Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 17. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений




1. Общие положения

2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

5. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении

6. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы

 

17.1 Общие положения

 

Данный вид судопроизводства регулируется нормами подраз­дела III ГПК. В соответствии со ст. 245 ГПК суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

а) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

б) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных

лиц, государственных и муниципальных служащих;

в) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

г) по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством РФ в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностран­ный гражданин, подлежащий реадмиссии), в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — специальное учреждение);

д) заявлениям об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы.

Определенные изменения в нормы, регулирующие общие по­ложения производства из публичных правоотношений, были внесены ФЗ от 28.07.2004 № 94-ФЗ. Так, для возбуждения данного вида судопроизводства необходима подача заявления заинтересо­ванного лица. Если при подаче заявления обнаружится, что имеет место спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления. Если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу, судья отказывает в принятии заявления либо прекращает производство по делу.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл. 23 ГПК. Так, при рассмотрении данной категории дел не применяются правила заочного производства, а также в данном случае суд не связан основания­ми и доводами заявленных требований. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, ОМС, должностного лица. Принцип состязательности также имеет свою специфику в данном виде судопроизводства, так как обязанности по доказыванию возла­гаются на орган, принявший нормативный правовой акт, а также на органы и лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие). Суд при рас­смотрении дела из указанных правоотношений может истребо­вать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участву­ющие в нем, а также иные лица не могут заявлять в суде те же тре­бования и по тем же основаниям.

 

17.2 Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Право обращения в суд с заявлением о признании норматив­ного правового акта противоречащим закону полностью или в ча­сти в соответствии со ст. 251 ГПК принадлежит гражданам, орга­низациям, а также прокурору в пределах его компетенции, если они считают, что данным актом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией. Кроме того, в соответствии с ч. 2 данной статьи специальными субъектами, которым предоставлено право обращения в суд с подобным заявлением, являются Прези­дент РФ и Правительство РФ, законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ, ОМС и глава муниципального образования, считающие, что данным правовым актом нарушена их компетенция.

Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК, заявления об оспаривании нормативных правовых ак­тов, проверка конституционности которых отнесена к исключи­тельной компетенции КС РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК). В соответствии со ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС РФ разрешает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ» Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относ­ящимся к ведению органов государственной власти РФ и совмест­ному ведению органов государственной власти РФ и органов госу­дарственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ.

Следует отметить, что Постановлением КС РФ от 18.07.2003 №13-П норма ст. 251 ГПК, которая наделяет суд общей юрисдик­ции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой данная норма допускает разре­шение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ. Кроме того, норма ст. 251 ГПК, которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о при­знании нормативных правовых актов субъектов РФ противореча­щими закону, также признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону. В силу указанного ч. 1, 2, 4 ст. 251 ГПК подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом.

В 2010 г. число дел данной категории в судах субъектов РФ уменьшилось с 1033 до 799, что составило 69,8% от общего числа рассмотренных ими дел, возникающих из публичных правоотно­шений. Районными судами за 2010 г. было рассмотрено 4,4 тыс. или 0,1 % таких дел (в 2009 г. — 4,7 тыс. или 0,2%). fРодовая подсудность определяет рассмотрение данных дел районными судами, за исключением оспаривания тех норматив­ных актов, подсудность которых отнесена к полномочиям суда субъекта РФ или ВС РФ. Территориально данные дела рассма­триваются по месту нахождения органа государственной власти, ОМС, должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта долж­но соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК, и содержать дополнительно данные о наименовании органа госу­дарственной власти, ОМС или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его ча­стью (ч. 5 ст. 251 ГПК). К заявлению приобщается копия оспари­ваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт (ч. 6 ст. 251 ГИК). Подача заявления об оспаривании норма­тивного правового акта в суд не приостанавливает действие оспа­риваемого нормативного правового акта (ч. 7 ст. 251 ГПК).

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа или лица, Принявшего оспариваемый акт, и прокурора. Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Необязательно также для суда и признание требования органом или лицом, принявшим акт.

Суд, рассмотрев дело по существу, выносит решение либо об отказе в удовлетворении соответствующего заявления, либо о признании нормативного акта или его части недействующим со дня принятия этого акта или времени, указанного судом. Решение суда или сообщение о его принятии после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным приняти­ем такого же акта.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов подведом­ственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотно­шения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 1 и 2 ст. 251ГПК). Исключение составляют дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности кото­рых отнесена к исключительной компетенции КС РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и Свободы заявителя в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК). Исходя из этого в принятии заявления от организации или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отказано по мотиву подведомственности дела арбитражному суду только в том случае, когда в федеральном законе имеется специальная норма, соглас­но которой дела об оспаривании данного нормативного правового акта отнесены к компетенции арбитражных судов. В этом случае в определении об отказе в принятии заявления судья должен ука­зать такой закон.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа го­сударственной власти, ОМС или должностного лица, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обяза­тельные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на не­однократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, пред­усмотренные актом.

В соответствии с ч. 5 ст. 251 ГПК в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, в частности, какие права и свободы гражданина нарушаются этим актом или его частью. Это требование в равной мере распространяется и на заявления организаций; в них также должно быть указано, какие права организации нарушаются оспариваемым нормативным пра­вовым актом или его частью.

По общему правилу граждане и организации в силу ст. 3,4 ГПК вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраня­емых законом интересов (исключение составляют случаи, когда граждане или организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных инте­ресов других лиц). Исходя из этого заявления граждан и органи­заций, оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагива­ющие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием (например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуаль­ного предпринимателя, об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и инди­видуальных предпринимателей), не должны приниматься к про­изводству судов. В принятии таких заявлений как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопро­изводства следует отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 334 ГПК, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы или законные интересы за­явителя.

Лица, перечисленные в ч. 2 ст. 251 ГПК, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они счита­ют, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Под нарушением компетенции перечисленных в ч. 2 ст. 251 ГПК лиц следует понимать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в соответствии с зако­ном должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами. Исходя из требований ст. 251 ГПК, в заявлении лиц, перечисленных в ч. 2 этой статьи, должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение их компетен­ции оспариваемым нормативным правовым актом.

В силу ст. 133 Конституции одной из гарантий ОМС является право на судебную защиту. В связи с этим ОМС, главы муници­пальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по осно­ваниям нарушения их компетенции (ч. 2 ст. 251 ГПК), но также и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом дру­гих прав местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК суд, установив, что оспарива­емый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недейству­ющим полностью или в части со дня принятия или иного указан­ного судом времени. Время, с которого нормативный правовой акт признается недействующим, должно быть указано в резолютив­ной части решения.

В случае признания нормативного правового акта недейству­ющим не со дня его принятия, а с иного времени (например, со дня вступления решения в законную силу), это должно быть обосно­вано в мотивировочной части решения.

17.3 Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК гражданин, организация впра­ве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа госу­дарственной власти, ОМС, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Обращение может быть произведено непосред­ственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган.

В 2010 г. районными судами было рассмотрено 116, 7 тыс. заявлений по данной категории дел, или 3,5% от общего числа дел, рассмотренных в районных судах (в 2009 г. таких дел было 103,5 тыс. или 3,4% соответственно).

Родовая подсудность дел, вытекающих из данного вида право­отношений, определяется но общим правилам, установленным в ст. 24—27 ГПК. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа или лица, чье решение оспаривается.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с осведомленностью о сведениях, составляющих государствен­ную тайну (перечень которых указан законодателем), оспари­вается в соответствующем суде субъекта РФ по месту принятия решения об отказе в выезде.

Заявление военнослужащего, оспаривающего решение органа военного управления или командира части, подается в военный суд.

До вступления решения суда в законную силу последний может приостановить действие оспариваемого решения.

К решениям, действию (бездействию) относятся как колле­гиальные, так и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решении, действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ограничен тремя месяцами со дня, когда гражданину стало извест­но о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина и представителя стороны, кем были нарушены пра­ва и свободы. Их неявка при надлежащем извещении не служит препятствием к рассмотрению заявления.

Если суд признает действие, бездействие или решение незаконным, он выносит решение об устранении препятствий к осущест­влению прав и свобод и направляет свое решение соответству­ющему органу или лицу в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

17.4 Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Судами субъектов РФ р 2010 г. было принято к производству 161 дело по данной категории, что составило 14,1% от общего чис­ла дел, возникающих из публичных правоотношений (в 2009 г. к производству было принято 189 дел, или 13,5%). В районных су­дах дела о нарушении избирательного законодательства в 2010 г. составили 3,7 тыс. или 0,1% от общего числа дел, рассмотренных в районных судах (в 2009 г. — 3,6 тыс. или также 0,1%).

В соответствии со ст. 259 ГПК правом на подачу заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации обладают:

1) избиратели, участники референдума, кандидаты и их дове­ренные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные обще­ственные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, наблюдате­ли, прокурор, считающие, что решениями или действиями (без­действием) органа государственной власти, ОМС, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, Должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

2) ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, из­бирательные комиссии муниципальных образований, окруж­ные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государствен­ной власти, ОМС, должностными лицами, кандидатом, избира­тельным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией peферендума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума;

3) избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кан­дидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, — с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов);

4)лица, установленные федеральным законом, — с заявлением о расформировании избирательной комиссии, комиссии референ­дума;

5) при проведении референдума РФ — ЦИК РФ; при проведе­нии референдума субъекта РФ — избирательная комиссия субъ­екта РФ; при проведении местного референдума — избирательная комиссия муниципального образования с заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсуд­ности, установленной ст. 24,26 и 27 ГПК, а также другими ФЗ.

Мировые судьи не вправе рассматривать дела о защите изби­рательных прав и права на участие в референдуме. Вместе с тем к подсудности мировых судей отнесено рассмотрение дел об ад­министративных правонарушениях, предусмотренных КоАП, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также процеду­ры проведения выборов и референдума. Исключение составляют дела названной категории, производство по которым осуществля­лось в форме административного расследования, которые подсуд­ны судьям районных судов.

Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комис­сий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решени­ем нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышесто­ящую комиссию.

В ст. 260 ГПК определены сроки обращения в суд и рассмотрения заявлений. Так, согласно ч. 1—5 указанной статьи установлены следующие сроки обращения в суд:

а) заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать из­вестно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме;

б) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации; кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по про­ведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Установленный процессуальный срок не подлежит восстановлению судом;

в) заявление об отмене регистрации кандидата (списка канди­датов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования;

г) после опубликования результатов выборов, референдума за­явление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опублико­вания результатов;

д) заявление о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума может быть подано в суд в сроки, установ­ленные ФЗ.

Что же касается сроков рассмотрения указанных заявлений, то согласно правилам ч. 6—11 ст. 260 ГПК:

а) в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его посту­пления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосова­ния, в день голосования или в день, следующий за днем голосова­ния, — немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявле­нии, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней после его подачи. Истечение сроков, установленных ч. 6 ст. 260 ГПК, не вле­чет за собой прекращение производства по делу, возбужденно­му по заявлению, поступившему в соответствии с требованиями данной статьи, и не препятствует судам, включая суды апелляци­онной, кассационной и надзорной инстанций, разрешить данное дело по существу;

б) заявление о неправильности в списках избирателей, участ­ников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в те­чение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования — не­медленно;

в) заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах вы­боров, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в те­чение двух месяцев со дня его поступления в суд;

г) решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования;

д) решение по заявлению об отмене регистрации инициатив­ной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования;

е) решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в своем постановлении от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защи­те избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отсутствие у лица права на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации в порядке гл. 26 ГПК не может быть преодолено путем подачи этим же ли­цом заявления в суд по правилам гл. 25 ГПК.

В ст. 260.1 ГПК определен порядок рассмотрения подобного рода дел. Так, заявление рассматривается судом с участием зая­вителя, представителя соответствующих органа государственной власти, ОМС, политической партии, иного общественного объе­динения, избирательной комиссии, комиссии референдума, долж­ностного лица, прокурора. Неявка в суд указанных лиц, надлежа­щим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Суд извещает избирательную комиссию, комиссию референ­дума о принятии к рассмотрению заявления о расформирова­нии этой избирательной комиссии, комиссии референдума. Дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референ­дума рассматриваются судом коллегиально в составе трех профес­сиональных судей.

При рассмотрении и разрешении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума мерами по обеспечению иска не могут быть:

1) наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы рефе­рендума или их изъятие;

2) запрещение избирательным комиссиям, комиссиям рефе­рендума осуществлять установленные законом действия по под­готовке и проведению выборов, референдума.

Решение суда первой инстанции об отмене регистрации канди­дата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленно­му исполнению.

Суд признает оспариваемое решение или действие (бездей­ствие) органа государственной власти, ОМС, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснован­ность заявления. Суд обязывает удовлетворить требование за­явителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в рефе­рендуме.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется ру­ководителю соответствующего органа государственной власти, ОМС, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подле­жит реализации в указанные судом сроки по правилам исполне­ния решения, обязывающего совершить определенные действия.

В случае если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) законно, он отказывает в удовлетворении заявления.

Кассационная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесен­ные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения.

17.5Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении

Заявление о временном размещении иностранного гражда­нина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания такого иностранного гражданина в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — фе­деральный орган исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое поме­щен иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии.

Заявление о временном размещении иностранного граждани­на, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подает­ся в суд в течение 48 часов с момента его помещения в специальное учреждение.

Заявление о продлении срока пребывания иностранного граж­данина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за 48 часов до истечения установ­ленного по решению суда срока его пребывания в специальном учреждении.

При поступлении в суд заявления дело должно быть возбужде­но незамедлительно. Одновременно судья продлевает срок пребы­вания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в спе­циальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения такого заявления.

При возбуждении дела судья вправе истребовать у лиц, уча­ствующих в деле, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела материалы.

Заявление о временном размещении иностранного гражда­нина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока его пребывания там судья рассматривает в те­чение пяти дней со дня возбуждения дела. Судебное заседание проводится в помещении суда. Дело рассматривается с участием прокурора, представителя территориального органа федерально­го органа исполнительной власти в сфере миграции, подавшего в суд соответствующее заявление, и иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в отношении которого рассматривается дело о его временном размещении в специальном учреждении или о продлении срока его пребывания в нем.

Рассмотрев по существу заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока его пребывания в нем, суд при­нимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет заявление.

Решение суда об удовлетворении поданного заявления яв­ляется основанием для временного размещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учрежде­нии на необходимый для осуществления его реадмиссии срок или продления срока его пребывания в специальном учреждении.

17.6 Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы

Рассматриваемая категория дел является новеллой ГПК, введенной в связи с принятием и вступлением в действие с 1 июля 2011 г. ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор устанавливается для предупреж­дения совершения преступлений и других правонарушений, ока­зания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов для следу­ющих категорий поднадзорных лиц:

а) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожден­ного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение тяжкого, особо тяжкого пре­ступления, умышленного преступления в отношении несовер­шеннолетнего, а также при рецидиве преступлений — если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы при­знавалось злостным нарушителем установленного порядка отбы­вания наказания, либо по отбытии уголовного наказания при не­погашенной или неснятой судимости совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против по­рядка управления либо посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и об­щественную нравственность;

б) совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожден­ного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления против поло­вой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве — независимо от наличия оснований.

По своей сути административный надзор представляет собой временное ограничение прав и свобод поднадзорных лиц, а также выполнение ими определенных обязанностей, осуществляемое под наблюдением органов внутренних дел.

Подсудность дел по данной категории зависит от того, осво­бождено или только освобождается лицо из мест лишения свобо­ды. В первом случае заявление подается в суд по месту жительства или пребывания лица, во втором — по месту нахождения исправи­тельного учреждения.

Круг субъектов, обладающих правом на обращение в суд по данной категории дел, ограничен. Так, по делам об установле­нии и продлении административного надзора заявителями вы­ступают исправительные учреждения или органы внутренних дел, а по делам о дополнении, досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений — органы внутренних дел, поднадзорное лицо либо его представитель.

В заявлении по делам рассматриваемой категории указывают­ся основания подачи заявления и обстоятельства, имеющие значе­ние для принятия решения по делу.

В заявлении об установлении, о продлении административ­ного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее уста­новленных административных ограничений указываются пред­лагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений.

В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о по­ведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. К заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного уч­реждения о признании осужденного злостным нарушителем уста­новленного порядка отбывания наказания.

В заявлении органа внутренних дел об установлении, о прод­лении административного надзора или дополнении ранее уста­новленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении кото­рого решается вопрос об установлении, о продлении администра­тивного надзора или дополнении ранее установленных админи­стративных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

К заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных администра­тивных ограничений прилагаются документы и материалы, содер­жащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Суд при необходимости может затребовать и иные документы либо материалы.

Дело об административном надзоре рассматривается и разре­шается судьей единолично с обязательным участием лица, в от­ношении которого подано заявление, а также с участием предста­вителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.

Неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, над­лежащим образом извещенных о времени и месте судебного засе­дания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

Обязанность доказывания обстоятельств по делу об админи­стративном надзоре лежит на заявителе.

Суд, рассмотрев заявление по делу об административном над­зоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удов­летворении соответствующего заявления.

Суд, принимая решение об установлении или о продлении ад­министративного надзора, одновременно может установить следу­ющие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...