2. Семинар - развернутая беседа на тему: «Основные принципы демографического анализа».
2. Семинар - развернутая беседа на тему: «Основные принципы демографического анализа». Цель семинарского занятия: уточнить особенности демографического анализа общественных процессов. Задачи: • знать цели и принципы учета демографических событий. • ознакомиться с основными требованиями к социально-демографической информации. • освоить текущий учет демографических событий. Вопросы для обсуждения: 1. Цели и принципы учета демографических событий. 2. Основные требования к социально-демографической информации. 3. Переписи населения как основной источник данных о населении. 4. Текущий учет демографических событий. 5. Выборочные социально-демографические обследования населения. Списки и регистры населения. Практические задания: Подготовка эссе 6, 7, 8 Литература основная: 1, 2, 3, 4, 7 Литература дополнительная: 2, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 16, 18, 19 25, 26
Тема 4. Социологические подходы к изучению смертности 3. Семинар – круглый стол на тему: «Рождаемость как демографический процесс». Цель семинарского занятия: определить целевое назначение выработки показателей и индикаторов изучения рождаемости. Задачи: • изучение демографического понятия рождаемости. • Исторические типы рождаемости: наталистический переход. • Тенденции рождаемости в мире, её особенности в России. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие рождаемость. 2. Показатели и индикаторы рождаемости Практические задания: Подготовка эссе: № 11, 12, 13, 14, 15, 16. Литература основная: 7, 9. Литература дополнительная: 6. 4. Семинар – круглый стол на тему: «Смертность как демографический процесс». Цель семинарского занятия: определить целевое назначение выработки показателей и индикаторов изучения смертности.
Задачи: • изучение демографического понятия смертности. • рассмотрение исторических типов смертности. • изучение смертности по причинам смерти. Вопросы для обсуждения: 1. Таблицы смертности. 2. Изучение смертности по причинам смерти. 3. Социальный прогресс и изменение в структуре смертности по причинам смерти. 4. Показатель младенческой смертности и его социально–демографическое значение. 5. Перспективы дальнейшего роста продолжительности жизни. 6. Тенденции смертности в мире и России. 7. Социальные последствия снижения и повышения смертности. Практические задания: Подготовка эссе: № 9, 10. Литература основная: 8, 9. Литература дополнительная: 6. 5. Семинар на тему: «Брачность и разводимость, что больше способствует повышению рождаемости? ». Цель семинарского занятия: определить основные аргументы в пользу двух противоположных точек зрения на поставленный вопрос. Задачи: • рассмотреть этические основания браков и разводов; • изучить точки зрения социологов, экономистов, демографов на проблемы брачности и разводимости. • определить современные тенденции брачности и разводимости в мире и в России. Описание хода игры: 1. Студенты делятся на две группы. В каждой из групп определяется лидер, который выступает от имени группы с поддержкой ее аргументов. 2. Первый выступающий обосновывает брак как базис роста рождаемости. 3. Второй выступающий начинает свою речь со слов, что принудительные заключение браков оказывает отрицательное влияние на рождаемости и лучше развестись и заключить новый брак. 4. Обе команды в своих докладах отдельное внимание должны уделить задачам, изучению брачности и разводимости. 5. Во втором раунде участники команд поочередно задают вопросы лидерам противоположной стороны.
6. В третьем раунде лидерам команд вопросы задает модератор (лектор) 7. Для более полной и подробной аргументации своей точки зрения поощряется использование: социологических первоисточников, статистических данных, работами демографов, информации из СМИ о событиях современной общественной жизни. Практические задания: Подготовка рефератов: №№ 8, 9, 10, 11, 12, 13. Литература основная: 1, 2, 3, 5, 7 Литература дополнительная: 3, 5, 10, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24.
Тема 6. Социологические подходы к изучению миграции. 6. Семинар - развернутая беседа на тему: «Понятие миграционного движения. ». Цель семинарского занятия: определить основные понятия миграционного движения. Задачи: • обозначить основные вопросы теории и классификации миграционного движения; • раскрыть современные тенденции миграционного движения; • рассмотреть роль миграции в социально-демографическом развитии России. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие миграционного движения. 2. Современная классификация миграционного движения. 3. Миграция как демографический процесс. 4. Основные научные подходы в изучении миграции. 5. Влияние миграции на социальные отношения в обществе. 6. Особенности внутренней миграции, её основные направления. 7. Закономерности международной миграции (глобализация, рост экономической миграции, возрастающая роль миграции в демографическом развитии развитых стран мира и др. ). 8. Современный миграционный кризис и его влияние на социум развитых стран мира. 9. Роль миграции в социально-демографическом развитии России. Практические задания: Подготовка эссе №№ 17, 18, 19, 20, 21. Литература основная: 1, 4, 6, 8, 9, 10. Литература дополнительная: 2, 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|