стальными планками, в то время как поперечные связи обеспечиваются диагонально натянутыми струнами.

Сложная волнообразная форма пузыря исключила применение стеклянных панелей стандартных размеров. Каждый из почти 7 тысяч элементов был изготовлен на специальном оборудовании, управляемом компьютером. Хотя цель архитекторов заключалась в том, чтобы обернуть здание прозрачной оболочкой, максимально осветив его торговые пространства, они предусмотрели систему штор, обеспечивающих необходимое затенение. Большая часть стеклянного витража ориентирована на северо-восток, так что прямые солнечные лучи не создают больших проблем.

Руководители Peek & Cloppenburg не скрывают своего восхищения новым «флагманом», гордясь архитектурным «патронажем», осуществляемым фирмой. Тем не менее, реализация проекта сопровождалась определёнными трудностями: так из-за трений между заказчиком и подрядчиком магазин был открыт с опозданием на два года. И всё же это произошло: корабль был спущен со стапелей, так что теперь торговый город Кёльн может похвастаться ещё одним храмом Гермеса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...