Ролевые модели и развитие эмпатии
Дети могут развивать эмпатию при помощи ролевых моделей. Им всегда хочется кого-то идеализировать. Сначала за эталон берутся мама и папа. Если дети решили, что вы – отзывчивый и заботливый родитель, они с большей вероятностью будут искать друзей и партнеров, похожих на вас, и начнут относиться к ним с таким же уважением, когда вырастут. Дети могут перенять ваши манеры и вести себя так с другими людьми. Ролевые модели важны для развития ребенка на всех этапах. Дети ищут «нормы», образцы: если дома на ребенка и его чувства обращают внимание, последовательная эмпатическая коммуникация становится нормой и закрепляется в его сознании. Ребенок учится слушать и реагировать – это ключевые аспекты эмпатии. Он понимает, что его слова и действия имеют ценность. Если ситуация дома в корне противоположная, он начинает сомневаться в собственной ценности и становится неуверенным в себе. Дети хотят видеть своих родителей в добром свете, даже если те плохо к ним относятся, – это естественное желание. Почему? Потому что они понимают собственное бессилие. Иногда бывает страшно, если вы ростом всего около 70 сантиметров, а все, что вы видите, – лес ног. У детей есть внутренняя потребность в связи с родителями и естественная склонность демонстрировать привязанность к ним, так они чувствуют себя в безопасности. Плохо это или нет, но дети подражают своим родителям с раннего возраста. При выборе образцов для подражания дети, как правило, не ограничиваются родителями. Они могут подолгу любоваться учителем или няней, тетей или дядей, двоюродным братом, космонавтом, ветеринаром, художником или поваром. Один мой знакомый, мальчик по имени Хадсон, живет через дорогу от пожарной части. К пяти годам он так полюбил пожарных, что просил, чтобы его приводили к ним каждый день. Родители ему не отказывали, а «объекты восхищения» были достаточно любезны, чтобы позволить ему посидеть в пожарной машине или поносить каску. Тем временем друг Хадсона по имени Дэвид полюбил полицию и повсюду ходил в полицейской форме, а Ванесса, подруга Дэвида, приносила в школу пластиковый стетоскоп – она хотела стать врачом. Замечательно, что у этих детей были такие позитивные образцы для подражания. Наличие героя или кого-то, на кого можно равняться, заставляет ребенка чувствовать себя особенным и побуждает его стремиться к тому, что он считает важным. Это помогает нарастить «мышечную массу» здоровой целеустремленности и самооценки. Наличие «плохих» образцов для подражания тоже важно – эти примеры учат детей, как не надо поступать. Предполагается, что дети уже успели достаточно пообщаться с «хорошими образцами» и у них сформировано очень четкое различие между «правильным» и «неправильным». Если ребенку захочется равняться на «плохой» образец, начинаются проблемы.
Не стоит забывать и о том, что дети, к которым постоянно относятся без должного уважения или несерьезно, могут вырасти, думая, что их мысли и чувства ничего не стоят. Существует опасность, что дети переймут от взрослых плохие «эмпатические привычки». Я знала учителя истории из средней школы, который издевался над учениками, заваливал их заданиями и «расстреливал» неожиданными вопросами. Те в знак протеста даже клали головы на парты. Учитель угрожал понижать их оценки на один балл каждый раз, когда кто-то не знал ответа на его вопрос и начинал всегда с ученика, который больше всего беспокоился о своих оценках. Некоторые дети поняли, что с ними обращались несправедливо и неправильно. А другие, возможно, узнали, что если прибегнуть к запугиванию, подлости и манипуляциям, то можно добиться всего, чего хочешь, – ведь на уроках истории это было нормой.
В конечном счете дети, скорее всего, смогут перенять хорошие качества родителей и других образцов для подражания – людей, которых они подсознательно идеализировали. Дети будут стремиться к качествам, которые помогают им чувствовать себя комфортно и кажутся знакомыми. Вот почему так важно моделировать эмпатическое поведение, пока ребенок учится формировать свое «идеальное я» – это значит, что по мере взросления «идеальное я» не поколеблется, даже если он поймет, что родители не так совершенны, как ему казалось вначале. Показывая хороший пример, выполняя обещания и относясь к ребенку честно и сочувственно, мы укрепляем его в решимости общаться с людьми, которые проявляют эти качества. Однако если ребенок увидит, как взрослый, которому все доверяют, действует недобросовестно или безрассудно, ему может быть слишком сложно принять как факт, что «человек, который имеет надо мной такую власть, – плохой». В этом случае может запуститься механизм психологической защиты – ребенок убедит себя в том, что другие люди заслуживают недобросовестного или бездумного обращения, и начнет копировать поведение «злого» взрослого. В психологии такая защита называется «идентификацией с агрессором». Помните, что вы можете выбрать, как помочь ребенку сформировать самого себя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|