Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Подведомственность и подсудность




1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел

2. Судебная подведомственность гражданских дел

3. Понятие подсудности. Родовая и территориальная подсудность

4. Передача дел из одного суда в другой

 

 

1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел

В соответствии со ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, в то же время защита гражданских прав возможна не только в судах общей юрисдикции, но и в иных юрисдикционных органах.

Юрисдикционные органы представляют собой определенную систему, включающую:

1) уголовную судебную юрисдикцию, осуществляемую судами общей юрисдикции по разрешению уголовно-правовых вопросов;

2) общую гражданскую судебную юрисдикцию, осуществляемую судами общей юрисдикции по разрешению гражданско-правовых и иных вопросов, за исключением отнесенных федеральным зако­ном к ведению арбитражных судов;

3) административную юрисдикцию, осуществляемую органами, уполномоченными на то законом, рассматривать администра­тивно-правовые вопросы;

4) арбитражную, или хозяйственную, юрисдикцию, осуществляемую системой арбитражных судов по разрешению вопросов, отнесенных к их ведению федеральным законом;

5) юрисдикцию третейских судов.

Для урегулирования относимости разрешения правовых споров к тому или иному уполномоченному юрисдикционному органу необходимо разграничить их компетенцию, установив правила подведомственности юрисдикционному органу. Под подведомственностью следует понимать круг споров о праве и иных материально-правовых вопросах индивидуального, а в установленном законе случае общего значения, разрешение кото­рых отнесено к ведению органов государства, общественности или органов смешанного характера.

Современное законодательство, регулирующее институт подведомственности, позволяет классифицировать ее на виды. Прежде всего следует выделить общую и специальную подведомственность. Среди критериев, определяющих общую подведомственность, выделяют:

а) субъектный состав участников спорного правоотношения;

6) характер спорного правоотношения;

а) характер самого спора.

Специальная подведомственность, в свою очередь, делится на исключительную, условную, договорную и альтернативную подведомственность.

Исключительная подведомственность устанавливается в случаях, когда законодатель прямо указывает о подведомственности того или иного спора о праве или иного правового вопроса определенному юрисдикционному органу.

Условная подведомственность будет иметь место тогда, когда спор или иной правовой вопрос подлежит рассмотрению и раз­решению тем или иным юрисдикционным органом при наличии условий, указанных в законе.

Договорная подведомственность, возникающая в случаях, указанных в законе, основывается на обоюдном согласии сторон и надлежащим образом оформляется соглашением между ними.

Под альтернативной подведомственностью следует понимать подведомственность, установленную законом, когда лицо, об­ратившееся за защитой своего нрава, имеет возможность выбора между судебным и несудебным юрисдикционным органом, при­чем обращение в несудебный орган не лишает лицо в дальнейшем права обращения в соответствующий суд.

8.1. Судебная подведомственность гражданских дел

Конституция, реализуя правило прямого действия, определяет так называемую универсальную подведомственность юридических дел судам общей юрисдикции. В соответствии с правилами подведомственности, установленными ст. 22 ГПК, суды общей юрис­дикции РФ рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоот­ношений;

2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений;

4) дела особого производства;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений ино­странных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностран­ных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, ор­ганизаций с иностранными инвестициями, международных орга­низаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК суды рассматривают и раз­решают дела, предусмотренные ч. 1, 2 данной статьи, за исклю­чением экономических споров и других дел, отнесенных феде­ральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Необходимо обратить внимание на то, что в ст. 33 АПК к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обще­ством, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности последних, за исключением трудо­вых споров. Причем указанные дела подведомственны арбитраж­ным судам независимо от того, какие лица — юридические или физические — являются участниками правоотношений, из кото­рых возник спор. Исходя из этого указанные дела не могут рас­сматриваться в порядке гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции.

Дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйствен­ного товарищества или общества и этими субъектами подведом­ственны судам общей юрисдикции. Вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК. Согласно правилам данной статьи индивидуальный трудовой спор — это неурегули­рованные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного дого­вора, соглашения, трудового договора (в том числе об установле­нии или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров. Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органа­ми обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами — с другой, основа­ны на трудовых договорах (гл. 43 ТК), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, восстанов­лении в занимаемых должностях и оплате времени вынужденно­го прогула подведомственны судам обшей юрисдикции, которые в силу ст. 382,391 ТК являются по данным делам органами по раз­решению трудовых споров.

К хозяйственным товариществам и обществам, дела по спо­рам между которыми и их участниками (кроме трудовых споров) неподведомственны судам общей юрисдикции, в соответствии с ГК (§ 2 гл. 4) относятся полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с до­полнительной ответственностью, акционерные общества. Произ­водственные и потребительские кооперативы в соответствии с ГК (п. 2 ст. 48, § 3 гл. 4, ст. 116) не являются хозяйственными това­риществами или обществами, поэтому дела по спорам между эти­ми кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции.

Согласно ч. 4 ст. 22 ГПК дело, по которому предъявлено не­сколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции, если разделение этих требований невозможно. Если требования -можно разделить, то судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдик­ции, и об отказе в принятии требований, подведомственных ар­битражному суду. Исходя из этого, а также из положений ст. 225 ГПК, в определении судьи по вопросу принятия такого дела к про­изводству суда должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

ГПК не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмо­трения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. С 1 июля 2002 г. этот порядок устанавливается КоАП.

ГПК определяет порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (подразд.III, гл. 23—26). К таким делам ГПК относит, в частности, дела по заявлениям об оспарива­нии решений и действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных лиц, государственных и муниципаль­ных служащих (ст. 245, гл. 25) и специальной нормой устанавли­вает для дел но заявлениям граждан альтернативную подсудность: по усмотрению гражданина заявление может быть подано в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государ­ственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, реше­ние, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст. 254).

В отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-о «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ГПК не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объ­единений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, ор­ганизаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства, в том чис­ле с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном поряд­ке. В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК это правило применимо к про­изводству по делам, возникающим из публичных правоотношений. Исходя из этого недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (Уголовно-про­цессуальным кодексом РФ, КоАП, АПК и др.) установлен иной су­дебный порядок оспаривания (обжалования). В принятии таких за­явлений необходимо отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК в случае, если при подаче за­явления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового за­явления с соблюдением требований ст. 131, 132 настоящего Ко­декса. Заявление остается без движения только в том случае, если при предъявлении иска данное дело останется подсудным тому же суду; если же подсудность изменяется, судья отказывает в при­нятии заявления. Если заявитель не выполнит требований судьи об оформлении искового заявления, то судья на основании ст. 136 ГПК возвращает ему заявление со всеми приложенными к нему документами. Если наличие спора о праве, подведомственного суду, выяснится при рассмотрении дела, возникшего из публич­ных правоотношений, то суд на основании ч. 4 ст. 1 ГПК приме­няет норму, регулирующую сходные отношения в особом произ­водстве (ч. 3 ст. 263 ГПК), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в по­рядке искового производства.

8.2. Понятие подсудности.

Родовая и территориальная подсудность

Подсудность — это процессуальный институт, нормы кото­рого регулируют разграничение компетенции по рассмотрению и разрешению гражданских дел между конкретными судами об­щей юрисдикции. В отличие от подведомственности, с помощью которой разграничиваются полномочия на разрешение юридиче­ских дел между различными юрисдикционными органами, под­судность разграничивает компетенцию между различными судами общей юрисдикции. В гражданском судопроизводстве правила под­судности определяют компетенцию конкретных судов РФ по рас­смотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

В зависимости от рода дела и территории, на которой действу­ет определенный суд, принято различать родовую (предметную) и территориальную (пространственную) подсудность.

Родовая подсудность — это подсудность, определяющая ком­петенцию судов различных звеньев (уровней) судебной системы в качестве суда первой инстанции.

Как отмечает КС РФ в своем определении от 20.11.2003 № 402-0, в соответствии со ст. 46 (ч. 1) и 47 (ч. 1) Конституций РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод* никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В развитие указанных конституционных положений законодатель вправе и обязан разграничивать предметную компетенцию судов обшей юрисдикции путем принятия правил о подсудности.

Родовая подсудность ВС РФопределена ФКЗ от 05.02. 2014 №-3 ФКЗ «О Верховном Суде РФ». Согласно ст.2 Закона Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по административным делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.

Подсудность гражданских дел следующего звена судебной си­стемы РФ определяет ст. 26 ГПК. Так, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд ав­тономной области и суд автономного округа рассматривают в ка­честве суда первой инстанции следующие гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной; г 2) об оспаривании нормативных правовых актов органов госу­дарственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (следует иметь в виду, что Постановлением КС. РФ от 18.07.200о.№ 13-11 норма, содержащаяся вп. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании норма­тивных правовых актов субъектов РФ, признана не соответству­ющей Конституции в той мере, в какой она допускает разреше­ние судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ);

3) о приостановлении деятельности ил и ликвидации региональ­ного отделения либо иного структурного подразделения полити­ческой партии, межрегиональных и региональных общественных объединений, ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из мест­ных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ, запрете деятельности не являющихся юридиче­скими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений, приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ (независимо от уров­ня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы го­сударственной власти субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных ко­миссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законо­дательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (ФЗ от 21.07.2005 № 93-Ф3);

6) о присуждении компенсации за нарушение права на судо­производство в разумный срок или права на исполнение судеб­ного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

7) об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъ­ектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квали­фикационного экзамена и решений экзаменационных комиссий об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на долж­ность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экза­менационных комиссий, в результате которых кандидат на долж­ность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

Федеральными законами к подсудности верховного суда рес­публики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа мо­гут быть отнесены и другие дела.

Следующимзвеном судебной системы РФ являются федеральные районные суды. В соответствии со ст. 24 ГПК они рассматривают в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, подсудных мировому судье, ВС РФ, верховному суду субъекта РФ- краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции следующие дела:

1) о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака не­действительным;

5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о на­следовании имущества и дел, возникающих из отношений по соз­данию и использованию результатов интеллектуальной деятель­ности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;

6) об определении порядка пользования имуществом.

Следует отметить, что согласно ФЗ от 14.11.2002 № 137-Ф3 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» до назначения (избрания) мировых судей в субъектах РФ, дела, предусмотренные ст. 23, рассматрива­ются районными судами.

Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

При объединении нескольких связанных между собой требо­ваний, изменении предмета иска или предъявлении встречного все требования подлежат рассмотрению в районном суде, если но­вые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье. В этом случае, если под­судность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового су­дьи, последний выносит определение о передаче дела в районный суд и передает его на рассмотрение в этот суд. Споры между миро­вым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

Кроме того, законодателем в ст. 25 ГПК предусмотрены пра­вила подсудности для военных и иных специализированных судов. Так, в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Территориальная подсудность — это подсудность дела одно­уровневым судам судебной системы в зависимости от территории, на которую распространяется их деятельность. Правила террито­риальной подсудности определяют, какой из одноуровневых су­дов судебной системы уполномочен рассматривать и разрешать конкретное гражданское дело по первой инстанции. Действующим ГПК предусмотрено пять видов подсудности:

1) общее правило подсудности;

2) подсудность по выбору истца;

3) исключительная подсудность;

4) договорная подсудность;

5) подсудность по связи дел.

Общее правило подсудности содержится в ст. 28 ГПК. Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Таковым является то место, где гражданин постоянно или преимуществен­но проживает (п. 1 ст. 20 ГК). В случаях, когда место жительства определить затруднительно, иск предъявляется в тот суд, на тер­ритории деятельности которого произведена регистрация места жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту ее нахождения. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК таковым является место ее государственной регистрации, если в соответ­ствии с законом в учредительных документах не установлено иное.

Правила подсудности по выбору истца (альтернативная подсудность) изложены в ст. 29 ГПК. Подсудность этого вида предусмотрена для определенных законом гражданских дел, рассмотре­ние и разрешение которых отнесено к компетенции более чем двух судов одного уровня. При этом выбор между несколькими судами принадлежит истцу.

Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет такового в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Иски о взыскании алиментов и установлении отцовства могут быть предъявлены истцом в суд по месту его жительства.

Иски о расторжении брака могут предъявляться в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершен­нолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту житель­ства ответчика представляется для него затруднительным.

Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.

Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав о возврате имущества или его стоимости, связанные с возме­щением убытков, причиненных гражданину незаконным осужде­нием, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключе­ния под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложе­нием административного наказания в виде ареста, могут предъяв­ляться в суд по месту жительства истца.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора.

Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением су­дов, взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репа­триацию и взносов на социальное страхование, взыскании возна­граждения за оказание помощи и спасание на море могут предъ­являться в суд по месту нахождения судна ответчика или порта его приписки.

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены в суд по месту исполнения

такого договора.

Подсудность по выбору истца является в одних случаях его процессуальной гарантией, обеспечивая более благоприятные ус­ловия обращения за судебной защитой, а в других дает возмож­ность для более полного рассмотрения дела там, где может быть сосредоточено большее количество средств доказывания.

Правила исключительной подсудности изложены в ст. 30 ГПК. Данный ее вид допускает рассмотрение и разрешение определен­ных категорий дел только судами, точно указанными в законе.

Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобож­дении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахож­дения этих объектов или арестованного имущества.

Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту его открытия.

Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которо­му в установленном порядке была предъявлена претензия.

По общему правилу территориальная подсудность не может быть изменена, что является одним из условий надлежащего осу­ществления права на предъявление иска и защиты от него. Однако в соответствии со ст. 32 ГПК стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Данное правило в теории гражданского процесса называется договорной подсудно­стью. Но соглашением сторон не могут быть изменены правила исключительной подсудности. Кроме того, поскольку договорная подсудность является разновидностью территориальной, то ее действие не распространяется на подсудность родовую. Закон не определяет конкретной письменной формы для оформления со­глашения о подсудности. Оно может быть составлено в виде любо­го письменного документа, выражающего волю сторон по выбору суда, разрешающего спорное правоотношение. В любом случае такое соглашение должно быть достигнуто до принятия дела к су­допроизводству.

В судебной практике возникают ситуации, когда для восста­новления нарушенного права в судебном порядке необходимо предъявить иск к нескольким ответчикам. В целях процессуаль­ной экономии возникает объективная необходимость объединить рассмотрение и разрешение нескольких самостоятельных требо­ваний в одном производстве. Подсудность таких дел регулируется специальными правилами, не совпадающими с общей, альтерна­тивной и исключительной подсудностями, и именуется в граж­данском процессе подсудностью по связи дел. Данные правила изложены в ст. 31 ГПК. Иск к нескольким ответчикам, прожива­ющим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору истца.

При предъявлении встречного иска имеет место связь двух самостоятельных требований. Раздельное рассмотрение перво­начального и встречного исков лишило бы гражданский процесс объективности при разрешении спора. В соответствии с ч. 2 ст. 32 ГПК встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального. Гражданский иск, являясь средством защиты прав потерпевшего от совершенного преступления, предъявляет­ся независимо от общих правил подсудности в суд, который рас­сматривает уголовное дело. Если такой иск не был предъявлен или не был разрешен при производстве по уголовному делу, он предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судо­производства по правилам общей подсудности.

8.1.Передача дел из одного суда в другой

1) По общему правилу дело, принятое судом к своему производ­ству с соблюдением правил подсудности, должно быть разреше­но им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду (ч. 1 ст. 33 ГПК). Однако в зависимости от возник­ших при рассмотрении и разрешении дела обстоятельств может появиться необходимость передачи дела из одного суда в другой. Дело, принятое с соблюдением правил подсудности одним судом, передается для рассмотрения в другой суд по исчерпывающему перечню оснований, изложенных в ч. 2 ст. 33 ГПК. Это возможно, если: ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;

3) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

4) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде ста­новятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществля­ется вышестоящим судом.

О передаче дела в другой суд и об отказе в этом суд выносит определение. На вынесенное определение может быть подана частная жалоба. Фактическая передача дела в другой суд осущест­вляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении ее без удовлетворения.

Определение о передаче дела из одного суда в другой, всту­пившее в законную силу, является обязательным для указанного в нем суда. Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ч. 4 ст. 33 ГПК).

 

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...