А.В. Борисова. Образование женщины—дворянки в России во второй половине XVIII—первой половине ХIХ в.
А. В. Борисова Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Образование женщины—дворянки в России во второй половине XVIII—первой половине ХIХ в. Проводником культуры, ее «чутким барометром» и покровителем в XVIII в. выступала именно женщина–дворянка. «Женщина – жена и мать – в наибольшей степени связана с надысторическими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи»[583]. Вступление России в новый исторический период потребовало заняться формированием личности не только мальчиков, но и девочек. Правление Екатерины II дало образец стиля бытового поведения: «Образованная современная женщина – особа, которая владеет одним — двумя иностранными языками, умеет прекрасно излагать свои мысли и в разговоре и на бумаге. Она следит за новинками науки, литературы и искусства, читает журналы – российские и зарубежные. Она занимается самообразованием всю жизнь… играет на музыкальных инструментах… ее манеры безупречны»[584]. Российская действительность второй половины XVIII – первой половины XIX в. могла предложить женщине либо закрытое учебное заведение, либо домашнее образование. Институты благородных девиц, входидившие в Ведомство императрицы Марии, были высшей, почетной формой обучения. Помимо Смольного, существовали институты Ордена Святой Екатерины в Петербурге и в Москве. По их примеру на средства дворянских обществ и частных пожертвований в первой четверти ХIХ в. были открыты Патриотический в Петербурге и Харьковский институты. В основе их деятельности лежала идея создания новой породы светских женщин, воспитанницы должны были занять видное положение в обществе[585].
Учились в Смольном институте 9 лет, и девушки во время обучения практически не виделись с родными. Жители столицы изредка могли видеться с дочерьми, родственникам из провинции вход в Смольный был закрыт. «Надзор был строгий, почти монастырский»[586]. Учебная программа подобных заведений охватывала широкий круг предметов, но глубоких знаний (кроме иностранных языков) не давала. Много внимания уделялось рукоделию и танцам. Знания в области математики ограничивались лишь самому необходимому, физика сводилась к опытам и наблюдениям[587]. Праздники были редки, а будни – тяжелы и суровы, особенно для младших девочек. «Поскольку родители к девочкам не приезжали, то деспотизм этих надзирательниц чувствовался особенно сильно»[588]. Сам уклад института был суров. Девочки поднимались в 6 утра. Занятия длились 6—8 уроков ежедневно, присутствие на уроках было обязательным. Время для игр строго регламентировалось. Питание оставляло желать лучшего. Итогом 9 лет обучения становился экзамен, на котором присутствовали члены императорской фамилии. Процедура экзамена была практически фиктивной. Накануне девушки получали один билет, который и требовалось выучить. За исключительные успехи (трем лучшим) смолянкам выдавался «шифр» — бриллиантовый вензель императрицы. Обладая им, девушки получали возможность выйти в большой свет и стать фрейлинами. Многие же ученицы преследовали единственную цель — стать известной невестой и выйти замуж после окончания института. Другим типом учебных заведений были частные пансионы. В 1803 г. в Петербурге их насчитывалось 28, к 1828 г. их число возросло до 69 (из них 45 – женских). Провинциальные пансионы находились в губернских городах, их количество постоянно менялось. Иностранные частные пансионы буквально наводнили обе столицы к концу XVIII столетия. Цель пансионного обучения – помочь девушке выйти замуж. Имели место два вида пансионов – немецкие и французские[589].
В названных учебных заведениях девушки жили, питались и учились. Оба вида пансионов сближала скудость учебного плана в его современном видении. Систематический характер имели только занятия языками и танцами. В остальном же уровень обучения был невысоким. Немецкие пансионы делали упор на естественные науки, которые могли пригодиться по хозяйственной части. Воспитанницы практиковались в арифметике и домашней экономии. Французские пансионы делали ставку на правила поведения в обществе, законы светского обхождения и любезности. Таким образом, частные пансионы, как и домашнее воспитание, не ставили перед собой задачу реализовать идеи просветителей в образовании. Их цель – дать девушке минимальный уровень знаний и умений, который смог бы обеспечить удачное замужество. Небольшое количество институтов и пансионов, дороговизна обучения приводили к тому, что большая часть девушек–дворянок получала домашнее образование. В этом случае необходимо отметить два типа семей: бедные, не имевшие возможности отправить дочь в пансион, либо очень богатые, имевшие возможность дать в домашних условиях образование лучше, чем в пансионе. Домашнее обучение и воспитание срасталось с бытом и повседневностью. Детей начинали обучать рано, чередуя время игр с занятиями[590]. В некоторых семьях хорошо образованные родители сами обучали своих детей. Так, М. Н. Раевская много путешествовала с родителями, общалась с интересными и умными людьми. Отец руководил образованием детей и стремился, чтобы оно было всесторонним, энциклопедическим. При этом сыновья больше внимания уделяли военным наукам, а дочери – гуманитарным. Библиотека отца насчитывала 4 тыс. единиц. Модные веяния в России, как и в других странах, диктовались Францией. Языком, приличествующим для великосветской беседы, был французский. Ему обучали с ранних лет, в итоге,, как и долговременные поездки с детьми заграницу, усиленные занятия иностранными языками отражались на качестве знания родного[591]. Кроме родителей, крепостных «дядек» и «нянек», помогающих в воспитании и образовании дворянских детей, для отпрысков нанимали гувернанток и гувернеров. «Monsieur l' Abbe, француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил…»[592]. Французы и немцы учили юных дворянок и дворян свободно владеть языками. В целях улучшения качества обучения в 1834 г. правительство издало «Положение о домашних наставниках и учителях», с того времени лица, поступавшие в частные дома для воспитания детей, должны были иметь звание домашних наставников.
Г. Л. Шаматонова Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|