Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итог занятия. Рефлексия. ü Что беспокоит сейчас родителей?. ü Что хотели бы обсудить?. ü Ваши пожелания на следующую встречу.




Итог занятия. Рефлексия

Родители отвечают на вопросы:

ü Что беспокоит сейчас родителей?

ü Что хотели бы обсудить?

ü Ваши пожелания на следующую встречу.

ЗАНЯТИЕ 10. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Цели: дать родителям представление об особенности эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе с ограниченными возможностями. Формирование произвольности самоконтроля при выполнении работы у детей с отклонениями в развитии.

Материалы и оборудование

плакат «Психологическая готовность к обучению в школе»

Ход занятия

Теоретическая часть

Сегодня мы рассмотрим еще один компонент психологической готовности это эмоционально – волевая готовность.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

ü мотивационную готовность,

ü личностную готовность,

ü интеллектуальную или умственную готовность,

ü эмоционально-волевую готовность,

ü физическая готовность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

Определенная степень сформированности произвольных (т. е. целенаправленных) психических процессов: внимания, памяти, мышления. Умение преодолевать посильные трудности, навыки самостоятельной работы, быстрый темп работы, овладение основными правилами поведения, умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку.

У ребенка должны быть сформированы следующие волевые качества:

· организованность поведения,

· умение организовать рабочее место,

· своевременно начинать работу и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой,

· уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Изучение детей с ОВЗ показало, что они оказываются неготовыми к школьному обучению по всем показателям. Один из признаков ОВЗ незрелость эмоционально – волевой сферы. Проявление незрелости в несформированности деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении задания. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:

· низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы – обобщение, абстрагирование, классификация);

· некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);

· речевая активность низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;

· интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность слабая и нестойкая;

· запоминание механическое.

Кроме того дошкольники с ОВЗ эмоционально неустойчивы, отмечаются импульсивные реакции, неадекватным поведением и самооценкой, преобладание игровой мотивации. Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители.

Эмоционально-волевые нарушения у детей с ДЦП могут проявлять себя по-разному:

1. Повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга.

Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха. Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – гиподинамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями – побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте – страх болезни и смерти.

Страхи, возникающие спонтанно, вне связи с какими-либо психогенными факторами, называются неврозоподобными; они обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним относятся недифференцированные ночные страхи, появляющиеся эпизодически во время сна и сопровождающиеся криком, плачем, общим возбуждением, вегетативными расстройствами. Они характерны для детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, часто возникают на фоне гипертермии. Если страхи появляются внезапно, на фоне соматического благополучия, в определенное время ночного сна, через одинаковые промежутки времени, сопровождаются двигательными автоматизмами, их следует отличать от пароксизмов эпилептического генеза, которые также могут наблюдаться при детских церебральных параличах.

3. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

4. Повышенная впечатлительность. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

5. Повышенная утомляемость – еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение – ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

6. Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами – это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем дети без данного заболевания. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...