Средства обеспечения. Литература. 1.Теоретический аспект.
Средства обеспечения Геометрик. Дидактические игры: «Цветное лото», «Установи последовательность», « Ассоциации», «Большое, среднее, маленькое», «Я волшебник» (разрезные картинки), «Назови одни словом», «Логический квадрат», «Времена года» Литература 1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Г Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007 2. Ектанова Е. А., Стребелева Е. А Корреционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста – М.: Каро, 2010 3. Истратова О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011 4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2008 5. Теплякова О. Н. Развивающие игры. – М.: Оникс, 2010
Занятие №1. Развитие восприятия детей дошкольного возраста Цель: ознакомление родителей (тьюторов) с особенностями развития восприятия детей дошкольного возраста. Задачи программы: 1)Познакомить родителей с особенностями развития восприятия детей дошкольного возраста; 2)Изучить особенности развития восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями; 3)Сформировать у родителей-тьюторов представления о методах и формах работы по развитию восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями; 4)сформировать у родителей-тьюторов систему знаний и умений по обучению и развитию восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. 1. Теоретический аспект.
Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Ели в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для его развития, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития. Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина и др., - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. в процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|