Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Общеметодические и специфические принципы физического воспитания




Тема 5. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Контрольные тесты

1. Укажите, какие принципы используются в системе физи­
ческого воспитания в качестве руководящих положений:

1) общесоциальные и общепедагогические принципы;

2) общеметодические принципы;

3) специфические принципы;

*4) общесоциальные, общепедагогические, общеметодические и специфические принципы.

2. Укажите, какие из перечисленных принципов являются об­
щеметодическими:

М) принцип сознательности и активности, принцип наглядно­сти, принцип доступности и индивидуализации;

2) принцип непрерывности, принцип системного чередова­
ния нагрузок и отдыха;

3) принцип адаптированного сбалансирования динамики на­
грузок, принцип циклического построения занятий;

4) принцип постепенного наращивания развивающе-трениру-
ющих воздействий, принцип возрастной адекватности направле­
ний физического воспитания.

3. Какой принцип предусматривает оптимальное соответствие
задач, средств и методов физического воспитания возможностям
занимающихся?

1) принцип сознательности и активности; •2) принцип доступности и индивидуализации;

3) принцип научности;

4) принцип связи теории с практикой.

4. Какой принцип предусматривает планомерное увеличение
объема и интенсивности физической нагрузки по мере роста функ­
циональных возможностей организма?

1) принцип научности;


 

2) принцип доступности и индивидуализации;

3) принцип непрерывности;

4) принцип постепенного наращивания развивающе-трениру-
ющих воздействий.

5. Укажите, какой принцип обязывает последовательно изме­нять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т. е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возраст­ного физического развития организма: 1) принцип научности;

' 2) принцип возрастной адекватности направлений физическо­го воспитания;

3) принцип систематичности и последовательности;

4) принцип всестороннего развития личности.

Запишите выбранные вами ответы на контрольные тесты в таб­лицу (карточку* ответов).

 

Номер вопроса
Номер ответа          

Задания для самостоятельной работы

1. Перечислите специальные методические приемы, способ­ствующие повышению сознательности и активности в физиче­ском воспитании:

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)

2. Заполните таблицу «Формы практической наглядности в физическом воспитании и их характеристика (назначение и сред­ства)».

 

Практическая наглядность в процессе физического воспитания

Форма наглядности Назначение Средства
     
     
     

3. Заполните таблицу «Принцип доступности и индивидуали­зации в физическом воспитании и его характеристика».

 

Принцип доступности и индивидуализации

Назначение Характеристика
   

4. Перечислите критерии (показатели), по которым определя­ется доступность нагрузок и двигательных заданий в физическом воспитании.

 

Объективные показатели Субъективные показатели
   

5. Заполните таблицу «Специфические принципы физическо­го воспитания и их характеристика».

 

Специфические принципы физического воспитания Характеристика принципов
   
   
   
   
   
   

Задание с проблемными ситуациями

Тема «Сущность принципов методики физического воспитания»

Проблемная ситуация. Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Есть ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являют­ся обязательными при решении образовательных задач. Это прин­ципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Задание. Попробуйте определить, какие последствия или сбои можно наблюдать при осуществлении педагогического процесса в


случае пренебрежения каким-либо принципом. Раскройте устно логику поиска и ответа на данный вопрос с использованием при­меров из реального профессионально-педагогического процесса.

Тема 6. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Контрольные тесты

1. Целенаправленный, систематический и организованный про­
цесс формирования и развития у социальных субъектов качеств,
необходимых им для выполнения каких-либо функций, называется:

1) учением;

2) преподаванием;

3) воспитанием;

4) обучением. '

2. Система движений, объединенная смысловыми двигатель­
ными задачами, называется:

1) двигательными действиями;

2) спортивной техникой;

3) подвижной игрой;

4) физическими упражнениями.

3. Педагогический процесс, направленный на системное освое­
ние рациональных способов управления своими движениями,
приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а так­
же связанных с этим процессом знаний, называется:

1) физическим образованием;

2) физическим воспитанием;

3) физическим развитием;

4) физической культурой.

4. Оптимальная степень владения техникой действия, характе­
ризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контро­
ле со стороны сознания) управлением движениями, высокой проч­
ностью и надежностью исполнения, называется:

1) двигательным умением;

2) техническим мастерством;

3) двигательной одаренностью;

4) двигательным навыком.

5. Из перечисленных пунктов: 1) нестабильность, 2) слитность,
3) неустойчивость, 4) автоматизированность, 5) излишние мы­
шечные затраты, 6) экономичность — укажите те, которые явля­
ются характерными (отличительными) признаками двигательно­
го умения:


1) 2, 4;

2) 1, 3, 5;

3) 1, 2, 3, 4, 5, 6;

4) 1, 2, 6.

6. Основным отличительным признаком двигательного навыка

является:

1) нестабильность в выполнении двигательного действия;

2) постоянная сосредоточенность внимания на технике выпол­
нения двигательного действия;

3) автоматизированность управления двигательными дейст­
виями;

4) неустойчивость к действию сбивающих факторов (встреч­
ный ветер, дождь, плохое освещение мест занятий, шум в зале,
на стадионе и т. п. ).

7. Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно
дополнить следующее ниже предложение: 1) врожденные спо­
собности занимающегося, 2) возраст занимающегося (учени­
ка), 3) координационная сложность двигательного действия,
4) профессиональная компетенция преподавателя, 5) уровень
мотивации, сознательности и критического мышления занима­
ющегося (ученика). Решающая роль, определяющая не только
сроки, но и качество освоения двигательных действий, при­
надлежит:

1) 4, 5;

2) 1, 2;

3) 3;

4) 1, 2, 3, 4, 5.

8. Весь процесс обучения любому двигательному действию
включает в себя..., которые отличаются друг от друга как частны­
ми задачами, так и особенностями методики.

Вставка-ответ: 1) три этапа;

2) четыре этапа;

3) два этапа;

4) пять этапов.

9. Цель обучения на этапе начального разучивания техники дви­
гательного действия:

1) сформировать у ученика основы техники изучаемого движе­
ния и добиться его выполнения в общих чертах;

2) завершить формирование двигательного умения;

3) детализирование освоить и закрепить технику изучаемого
двигательного действия;

4) достижение слитности и стабильности выполнения фаз и
частей техники изучаемого двигательного действия.


10.   Обучение двигательному действию начинается с:

1) создания общего первоначального представления (смысло­
вого и зрительного) о двигательном действии и способе его вы­
полнения;

2) непосредственного разучивания техники двигательного дей­
ствия по частям;

3) непосредственного разучивания техники двигательного дей­
ствия в целом;

4) разучивания общеподготовительных упражнений.

11.   На этапе начального разучивания двигательного действия
наиболее типичным (т. е. имеющим массовый характер) является:

1) непроизвольная напряженность мускулатуры у учеников и
связанная с ней общая скованность движений, их неточность (по
амплитуде и направлению);

2) стабильность, слитность, надежность исполнения ученика­
ми двигательного действия;

3) минимальный контроль со стороны сознания обучающихся
за управлением движениями (регулирование прилагаемых усилий,
быстроты выполнения и направления движения);

4) высокая степень координации и автоматизации движений.

12. В рамках одного занятия на этапе начального разучивания
техники двигательного действия обучение движениям необходи­
мо осуществлять:

1) в подготовительной части занятия;

2) в начале основной части занятия;

3) в середине основной части занятия;

4) в конце основной части занятия.

13.   Приступая к непосредственному разучиванию техники дви­
гательного действия, преподаватель в первую очередь намечает
ведущий метод разучивания. Если действие сравнительно неслож­
ное по технике, его лучше осваивать:

1) сразу в целостном исполнении (метод целостно-конструк­
тивного упражнения);

2) по частям с последующим объединением отдельных частей
в целое (расчлененно-конструктивный метод);

3) в различных игровых ситуациях (игровой метод обучения);

4) в различных соревновательных ситуациях: «кто правильнее»,
«кто точнее», «кто лучше» и т. п. (соревновательный метод обуче­
ния).

14. Каким методом обучения преимущественно пользуются на
этапе начального разучивания техники сложного двигательного
действия?

1) методом стандартно-интервального упражнения;

2) методом сопряженного воздействия;


3) расчленение-конструктивным методом;

4) методом целостно-конструктивного упражнения.

15. В процессе обучения двигательным действиям наибольшее
количество двигательных ошибок допускается занимающимися:

1) на этапе начального разучивания техники двигательного
действия;

2) на этапе углубленного разучивания техники двигательного
действия;

3) на этапе совершенствования двигательного действия;

4) на этапе взаимодействия различных по структуре двигатель­
ных навыков.

16.   Из перечисленных пунктов выберите те, которыми можно
дополнить следующее ниже предложение: 1) недостаточная об­
щая физическая подготовленность занимающегося (ученика);
2) уменьшение в занятии числа учебных заданий и количества их
повторений; 3) неуверенность занимающегося в своих силах, от­
сутствие решительности; 4) увеличение интервалов отдыха между
повторениями двигательного действия; 5) нарушение требований
к организации занятия (урока), ведущее, в частности, к прежде­
временному утомлению занимающихся. Причинами двигательных
ошибок на стадии формирования у занимающихся первоначаль­
ного двигательного умения являются:

О 1, 3, 5;

2) 2, 4;

3) 1, 2;

4) 1, 2, 3, 4, 5.

17. Из перечисленных задач выберите те, которыми можно до­
полнить следующее ниже предложение: 1) разучить технику дви­
гательного действия (в целом и по частям); 2) устранить грубые
ошибки, обуславливающие невыполнение действия или его значи­
тельное искажение; 3) достижение слитности фаз и частей техни­
ки двигательного действия; 4) обучение разным вариантам техни­
ки действия; 5) формирование умений применять изученное дей­
ствие в различных условиях и ситуациях. Частными педагогически­
ми задачами на этапе совершенствования двигательного действия
являются:

1) 4, 5;

2) 1, 2;

3) 1, 3, 5;

4) 1, 2, 3, 4, 5.

18.   Этап совершенствования двигательного действия продол­
жается:

1) от 3 до 5 месяцев;

2) 1 год;


 

3) 2-3 года;

4) на протяжении всего времени занятий в избранном направ­
лении физического воспитания.

19.   Совокупность упражнений, приемов и методов, направ­
ленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам,
а также на их дальнейшее совершенствование, называется:

1) методикой обучения;

2) физической культурой;

3) физическим образованием;

4) физически^ воспитанием.

20. Двигательные действия (включая их совокупности), кото­
рые направлены на реализацию задач физического воспитания,
сформированы и организованы по его закономерностям, называ­
ются:

1) физическими упражнениями;

2) подвижными играми;

3) двигательными умениями;

4) физическим совершенствованием.

21.   Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности
преподавателя и учащихся, при помощи которых достигается проч­
ное овладение знаниями, умениями и навыками, называются:

1) методами обучения;

2) двигательными действиями;

3) методиками обучения;

4) учением и преподаванием.

22. Совокупность обобщенных положений или система взгля­
дов на понимание сущности, содержания, методики и организа­
ции учебного процесса, а также особенностей деятельности обу­
чающихся и обучаемых в ходе его осуществления, называется:

1) принципами обучения;

2) теорией или концепцией обучения;

3) обучением;

4) профессионально-педагогическим мастерством.

23. В физическом воспитании и спорте проявляется положи­
тельный и отрицательный перенос двигательных навыков. Основ­
ным условием положительного переноса навыка является:

1) высокий уровень профессионального мастерства учителя
физической культуры, преподавателя физического воспитания,
тренера по виду спорта;

2) наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных
звеньях) этих двигательных действий;

3) соблюдение принципа сознательности и активности;

4) учет индивидуальных особенностей занимающихся.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...