Психический радикал: Истерический.
МКБ – 10: Истерическое расстройство личности и поведения Диагностические критерии: A. Драматизация, театральное, преувеличенное выражение эмоций. B. Внушаемость, подверженность влиянию окружающих или обстоятельств. C. Поверхностность эмоций. D. Постоянная взбудораженность, стремление быть в центре внимания, к признанию со стороны окружающих. E. Чрезмерная озабоченность своей внешностью, неуместное стремление к привлекательности во внешнем виде и поведении. F. В качестве дополнительных черт – эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, легкость обиды и постоянное стремление манипулировать окружающими для удовлетворения своих потребностей. Дегенерологический диагноз: Дегенеративный контур легкой (1) степени: Истерическая реакция. Дегенеративный контур средней (2) степени: Истерический невроз. Дегенеративный контур выраженной (3) степени: Истерическая психопатия. Эпилепсия. Шизофрения. Психодинамика. Тайное осознание пустоты и недостаточности собственной значимости. Зависть – Ненависть – Обида – Импульс убийства.
Склеп 2. Тщеславие. По своим некоторым проявлениям данная страсть похожа на гордыню, и в каких-то случаях их можно спутать. Вместе с тем, не смотря на то, что обе взаимокасаемы и относятся к одному радикалу – истерическому, их объединение вряд ли имеет под собой безоговорочное психологическое основание, ибо их побудительные мотивы разнятся. Если гордыня в большей степени удовлетворяется самонапыщенностью и теоманической тенденцией разместить себя в статусе безусловной исключительности, то тщеславие представляет собой склонность доказывать свою значимость через оценку других людей и проявляется в повышенной потребности во внимании, непременном желании быть замеченным. Подобная личность стремится к удовлетворению данной потребности через культивирование внешнего впечатления. И такое желание базируется на доминирующей актуализации своего ложного «Я», ставящего вопрос следующим образом: «Любили бы меня ради меня самого, если бы не мои успехи, деньги, достижения, умение хорошо одеваться и т.д.»? Наличествующая постановка вопроса раскрывает в личности подспудный страх раскрыть себя, быть отвергнутым, показаться миру без своей маски.
Этот страх и порождает тщеславие – страсть производить впечатление и замену внутренних ценностей на внешние. Вместе с тем, не следует путать тщеславие с честолюбием. Последнее не рассматривается Преданием как порок, хотя и не считается добродетелью. Как правило, честолюбие имеет под собой реальную основу, проявляющуюся в таланте, одаренности, наличии каких-либо выдающихся качеств, и представляет собой стремление к их реализации, утверждению в мире, в то время как тщеславие присуще людям заурядным, но при том амбициозным. В психиатрии хорошо известен «синдром Герострата». Последний, не обладая никакими примечательными способностями, тем не менее, был настолько обуреваем жаждой стать известным, что поджег храм, чем печально и прославился. Тщеславие – настолько изощренная ловушка для души, что не всегда на первый взгляд может быть уловима сама. Так, например, субъект тщеславится своим богатством, знатностью, но с такой же легкостью может тщеславиться и бедностью или, что еще более опасно – собственными добродетелями, кои, впрочем, тут же и перечеркиваются.
Признаки тщеславия. - Самоукрашательство. - Культивирование сексуальной привлекательности (Что идет рука об руку с фригидностью). - Чрезмерное стремление оказать впечатление.
- Настойчивая потребность во внимании и оценке. - Желание эпатировать. - Фиксированность на внешнем виде. - Желание во что бы то ни стало «преподнести себя» (казаться, а не быть). - «Хамелеонство». - Ориентация на мнение окружающих. - Манипуляторство. - Нарочитость.
Диагностическая матрица. (См. Гордыня). Психодинамика. Поиск бытия в сфере внешних представлений. Нарушение механизма идентичности. Незнание, «кто Я». «Все, что я знаю, это роль, которую я играю». Самонеприятие, самоосуждение и как следствие – механическая самостандартизация. В плане характерологическом данную страсть можно соотнести с рецептивной и рыночной ориентациями, выделенными Э. Фроммом. Субъект с рецептивной ориентацией считает, что все, в чем он нуждается, должно быть доставлено извне. Люди интересуют его только в плане поддержки, а любовь, прежде всего означает, быть любимым. Потому подобный субъект крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Его внешние отзывчивость и дружелюбие по отношению к другим скрывают под собой потребность заручиться их благосклонностью. Рыночная ориентация предполагает рассматривать себя в качестве товара, который можно купить и продать. Такие люди, в конце концов, обречены на крах собственной индивидуальности, ибо их зависимость от социальной роли, маски столь высока, что они полностью растворяются в ней. Вследствие их озабоченности аспектами спроса и предложения на себя самого, они легко идут на предательство, при этом даже совсем не задумываясь об участи Иуды, которая представляется не только личной, но и архетипической.
Склеп 3. Уныние. Святые отцы такое состояние называли еще «скукою», «тоскою сердечною», «слабостью души», «душевным изнеможением». По определению Св. Фомы – это «грусть, заставляющая нас медлить в духовных поступках» (17). Вводя рассматриваемое понятие в измерение психологических категорий, можно его обозначить и как леность – которая сама по себе представляет позицию, подкрепляемую тревожно-депрессивным контекстом. Собственно говоря, уныние (в отличие от печали) и проявляется картиной скрытой тревоги, то есть такой, которая, не будучи явно выражаемой резко пониженным эмоциональным фоном, проявляется характерными признаками, указывающими на актуальное существование подобного душевного состояния, изнутри изматывающего весь организм в целом.
Поэтому, хотя уныние и не демонстрируется как ярко очерченный меланхолический аффект, его черты все же четко свидетельствуют о наличии такового. Явные признаки уныния. - Утомление. - Отвращение. - Сожаление о потерянном времени. - Ощущение тщетности жизни и собственных деяний. - Чувство беспокойства (сопровождаемое тревожным компонентом). - Чувство смятения, волнения. - Малодушие. - Острое переживание чувства собственной уязвимости. - Лень к духовной деятельности. Скрытые признаки уныния. - Ожесточение. - Праздность. - Излишняя изнеженность. - Празднословие. - Лень. - Психологическая инерция. - Эмоциональное соглашательство. - Притупление или омертвение чувств. - Утрата открытости к новому, к познанию. - Самопренебрежение. - Склонность к алкоголизации. - Страсть к еде. - Чрезмерная сконструированность поведения. - Утрированная ответственность, «работоголическая» наклонность – как проявление механизма компенсации чувства собственной несостоятельности. - Ложное смирение. – Поведенческая пассивность, рационализируемая фаталистическими установками, такими как «на все воля Божья», «карма», «судьба» и т.п., которые, в сущности, являются ничем иным, как психологической инерцией. - Фальшивое великодушие. – Желание казаться «хорошим», «всепрощающим», «готовым помочь», этаким «душкой», хотя реальная способность к проявлению названных качеств выявляет свою полную несостоятельность, когда речь заходит о действительной, конкретной их востребованности. - Непритязательность. - Заниженная самооценка. - Утрата собственной индивидуальной идентичности – может компенсироваться через симбиотическое слияние с семьей, нацией, партией, идеологией, обществом, компанией и т.д. - Роботизированная привязанность к привычкам. - Склонность к монотонии, приверженности стереотипам, социоморальным установкам и предписаниям, чрезмерная привязанность к семье, к нормам, сформированным по типу «так положено». - Страсть к комфорту. - Рассеянность внимания. - Страсть к телевидению, газетам, кроссвордам, головоломкам и прочей подобной деятельности. - Скука.
Диагностическая матрица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|