Тема 17. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений
1. Общие положения 2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части 3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих 4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 5. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении 6. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы
17.1 Общие положения
Данный вид судопроизводства регулируется нормами подраздела III ГПК. В соответствии со ст. 245 ГПК суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: а) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; б) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; в) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; г) по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством РФ в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии), в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — специальное учреждение);
д) заявлениям об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы. Определенные изменения в нормы, регулирующие общие положения производства из публичных правоотношений, были внесены ФЗ от 28.07.2004 № 94-ФЗ. Так, для возбуждения данного вида судопроизводства необходима подача заявления заинтересованного лица. Если при подаче заявления обнаружится, что имеет место спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления. Если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу, судья отказывает в принятии заявления либо прекращает производство по делу. Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл. 23 ГПК. Так, при рассмотрении данной категории дел не применяются правила заочного производства, а также в данном случае суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, ОМС, должностного лица. Принцип состязательности также имеет свою специфику в данном виде судопроизводства, так как обязанности по доказыванию возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, а также на органы и лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие). Суд при рассмотрении дела из указанных правоотношений может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в нем, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.
17.2 Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части Право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в соответствии со ст. 251 ГПК принадлежит гражданам, организациям, а также прокурору в пределах его компетенции, если они считают, что данным актом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией. Кроме того, в соответствии с ч. 2 данной статьи специальными субъектами, которым предоставлено право обращения в суд с подобным заявлением, являются Президент РФ и Правительство РФ, законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ, ОМС и глава муниципального образования, считающие, что данным правовым актом нарушена их компетенция. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции КС РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК). В соответствии со ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ» Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ. Следует отметить, что Постановлением КС РФ от 18.07.2003 №13-П норма ст. 251 ГПК, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ. Кроме того, норма ст. 251 ГПК, которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов РФ противоречащими закону, также признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону. В силу указанного ч. 1, 2, 4 ст. 251 ГПК подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом.
В 2010 г. число дел данной категории в судах субъектов РФ уменьшилось с 1033 до 799, что составило 69,8% от общего числа рассмотренных ими дел, возникающих из публичных правоотношений. Районными судами за 2010 г. было рассмотрено 4,4 тыс. или 0,1 % таких дел (в 2009 г. — 4,7 тыс. или 0,2%). fРодовая подсудность определяет рассмотрение данных дел районными судами, за исключением оспаривания тех нормативных актов, подсудность которых отнесена к полномочиям суда субъекта РФ или ВС РФ. Территориально данные дела рассматриваются по месту нахождения органа государственной власти, ОМС, должностного лица, принявших нормативный правовой акт. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, ОМС или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью (ч. 5 ст. 251 ГПК). К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт (ч. 6 ст. 251 ГИК). Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта (ч. 7 ст. 251 ГПК).
Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа или лица, Принявшего оспариваемый акт, и прокурора. Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Необязательно также для суда и признание требования органом или лицом, принявшим акт. Суд, рассмотрев дело по существу, выносит решение либо об отказе в удовлетворении соответствующего заявления, либо о признании нормативного акта или его части недействующим со дня принятия этого акта или времени, указанного судом. Решение суда или сообщение о его принятии после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. Дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 1 и 2 ст. 251ГПК). Исключение составляют дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции КС РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и Свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК). Исходя из этого в принятии заявления от организации или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отказано по мотиву подведомственности дела арбитражному суду только в том случае, когда в федеральном законе имеется специальная норма, согласно которой дела об оспаривании данного нормативного правового акта отнесены к компетенции арбитражных судов. В этом случае в определении об отказе в принятии заявления судья должен указать такой закон. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, ОМС или должностного лица, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с ч. 5 ст. 251 ГПК в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, в частности, какие права и свободы гражданина нарушаются этим актом или его частью. Это требование в равной мере распространяется и на заявления организаций; в них также должно быть указано, какие права организации нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом или его частью. По общему правилу граждане и организации в силу ст. 3,4 ГПК вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (исключение составляют случаи, когда граждане или организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц). Исходя из этого заявления граждан и организаций, оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагивающие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием (например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей), не должны приниматься к производству судов. В принятии таких заявлений как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства следует отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 334 ГПК, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы или законные интересы заявителя. Лица, перечисленные в ч. 2 ст. 251 ГПК, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Под нарушением компетенции перечисленных в ч. 2 ст. 251 ГПК лиц следует понимать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в соответствии с законом должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами. Исходя из требований ст. 251 ГПК, в заявлении лиц, перечисленных в ч. 2 этой статьи, должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение их компетенции оспариваемым нормативным правовым актом. В силу ст. 133 Конституции одной из гарантий ОМС является право на судебную защиту. В связи с этим ОМС, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по основаниям нарушения их компетенции (ч. 2 ст. 251 ГПК), но также и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом других прав местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени. Время, с которого нормативный правовой акт признается недействующим, должно быть указано в резолютивной части решения. В случае признания нормативного правового акта недействующим не со дня его принятия, а с иного времени (например, со дня вступления решения в законную силу), это должно быть обосновано в мотивировочной части решения. 17.3 Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, ОМС, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Обращение может быть произведено непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган. В 2010 г. районными судами было рассмотрено 116, 7 тыс. заявлений по данной категории дел, или 3,5% от общего числа дел, рассмотренных в районных судах (в 2009 г. таких дел было 103,5 тыс. или 3,4% соответственно). Родовая подсудность дел, вытекающих из данного вида правоотношений, определяется но общим правилам, установленным в ст. 24—27 ГПК. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа или лица, чье решение оспаривается. Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с осведомленностью о сведениях, составляющих государственную тайну (перечень которых указан законодателем), оспаривается в соответствующем суде субъекта РФ по месту принятия решения об отказе в выезде. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение органа военного управления или командира части, подается в военный суд. До вступления решения суда в законную силу последний может приостановить действие оспариваемого решения. К решениям, действию (бездействию) относятся как коллегиальные, так и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решении, действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ограничен тремя месяцами со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина и представителя стороны, кем были нарушены права и свободы. Их неявка при надлежащем извещении не служит препятствием к рассмотрению заявления. Если суд признает действие, бездействие или решение незаконным, он выносит решение об устранении препятствий к осуществлению прав и свобод и направляет свое решение соответствующему органу или лицу в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. 17.4 Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Судами субъектов РФ р 2010 г. было принято к производству 161 дело по данной категории, что составило 14,1% от общего числа дел, возникающих из публичных правоотношений (в 2009 г. к производству было принято 189 дел, или 13,5%). В районных судах дела о нарушении избирательного законодательства в 2010 г. составили 3,7 тыс. или 0,1% от общего числа дел, рассмотренных в районных судах (в 2009 г. — 3,6 тыс. или также 0,1%). В соответствии со ст. 259 ГПК правом на подачу заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации обладают: 1) избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, ОМС, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, Должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 2) ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, ОМС, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией peферендума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума; 3) избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, — с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов); 4)лица, установленные федеральным законом, — с заявлением о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума; 5) при проведении референдума РФ — ЦИК РФ; при проведении референдума субъекта РФ — избирательная комиссия субъекта РФ; при проведении местного референдума — избирательная комиссия муниципального образования с заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной ст. 24,26 и 27 ГПК, а также другими ФЗ. Мировые судьи не вправе рассматривать дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме. Вместе с тем к подсудности мировых судей отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также процедуры проведения выборов и референдума. Исключение составляют дела названной категории, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, которые подсудны судьям районных судов. Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию. В ст. 260 ГПК определены сроки обращения в суд и рассмотрения заявлений. Так, согласно ч. 1—5 указанной статьи установлены следующие сроки обращения в суд: а) заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме; б) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации; кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Установленный процессуальный срок не подлежит восстановлению судом; в) заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования; г) после опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов; д) заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в сроки, установленные ФЗ. Что же касается сроков рассмотрения указанных заявлений, то согласно правилам ч. 6—11 ст. 260 ГПК: а) в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней после его подачи. Истечение сроков, установленных ч. 6 ст. 260 ГПК, не влечет за собой прекращение производства по делу, возбужденному по заявлению, поступившему в соответствии с требованиями данной статьи, и не препятствует судам, включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, разрешить данное дело по существу; б) заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования — немедленно; в) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд; г) решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования; д) решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования; е) решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд. Как разъяснил Пленум ВС РФ в своем постановлении от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отсутствие у лица права на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в порядке гл. 26 ГПК не может быть преодолено путем подачи этим же лицом заявления в суд по правилам гл. 25 ГПК. В ст. 260.1 ГПК определен порядок рассмотрения подобного рода дел. Так, заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, ОМС, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Суд извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о принятии к рассмотрению заявления о расформировании этой избирательной комиссии, комиссии референдума. Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профессиональных судей. При рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть: 1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; 2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. Решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению. Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, ОМС, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления. Суд обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, ОМС, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам исполнения решения, обязывающего совершить определенные действия. В случае если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) законно, он отказывает в удовлетворении заявления. Кассационная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения. 17.5Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении Заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания такого иностранного гражданина в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии. Заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд в течение 48 часов с момента его помещения в специальное учреждение. Заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за 48 часов до истечения установленного по решению суда срока его пребывания в специальном учреждении. При поступлении в суд заявления дело должно быть возбуждено незамедлительно. Одновременно судья продлевает срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения такого заявления. При возбуждении дела судья вправе истребовать у лиц, участвующих в деле, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела материалы. Заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока его пребывания там судья рассматривает в течение пяти дней со дня возбуждения дела. Судебное заседание проводится в помещении суда. Дело рассматривается с участием прокурора, представителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, подавшего в суд соответствующее заявление, и иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в отношении которого рассматривается дело о его временном размещении в специальном учреждении или о продлении срока его пребывания в нем. Рассмотрев по существу заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока его пребывания в нем, суд принимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет заявление. Решение суда об удовлетворении поданного заявления является основанием для временного размещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на необходимый для осуществления его реадмиссии срок или продления срока его пребывания в специальном учреждении. 17.6 Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы Рассматриваемая категория дел является новеллой ГПК, введенной в связи с принятием и вступлением в действие с 1 июля 2011 г. ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов для следующих категорий поднадзорных лиц: а) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также при рецидиве преступлений — если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо по отбытии уголовного наказания при непогашенной или неснятой судимости совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления либо посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность; б) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве — независимо от наличия оснований. По своей сути административный надзор представляет собой временное ограничение прав и свобод поднадзорных лиц, а также выполнение ими определенных обязанностей, осуществляемое под наблюдением органов внутренних дел. Подсудность дел по данной категории зависит от того, освобождено или только освобождается лицо из мест лишения свободы. В первом случае заявление подается в суд по месту жительства или пребывания лица, во втором — по месту нахождения исправительного учреждения. Круг субъектов, обладающих правом на обращение в суд по данной категории дел, ограничен. Так, по делам об установлении и продлении административного надзора заявителями выступают исправительные учреждения или органы внутренних дел, а по делам о дополнении, досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений — органы внутренних дел, поднадзорное лицо либо его представитель. В заявлении по делам рассматриваемой категории указываются основания подачи заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. В заявлении об установлении, о продлении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений. В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений. К заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор. Суд при необходимости может затребовать и иные документы либо материалы. Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора. Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела. Обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе. Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно может установить следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|