2. Практические упражнения и игры.
2. Практические упражнения и игры. Игра «Чего не стало? » Цель: развитие кратковременной зрительной памяти детей дошкольного возраста На стол ставятся несколько предметов, игрушек. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (далее задание усложняется, и убирают две и более игрушки). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой. Игра «Узнай предмет» Цель: тренировка тактильной памяти Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание. Игра " Кто знает больше" Цель: развитие долговременной памяти Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Игра «Кукловоды»
Цель: развивать двигательную память, умение ориентироваться в пространстве. Упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Взрослый ведет ребенка по какому – либо маршруту, а затем предлагает этот маршрут воспроизвести. Глаза у ребенка могут быть завязанными. 3. Рефлексия: шеринг чувств; Мини – опрос: Что Вы уже знали из представленного материала? Что Вы узнали для себя нового? Какая информация кажется вам наиболее значимой?
Занятие №4. Развитие мышления детей дошкольного возраста Цель: ознакомление родителей (тьюторов) с особенностями развития мышления детей дошкольного возраста. Задачи: 1)Познакомить родителей с особенностями развития мышления детей дошкольного возраста; 2)Изучить особенности развития мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями; 3)Сформировать у родителей – тьюторов представления о методах и формах работы по развитию мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями; 4)сформировать у родителей – тьюторов систему знаний и умений по обучению и развитию мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. 1. Теоретический аспект. Образная информация и усвоенные простейшие понятия, накопленные ребенком за первые три года жизни, являются основой для дальнейшего развития его мышления. В дошкольном возрасте мышление основывается на представлениях. Оперирование образами делает мышление дошкольника в неситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, что значительно расширяет границы познания. Во многом изменения мышления дошкольника обусловлены установлением более тесных взаимосвязей мышления с речью, что выражается, в частности: 1) в появлении развернутого мыслительного процесса — рассуждения; 2) в перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности (в этом процессе речь начинает выполнять планирующую функцию);
3) в интенсивном развитии мыслительных операций. В основе любого рассуждения — постановка познавательного вопроса. Развитие мышления во многом определяется уровнем усвоения понятия. Как известно, систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Но исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте при условии правильной организации развивающей среды дети вполне способны усваивать широкий круг понятий. Условно выделяют четыре этапа формирования понятий: 1. Восприятие отдельных предметов, явлений. 2. Выделение множества признаков предметов и явлений. 3. Выделение существенных признаков с переходом к обобщению. 4. Обозначение предметов (явлений) словом. Степень овладения понятиями зависит от уровня овладения обобщением. Часто ребенок ориентируется на самые разнообразные признаки: • объединяет предметы собирательным словом, т. е. без всякого отвлечения и обобщения отдельных признаков предмета; • объединяет предметы по субъективным признакам. Уровень обобщения понятий зависит: • от степени знакомства детей с многообразием предметов, включаемых в данную ситуацию; Для ребенка особенно трудным является правильно определить понятие (ответить на вопрос «что это такое? »). Он часто объединяет объекты, признаки и свойства предмета, которые с точки зрения логики взрослого человека несоединимы (мальчик спрашивает у папы: «Как устроен машина времени? » Папа отвечает: «Не знаю». Мальчик: «Я вырасту, потом придумаю... О, я знаю! Надо взять часы и положить их в мотор. И получится машина времени! »). Исходя из того, что ребенок в мыслительной деятельности использует только те представления, которыми он обладает, что его мышлению свойственна алогичность, которая и порождает необычность рассуждений, в качестве основных причин своеобразия умозаключений дошкольника выделяют: - отсутствие или нехватка знаний, их ограниченность, неточности, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию; - малознакомые условия задачи заменяются более известными, - легко устанавливаются связи между существенными и случайными признаками;
- неумение мыслить логически, последовательно. При рассуждении ребенок использует такие способы, как рассуждение вслух, сопоставление и обобщение фактов, перебор возможных вариантов, аргументирование, обоснование выводов, использование аналогии, объяснение неизвестного с помощью известного, использование своего непосредственного чувственного опыта, информации из прочитанных ему книг и др. В основе возникновения рассуждений лежит стремление дошкольника найти целесообразность в устройстве действительности, определить назначение предметов, выявить наличие связей между внешними признаками и назначением объекта. У ребенка по мере развития возрастает понимание причинных связей между объектами окружающего мира. Считается, что существенный перелом в этом плане наступает примерно в 5 лет. В целом, развитие понимания причинности идет по следующим направлениям: - ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних; - недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением; - дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность. Понимание причинности свидетельствует о появлении у дошкольника чувствительности к противоречиям, в проявлении у него признаков критичности мышления. Уровень развития мышления дошкольника во многом зависит от формирования познавательной активности в детском саду и семье. В качестве важнейших условий ее формирования можно выделить:. 1. Преодоление жестких рамок регламентированного обучения на занятиях. Мышление ребенка развивается в разных видах деятельности. Взрослый учит: В игре: - обследовать предмет; - планировать действия; - использовать мерки, т. е. действовать с числами, знаками, моделями. В деятельности: - использовать символы, знаки; - приобретать знания в системе; - выявлять общие связи и закономерности явлений. Обучение необходимо строить так, чтобы оно совершенствовало способы мышления, помогало приобретению новых типов его, заменяло и расширяло круг мыслительных задач.
В продуктивных видах деятельности: —обобщенным формам рассуждений; —способности решать практические и познавательные задачи. В общении со взрослым: - осваивать систему знаний и понятий; - осуществлять внешние действия, которые со временем преобразуются во внутренние (интериоризация); - думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешать самостоятельно проблемные ситуации. В общении необходимо побуждать детей спрашивать. Равнодушное отношение к вопросу ребенка снижает его познавательную активность. Также необходимо широкое использование дидактических игр и включение ребенка в самостоятельную познавательную практическую деятельность. Развитию мышления ребенка, особенно наглядно-образного, способствуют специально подобранные упражнения, игры с правилами. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически: менять в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами, и отпадает необходимость практического действия с ними. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Н. Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил пять этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Эти этапы следующие: 1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию. 2. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.
3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнение реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи. Важный вывод, который был сделан Н. Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|