Техническое обслуживание и ремонт ходовой части
5.1. Техническое обслуживание и ремонт рамы и передней оси автомобиля 1. Для чего предназначена рама автомобтлля? 2. Перечислите углы установки управляемых колес. 3. Дчя чего необходима установка управляемых колес под определенными углами? 5.1.1. Диагностирование рамы и передней оси автомобиля Техническое состояние рамы проверяют методом визуальной оценки. Ослабевшие заклепки обнаруживают по дребезжащему звуку при слабом простукивании молотком мест соединений. Осмотр рамы позволяет определить изменения ее геометрической формы и размеров, наличие трещин, деформации лонжеронов и поперечин, состояние креплений к раме кронштейнов рессор, подрессорников и амортизаторов. Проверка геометрической формы рамы может быть выполнена измерением ширины рамы спереди и сзади по наружным плоскостям лонжеронов. Разница в ширине не должна превышать допустимое для автомобилей данной марки значение (обычно 1-5 мм). Продольное смещение лонжеронов рамы от первоначального положения можно определить, замеряя диагонали между поперечинами на отдельных ее участках. Длина диагоналей на каждом участке должна быть одинаковой. Допускается минимальное отклонение не более 5 мм. Взаимное расположение мостов определяется замером расстояния между осями переднего и заднего мостов с правой и левой сторон. Разница в измеренных расстояниях не допускается. Если проверка состояния рамы выявит серьезные неисправности в ее конструкции или недопустимые отклонения в базовых размерах, то автомобиль направляют на капитальный ремонт. Определение углов установки управляемых колес производят с помощью переносных приборов, механических или оптических стендов. Последовательность проверки и регулировки углов установки колес определяется инструкцией по эксплуатации стенда. Для грузовых автомобилей применяют стенд КИ- 9859, для легковых - стенды 1119, К-111 и др.
Проверка схождения колес. Перед проверкой автомобиль устанавливают на горизонтальной площадке. Оптимальному рабочему режиму соответствует нормальное давление в шинах, отсутствие люфтов в шарнирах тяг, маятниковом рычаге и подшипниках колес, положение колес - как при движении автомобиля по прямой. Схождение колес проверяют линейкой модели 2182, КИ-650 или К-463 (рис. 5.1). Сначала по боковым поверхностям шин измеряют расстояние между колесами спереди на уровне передней балки, а затем в этих же точках, но сзади балки, прокатив автомобиль вперед. Разница между этими измерениями и является числовым значением схождения колес, которое должно соответствовать требуемым значениям. Если не соответствует - необходима регулировка. Проверку углов развала колес и наклона шкворня выполняют с помощью прибора 2183 или стендов (К-1 И, 1119М и др.), а также простым отвесом или угольником. Измерения проводят на горизонтальной площадке при нормальном давлении воздуха в шинах и установленных в положение движения по прямой колесах автомобиля. Замеренные углы должны соответствовать требуемым значениям. Технология проверки определяется инструкцией по эксплуатации стенда.
Рис. 5.1. Телескопическая линейка модели К-463 для замера схождения колес: 1 и 7 - упор: 2 и 6 - подвижный конец; 3 - барабанный указатель; 4 - неподвижная трубка; 5 - зажим; 8 - цепочки Регулировку подшипников ступиц управляемых колес проверяют по осевому люфту в подшипнике и легкости вращения колеса. Вывесив колесо, его покачивают в направлении, перпендикулярном плоскости вращения, и определяют наличие люфта. Степень легкости вращения колеса оценивают после толчка рукой. При тугом вращении возможно задевание тормозных колодок за поверхность барабана. Если проверкой тормозного механизма эта неисправность не устранена, то причиной тугого вращения колеса могут быть неправильная регулировка иди отказ в работе подшипников ступиц. Признаком этой неисправности является нагрев ступицы при движении автомобиля. При правильной регулировке подшипников колесо от сильного толчка рукой должно сделать не менее 6-8 оборотов.
5.1,2. Техническое обслуживание рамы в передней оси автомобиля При ЕО методом визуальной оценки диагностируют раму и переднюю ось автомобиля. При ТО~1 проверяют и при необходимости регулируют зазор в подшипниках ступицы управляемых колес. При ТО-2 проверяют: правильность положения переднего и заднего мостов; состояние поворотных цапф и втулок шкворней, подшипников передних колес и сальников ступиц, крепление клиньев шкворней; схождение передних колес (при необходимости регулируют). В случае повышенного износа шин передних колес проверяют и при необходимости регулируют величину их развала, продольного и поперечного наклонов шкворней и углов поворота. Моют и проверяют состояние подшипников, заменяют смазки, регулируют подшипники ступиц. 5.1.3. Ремонт и регулировки рамы и передней оси автомобиля Регулировки. Схождение управляемых колес регулируют следующим образом. Ослабляют стяжные болты наконечников или отпускают контргайки (в зависимости от конструкции) поперечной рулевой тяги и трубным ключом вращают тягу (рис. 5.2)(для увеличения схождения - вперед, для уменьшения - назад). Закончив регулировку, затягивают болты наконечников или контргайки до отказа. Регулировку углов развала колес и наклона шкворня осуществляют изменением количества регулировочных прокладок в местах крепления подвески к кузову. На грузовых автомобилях и автобусах регулировка этих углов не
Регулировку> подшипников ступиц управляемых колес проводят при вывешенных колесах. Сняв крышку подшипника и отвернув контргайку, ослабляют затяжку регулировочной гайки, отвернув ее на 1/4-1/2 оборота. Проверяют легкость вращения колеса. При тугом вращении устанавливают и устраняют причину: заедание тормозных колодок за барабан, заедание сальников или разрушение подшипников. Затем плавно затягивают регулировочную гайку до тугого вращения колеса (начала торможения ступицы подшипниками). Затягивая гайку, одновременно проворачивают колеса, чтобы ролики разместились в подшипниках правильно. Затем отпускают гайку 1/8-1/4 оборота до совпадения штифта с ближайшим отверстием в замочной шайбе. Затянув контргайку и отогнув стопорную шайбу на ее грань, проверяют легкость вращения колеса. Для регулировки подшипников ступиц задних колес их вывешивают, отсоединив полуось от ступицы. Регулировка проводится так же, как и для передних колес.
Неисправности рамы и передней оси и способы их устранения. Основными дефектами рам являются деформация балок и поперечин, трещины и нарушение прочности заклепочных соединений. При нарушении геометрических размеров рамы автомобиль направляют на капитальный ремонт. Незначительные трещины заваривают. Ослабленные заклепки срубают и вместо них устанавливают новые. При незначительном повреждении или изгибе балки передней оси ее заваривают или правят. При значительных повреждения балку заменяют. Нарушение углов установки управляемых колес устраняют регулировкой или заменой изношенных деталей шкворневого соединения. Задание для закрепления изученного материала 1. При диагностировании рамы определяют следующие параметры: О; 2); 3). 2. Перечислите регулировки управляемых колес: 1)_____________________; 2); 3)__________________________. 3. При ЕО рамы и передней оси автомобиля выполняются следующие работы: _. 4. При ТО-1 рамы и передней оси автомобиля выполняются следующие работы:. 5. При TG-2 рамы и передней оси автомобиля выполняются следующие работы: ___________________ Контрольные вопросы и задания 1. Опишите технологию диагностирования технического состояния рамы. 2. Опишите технологию проверки схождения управляемых колес.
3. Опишите технологию проверки правильности регулировки подшипников ступиц колес. 4. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании рамы и передней оси автомобиля. 5. Опишите технологию регулировки схождения управляемых колес. 6. Опишите технологию регулировки угла развала управляемых колес. 7. Опишите технологию регулировки подшипников ступицы колеса. 8. Перечислите основные неисправности рамы и способы их устранения. 9. Перечислите основные неисправности передней оси автомобиля и способы их устранения. 5,2, Техническое обслуживание ш ремонт подвески. 1. Каково назначение подвески автомобиля? 2. Опишите устройство и принцип действия зависимой подвески. 3. Опишите устройство и принцип действия независимой подвески. 5.2.1. Диагностирование мод вески Состояние подвески диагностируют методом визуальной оценки, а крепление ее элементов - методом приложения усилия. При осмотре подвесок проверяют состояние рычагов независимой подвески, стабилизатора поперечной устойчивости, амортизаторов, рессор, резиновых втулок. На элементах подвески не должно быть трещин, механических повреждений, люфта в местах сочленений деталей подвески через резиновые втулки. При осмотре рессор выявляют поломанные или треснутые листы. Рессора не должна иметь видимого продольного смещения, которое может произойти из-за среза центрального болта. Проверяя надежность крепления рессор, особое внимание уделяют степени затяжки гаек стремянок и износу втулок шарнирных креплений рессор. Если рессоры имеют крепление концов в резиновых подушках, то обращают внимание на их целостность, а также правильное расположение в опоре. Гайки крепления стремянок и хомутов рессор проверяют и затягивают равномерно: сначала передние, а потом задние. Упругость рессоры оценивают по стреле ее прогиба в свободном состоянии. Этот показатель можно определить, если натянуть нить между концами рессоры и измерить расстояние от нити до середины вогнутой части коренного листа. Стрелы прогиба в рессорах не должны различаться более чем на 10 мм. При приложении усилий к элементам подвески недопустимы стуки и скрип, амортизатор должен гасить колебания кузова за 1-2 двойных хода. Амортизатор проверяют на сопротивляемость растягиванию и сжатию. Для этого нижнюю проушину амортизатора зажимают в тисках и несколько раз прокачивают его за верхнюю проушину. Одинаковое сопротивление амортизатора при перемещении в обоих направлениях и равномерный ход указывают на исправность амортизатора. В противном случае амортизатор подлежит ремонту. Испытывают амортизатор на специальном стенде. При этом определяют значение сопротивления амортизатора при его перемещении в обоих направлениях, а также бесшумность работы. Результаты испытаний должны соответствовать техническим условиям.
5.2.1. Техническое обслуживание подвески При ЕО определяют герметичность амортизаторов, состояние рессор и пружин (внешний осмотр). Общую работоспособность подвески оценивают по ходу движения автомобиля. При ТО-1 проверяют крепление стремянок и пальцев рессор. При необходимости закрепляют стремянки, крышки и хомуты рессор и амортизаторов. Узлы подвески смазывают в соответствии с картой смазывания конкретной марки автомобиля. При ТО-2 закрепляют хомуты, стремянки и пальцы рессор, подушки. Проверяют состояние и крепление пружин и рычагов подвески, а также стабилизатора поперечной устойчивости. 5.2.1. Ремонт подвески У рессор могут быть следующие дефекты: поломка листов, потеря упругости, срезание центрального болта, износ пальцев и втулок в проушинах рессор и кронштейнах, износ кронштейнов под торцами проушин рессоры. Для устранения неисправностей снятую рессору разбирают, листы промывают в щелочном растворе и подвергают контролю и сортировке. Разборку и сборку рессор осуществляют на специальных приспособлениях или в тисках. Сломанные листы и листы, имеющие трещины, заменяют новыми. Перед сборкой листы рессоры смазывают графитовой смазкой. После сборки проверяют стрелу прогиба рессоры. Изношенные втулки в проушинах рессор и кронштейнах выпрессовывают и заменяют. Гладкие рессорные пальцы при небольшом износе шлифуют под ремонтный размер. При износе более 1,5 мм пальцы заменяют новыми. Износ кронштейнов под торцами проушин рессоры устраняется шайбами, которые устанавливают на палец крепления рессоры. Собранные рессоры испытывают на стенде. Перед испытанием осуществляют осадку рессоры под определенной нагрузкой. Собранную рессору устанавливают на прессе и шпинделем нажимают на середину до полного выпрямления рессоры, чтобы стрела прогиба равнялась нулю (рис. 5.3). Затем рессору постепенно освобождают, измеряют стрелу прогиба и нажимают на нее до выпрямления. Повторная осадка рессоры той же нагрузкой не должна изменять стрелу прогиба. При уменьшении стрелы прогиба рессора непригодна к эксплуатации.
Основные неисправности амортизаторов следующие: износ штока и задиры на его поверхности; усадка или поломка пружин клапанов амортизатора; износ компрессионных колец поршня амортизатора: утечка жидкости через сальники. Амортизатор снимают для ремонта, если течь жидкости не устраняется подтягиванием гайки резервуара и возникает необходимость в замене сальника. Снятый с автомобиля амортизатор очищают от грязи, промывают в дизельном топливе и разбирают. Детали амортизатора промывают в керосине и протирают ветошью. Ремонт сводится к замене изношенных или поломанных деталей. Некачественная работа амортизатора может быть следствием недостатка амортизационной жидкости, которую необходимо периодически доливать. При сборке детали амортизатора смазывают веретенным маслом. После сборки и заливки жидкости амортизатор проверяют на стенде. Заменяют: поломанные или треснувшие пружины и рычаги подвески, изношенные резиновые втулки и подушки подвески. Ослабленные крепления элементов подвески подтягивают. Задание для закреплений изученного материала 1. При внешнем осмотре подвески выявляют следующие неисправности: 2. При ЕО подвески выполняют следующие работы: 3. При ТО-1 подвески выполняют следующие работы: 4. При ТО-2 подвески выполняют следующие работы: 5. Основными неисправностями рессор являются 6. Основными неисправностями амортизатора являются 7. Основными способами устранения неисправностей подвески являются Контрольные вопросы и задания 1. Опишите технологию диагностирования подвески при визуальном осмотре. 2. Опишите технологию диагностирования подвески, когда усилия направлены на элементы подвески. 3. Опишите технологию диагностирования подвески по ходу движения автомобиля. 4. Опишите технологию диагностирования рессор. 5. Опишите технологию диагностирования амортизаторов. 6. Перечислите операции, выполняемые при ЕО подвески автомобиля. 7. Перечислите операции, выполняемые при ТО-1 подвески автомобиля. 8. Перечислите операции, выполняемые при ТО-2 подвески автомобиля. 9. Перечислите основные неисправности подвески автомобиля и способы их устранения. 10. Перечислите основные неисправности рессор и способы их устранения. 11. Перечислите основные неисправности амортизаторов и способы их устранения. 5.3. Техническое обслуживание и ремонт колес и шин 1. Какую функцию на автомобиле выполняют колеса и шины? 2. Перечислите типы автомобильных колес. 3. Опишите устройство шин и различных типов колес. 5.3.1. Диагностирование колес и шин Техническое состояние колес и шин диагностируют методом визуальной оценки. Не должно быть: забоин и вмятин на ободе колеса; изношенных отверстий для шпилек в дисках; застрявших предметов между шинами. Давление в шинах должно соответствовать требуемым значениям. Давление воздуха в шинах измеряется рабочими манометрами (458-М 1 - для легковых автомобилей, 458-М2 - для грузовых автомобилей). Биение колеса проверяют его вращением в вывешенном положении. Неравномерность вращения (дисбаланс), устраняют на специальных балансировочных станках. Технология проверки дисбаланса определена инструкцией по эксплуатации конкретного станка. Высота рисунка протектора, измеренная по центру беговой дорожки, должна быть не менее 1мм. Разница глубины рисунка протектора у шин, устанавливаемых на сдвоенные колеса, не должна превышать 3 мм. 5.3.2. Техническое обслуживание колее и шшш При ЕО проверяют состояние колес и шин (внешний осмотр). Особое внимание уделяют внешним повреждениям шин: порезам или проколам покрышек острыми предметами, отслоеням протектора, разрушениям бортового кольца, наличию застрявших камней или других предметов в протекторе шин и между сдвоенными шинами грузовых автомобилей. Застрявшие в шинах посторонние предметы удаляют. При необходимости замеряют давление воздуха в шинах и доводят его до нормального значения. При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление колес, замеряют давление воздуха в шинах и при необходимости доводят его значение до нормы. При ТО-2 проверяют и при необходимости балансируют колеса, переставляют колеса в соответствии со схемой перестановки. 5.3.2. Ремонт и регулировки колес и шин Неисправности автомобильных колес в основном являются следствием неправильной эксплуатации. Основные неисправности колес: разработка отверстий под шпильки или болты крепления; трещины в дисках колес; повреждения и погнутость закраин ободьев, бортовых и замочных колец; биение колеса вследствие неправильного монтажа шины на обод; дисбаланс колеса; коррозия и нарушение лакокрасочного покрытия обода колеса; износ протектора шины. Указанные неисправности обнаруживают при осмотре, а биение проверяют при вращении вывешенного колеса. Причины неисправностей колес: эксплуатация колес при пониженном давлении воздуха в шинах, неправильная регулировка углов установки управляемых колес, неправильная эксплуатация автомобиля в плохих дорожных условиях, слабая затяжка гаек (или болтов) крепления колес, дисбаланс колеса. Способы устранения неисправностей колес. Шины, имеющие незначительные повреждения покрышек или проколы камер, ремонтируют в условиях автосервиса или автопредприятия. Для этой цели используют электровулканизаторы и заплаты из сырой резины. Покрышки с изношенным протектором, но годным каркасом, сдают для восстановления протектора на шиноремонтное предприятие. Проколы камер устраняют следующим образом. Снимают: колесо с автомобиля, покрышку и камеру с обода. Находят место прокола. Для этого опускают слегка накаченную шину в емкость с водой и по месту выхода пузырьков воздуха определяют место прокола и отмечают его. После просушивания камеры место прокола зачищают (мелкой наждачной бумагой или специальным приспособлением) и обезжиривают (бензином). Резиновую заплату также зачищают и обезжиривают. Заплату из сырой резины опускают на некоторое время в бензин (пока она не станет мягкой). Затем прикладывают заплату из сырой резины на место прокола, на нее накладывают заплату из камерной резины и устанавливают камеру на вулканизатор, который нагревает камеру и заплаты до определенной температуры, после чего камеру снимают с вулканизатора и, дав остыть, проверяют герметичность заплаты. Для повышения долговечности автомобильных шин необходимо строго соблюдать правила технической эксплуатации и обслуживания. Шины на колесах одной оси должны иметь одинаковый рисунок протектора и каркас одного строения: диагональный или радиальный. Давление в шинах должно поддерживаться в пределах нормы, так как пониженное давление воздуха в шинах ведет к быстрому износу шин и большей вероятности повреждения диска при наезде колеса на препятствие, а повышенное давление может привести к взрыву колеса и аварии. Для равномерного износа протектора шин рекомендуется периодически, через 6-8 тыс. км, переставлять колеса согласно схеме перестановки (включая и запасное колесо). При установке и перестановке колес следует учитывать рисунок протектора (если он направленного действия), что обозначается стрелкой на боковине покрышки. При правильной установке колеса стрелка и преимущественное направление вращения при движении вперед должны совпадать. Монтаж шины осуществляют только на исправном ободе (перед монтажом состояние обода проверяют). Он должен иметь круглую форму, закраины и посадочные полки, быть без повреждений и деформаций, нарушений лакокрасочного покрытия. При сборке камерных шин предварительно проверяют состояние внутренней поверхности покрышки, удаляют из слоя протектора инородные предметы, припудривают полость покрышки тальком и затем закладывают камеру. Если давление в шинах оказывается ниже нормы, подкачку шин производят с помощью насосов или воздухораздаточных колонок моделей C-4Q1, С-411 и др. Демонтаж и монтаж шин легковых автомобилей выполняют монтажными лопатками или на стационарном стенде (например Ш-51 ОМ). Шины грузовых автомобилей и автобусов разбирают и собирают на стационарных стендах (Ш- 509,1П-153 и др.). После сборки колеса обязательно балансируют. Балансировка колес проводится для устранения неуравновешенности (дисбаланса), которая является следствием неравномерного распределения массы колеса относительно оси или вертикальной плоскости симметрии колеса. Дисбаланс при вращении колеса вызывает неравномерный усиленный износ шин. Для уменьшения влияния дисбаланса проводят статическую и динамическую балансировки. Статическую балансировку можно выполнить прямо на ступице неведущего колеса автомобиля. Для этого колесо вывешивают, ослабляют затяжку гайки ступицы и крепят на нее балансируемое колесо. Колесо приводят во вращение по часовой стрелке и дают ему самостоятельно остановиться, отмечая мелом на боковине покрышки верхнее положение остановки на вертикали, проходящей через ось вращения. То же самое повторяют при вращении против часовой стрелки, делая мелом после остановки вторую верхнюю метку. Расстояние между двумя метками делят пополам и отмечают новую, среднюю, метку, которая будет указывать на наиболее тяжелое место колеса, расположенное диаметрально напротив полученной метки. Чтобы уравновесить более тяжелую часть колеса, возле средней метки, по обе стороны от нее, на расстоянии примерно половины радиуса обода, навешивают на закраину обода балансировочные грузики равной массы и вновь дают толчок на вращение колеса, следя за тем, где оно остановится. Если колесо останавливается в положении, при котором грузики оказываются ниже оси вращения колеса, значит, их массы достаточно, чтобы уравновесить колесо. В противном случае подбирают грузики большей массы. После подбора грузиков, последовательно передвигая их от средней метки и проверяя методом вращения, находят положение безразличного равновесия, т.е. положение, при котором колесо может останавливаться после прекращения вращения в любом положении. Для балансировки колес легковых автомобилей применяют балансировочные грузики массой 20, 40, 60, 80 г. Их навешивают на одной или обеих закраинах обода с помощью пластинчатых пружин, имеющих форму закраины обода. Для балансировки колес грузовых автомобилей применяют грузики массой 325 и 800 г. Чтобы грузики легче перемещались по закраине обода в процессе балансировки, давление в шине снижают, а после ее окончания доводят до нормального значения. Динамическая балансировка колес автомобилей выполняется на специальных балансировочных станках стационарного или передвижного типов. Сейчас применяется несколько разновидностей балансировочных станков отечественного и зарубежного производства. Они позволяют устранить как статическую, так и динамическую неуравновешенность колес. Станки имеют различное конструктивное исполнение и рассчитаны на проведение балансировочных работ при снятом колесе автомобиля. Более совершенными являются передвижные станки для колес легковых автомобилей, которые позволяют производить балансировку колеса в сборе с тормозным барабаном и ступицей непосредственно на автомобиле. Задание для закрепления изученного материала 1. При диагностировании дисков колес выявляют следующие неисправности: 2. При диагностировании шин выявляют следующие неисправности: 3. При ЕО колес и шин выполняют следующие работы: 4. При TO-I колес и шин выполняют следующие работы: 5. При ТО-2 колес и шин выполняют следующие работы: 6. Основными причинами возникновения неисправностей колес и шин являются 7. Основными неисправностями колес и шин являются 8. Для уравновешивания колес проводят следующие два вида балансировки: 1)___________________________________; 2)_________________________. Контрольные вопросы и задания 1. Опишите технологию диагностирования колес и шин. 2. Перечислите операции, выполняемые при техническом обслуживании колес и шин. 3. Перечислите основные неисправности колес и шин. 4. Перечислите основные причины неисправностей колес и шин. 5. Опишите технологию устранения проколов камер с помощью электровулканизатора. 6. Перечислите требования к установке, перестановке и эксплуатации колес и шин. 7. Опишите технологию балансировки колес.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|