Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте.




Пути и средства формирования внимания в дошкольном возрасте.

Можно выделить следующие пути формирования внимания детей в дошкольном возрасте.

1. Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенно режима — важнейшее условие не только развития переключения, концентрации и других свойств внимания детей, но и организации всей их жизнедеятельности. Но при этом следует помнить о гибкости подхода решении этой задачи.

2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает:

• использование эмоционально насыщенного материала, который вызовет у детей положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания;

• рациональное чередование видов деятельности (например, после занятий физкультурой, когда дети возбуждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности);

• умеренную нагрузку (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре, так как на последующих занятиях дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление, что, естественно, не будет способствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности));

• запрет на введение на одном занятии сразу 3—5 новых компонентов;

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д. ), взрослый помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит во внутренний план (т. е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор является ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действия и проверяет себя по картинкам, а затем становится способным ocуществлять  их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Правильная организация различных видов деятельности детей предполагает использование их интересов и желания Благодаря включению игрового элемента, у ребенка более активно будут развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.

2. Практические упражнения и игры.

Игра «Асимметричная гимнастика»

Цель: развитие умения распределять внимание

Упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить по животу.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие умения распределять внимание, координации слухового и двигательного анализаторов.

Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать.

Взрослый: «Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, Если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибается – считается проигравшим».

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Цель: развитие быстроты распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширение кругозора и познавательную активность ребенка. Взрослый называет детям различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Малыши внимательно слушает и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

В другой раз предложите, чтобы дети вставали каждый раз, когда услышат слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыши хлопают в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встают при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Упражнение " Выполни по образцу"

Цель: тренировка концентрации внимания

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т. к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

 а) анализ каждого элемента узора;

 б) правильное воспроизведение каждого элемента;

 в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

 

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...