Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии 4.1. Техническое обслуживание и ремонт сцепления




1. Для чего предназначено сцепления?

2. Опишите устройство сцепления.

3. Опишите принцип действия сцепления.

4.1.1. Диагностирование сцепления

Исправность сцепления проверяют при работающем двигателе. Выжав педаль сцепления, поочередно включают передачи. Если включение передач затруднено и сопровождается скрежетом, то сцепление полностью не выключа­ется («ведет»). Полноту включения сцепления проверяют, затянув ручной тор­моз. Затем включают высшую передачу и плавно отпускают педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль управления дроссельными заслонками. Если двигатель при этом останавливается, то сцепление исправно. Продолжение ра­боты двигателя указывает на неполное включение (пробуксовку) сцепления. Пробуксовка проявляется и при движении автомобиля (медленный разгон и недостаточная тяга автомобиля с номинальной мощностью двигателя). При проверке сцепления могут быть обнаружены следующие неисправности: резкое включение, чрезмерный нагрев деталей, шумы, вибрации и рывки при включе­нии. Диагностирование сцепления может проводиться на стенде для проверки тягово-экономических показателей с помощью стробоскопического устройства.

4.1.2. Техническое обслуживание сцепления

X. При ЕО проверяют: действие сцепления при трогании автомобиля с места и переключении передач в режиме движения; уровень жидкости в бачке гидро­привода сцепления.

-V При ТО-1 проверяют: действие привода и свободный ход педали сцепле­ния (при необходимости устраняют неисправности в приводе сцепления и регу­лируют свободный ход педали сцепления); герметичность гидропривода меха­низма выключения сцепления (при необходимости устраняют негерметич­ность); крепления пневмоусилителя сцепления.

При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепления кар­тера сцепления и цилиндров гидравлического привода сцепления.

4.1.3. Регулировки и ремонт сцепления

ч Регулировки сцепления. В процессе эксплуатации сцепление регулиру­ют, но перед этим проверяют свободный ход педали сцепления. Для этого ис­пользуют линейку с делениями и двумя движками. Один конец линейки уста­навливают на пол кабины, а верхний движок совмещают с площадкой педали сцепления. Затем нажимают на педаль до момента резкого возрастания сопро­тивления при ее перемещении. Это положение отмечают на линейке вторым движком и оно соответствует выборке свободного хода. Расстояние между движками на линейке и будет значением свободного хода педали сцепления.

При механическом приводе сцепления свободный ход педали регулируют изменением длины основной тяги, отворачивая или наворачивая регулировоч­ную гайку по тяге (при отворачивании гайки свободный ход педали увеличива­ется, при наворачивании - уменьшается).

При гидравлическом приводе свободный ход педали сцепления складыва­ется из свободных ходов и зазоров в механической и гидравлической частях привода. Перед регулировкой измеряют полный ход толкателя рабочего цилин­дра. Если ход толкателя меньше требуемого значения, то это свидетельствует о нарушении регулировки свободного хода педали или о попадании воздуха в систему гидропривода. В этом случае необходимо прокачать гидропривод, а за­тем отрегулировать свободный ход педали сцепления. Гидропривод сцепления прокачивают в следующей последовательности: снимают колпачок с головки перепускного клапана на рабочем цилиндре, на клапан надевают резиновый шланг, конец которого опускают в прозрачную емкость с небольшим количест­вом тормозной жидкости. На резьбовой наконечник пробки главного цилиндра навертывают шланг воздушного насоса и, отвернув на пол-оборота перепуск­ной клапан, создают насосом давление внутри главного цилиндра. Давление в системе можно создавать нажатием на педаль сцепления. В этом случае при нажатии на педаль клапан отворачивают, а при отпускании - заворачивают (это необходимо для избежания попадания воздуха в систему через клапан). Под действием давления жидкость начинает вытекать в емкость и вместе с ней вы­ходит воздух в виде пузырьков. Как только выделение пузырьков воздуха пре­кращается, прокачку заканчивают, заворачивают перепускной клапан и наде­вают на него колпачок.

Далее проверяют и при необходимости устанавливают требуемый зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра. Предварительная грубая ус­тановка зазора производится изменением длины тяги, окончательная регули­ровка - поворотом эксцентрикового болта. Оценку этой регулировки проводят по ходу педали, который должен составлять до упора толкателя в поршень 3,5— 10 мм. Зазор между выжимным подшипником и отжимными рычагами устанав­ливают изменением длины толкателя рабочего цилиндра. При снятой оттяжной пружине вилки ход ее наружного конца должен быть в пределах 4-5 мм, если регулировка проведена правильно.

Неисправности сцепления, их причины и способы устранения. Харак­терные неисправности сцепления: неполное включение (пробуксовка), непол­ное выключение (сцепление «ведет») и резкое включение.

Неполное включение (пробуксовка) сцепления может быть вызвана отсут­ствием свободного хода педали сцепления, износом, короблением или замасли­ванием фрикционных накладок ведомых дисков, поломкой или ослаблением нажимных пружин и оттяжной пружины муфты выключения сцепления.

Неполное выключение сцепления возможно при увеличения свободного хода педали сцепления, короблении или перекосе дисков, заедании ведомых дисков, поломке фрикционных накладок, поломке отжимных рычагов. Кроме того, на автомобилях с гидроприводом сцепления неполное выключение сцеп­ления может быть обусловлено попаданием воздуха в гидросистему, утечкой рабочей жидкости, разрушением резинового уплотнжгельного кольца толкателя поршня главного цилиндра.

Резкое включение сцепления происходит при заедании муфты выключе­ния сцепления на ведущем валу коробки передач, потере упругости или полом­ке нажимных пружин, износе или задире рабочих поверхностей нажимного диска или маховика, при износе фрикционных накладок ведомого диска или ослаблении заклепок.

Нагрев деталей, шумы, вибрация и рывки происходят из-за износа, раз­рушения или недостаточной смазки выжимного подшипника, ослабления за­клепок накладок ведомого диска, увеличенного зазора в сопряжении ступицы ведомого диска и шлицев ведущего вала коробки передач. Появление шипяще­го звука высокого тона свидетельствует о неисправностях подшипника.

Устранение неисправностей сцепления производится регулировкой, за­меной изношенных или поломанных деталей и восстановлением герметичности и уровня рабочей жидкости гидропривода. При замасливании фрикционных на­кладок их промывают бензином. Ослабленные соединения подтягивают, v/

Задание для закрепления изученного материала

1. Перечислите основные неисправности сцепления: 1)______________;

2)_; 3)_________________________.

2. При ЕО приборов сцепления выполняются следующие операции:

3. При ТО-1 сцепления выполняются следующие операции:

4. При ТО-2 сцепления выполняются следующие операции:

5. Перечислите регулировки сцепления: 1)_______________________

2)____; 3)_______________________.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите технологию диагностирования сцепления.

2. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании сцеп­ления.

3. Опишите последовательность регулировки свободного хода педали сцепле­ния при механическом приводе сцепления.

4. Опишите последовательность регулировки свободного хода педали сцепле­ния при гидравлическом приводе сцепления.

5. Опишите последовательность прокачки гидропривода сцепления.

6. Перечислите причины неполного включения сцепления («буксует»).

7. Перечислите причины неполного выключения сцепления («ведет»),

8. Перечислите причины резкого включения сцепления.

9. Перечислите причины нагрева деталей, шума, вибрации и рывков при работе сцепления,

10. Перечислите основные способы устранения неисправностей сцепления.


заливают в картер промывочное масло. Вывесив одно колесо ведущего моста автомобиля, запускают двигатель и включают первую передачу в KTI (в РК - пониженную). Трансмиссия начинает работать, благодаря чему внутренняя по­лость коробки промывается и очищается от отложений. Через несколько минут работы промывочное масло сливают и в корпус коробки заливают свежее трансмиссионное масло. При замене масла очищают магнит проб ей сливного отверстия.

Неисправности коробки передач и раздаточной коробки вызывают по­вышенный шум при работе и переключении передач, самопроизвольное вы­ключение и затрудненное включение передач, самопроизвольное переключение передач или одновременное включение двух передач, чрезмерный нагрев и вибрацию, нарушение герметичности картера и течь масла.

Повышенный шум возникает при износе шестерен, подшипников и син­хронизаторов, увеличении осевого зазора ведомого и ведущего вагюв, при не­достаточном количестве или загрязнении масла.

Самопроизвольное выключение передач вызывается износом зубьев шес­терен, потерей упругости пружин фиксаторов, износом блокирующих колец синхронизаторов или поломкой его пружины.

Затрудненное переключение передач может быть при износе; подшипни­ков и шлицевых соединений, деформации рычага переключения передач или вилок механизма переключения передач.

Перегрев коробки передач возникает из-за недостаточного уровня масла, износа сальников, ослабления крепления крышек картеров КП и РК или разру­шения подшипников.

Самопроизвольное переключение передач или одновременное включение двух передач может возникать при неправильной регулировке механизма бло­кировки, ослаблении болтов крепления вилок переключения передач, поломке пружины фиксатора механизма переключения передач, износе фиксатора и по­ломке кулисы.

Способы устранения неисправностей КП и РК. Поломанные или чрез­мерно изношенные детали заменяют новыми. При уменьшении уровня или ухудшении качества масла его доливают или заменяют. Повреждения корпусов коробок (трещины, пробоины) заваривают или заделывают полимерными мате­риалами. Ослабленные крепления подтягивают.

Изношенные шейки валов КП или РК восстанавливают хромированием, осталиванием или наплавкой. Шлицевой конец ведущего вала, имеющий пре­дельный износ, восстанавливают постановкой дополнительной ремонтной де­тали, на которой шлифуют шлицы. Забоины на шлицах и краях шпоночой ка­навки устраняют зачисткой. Если вал имеет трещины любого характера и рас­положения, а также сколы зубьев шестерен и шлицев, то вал бракуют и заме­няют новым. Шестерни коробок бракуют, если они имеют предельный износ зубьев по толщине или отколы. Если конструкция детали позволяет, то шестер­ню с этими дефектами восстанавливают постановкой нового зубчатого венца. Забитость торцевых поверхностей зубьев шестерен устраняют зачисткой абра­зивным кругом до получения требуемой формы.

Изношенные отверстия под штоки переключения передач и блокирующе­го механизма восстанавливают гильзовкой с последующей обработкой под но­минальный размер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...